МиГ МиГ-29
Варианты:
МиГ - МиГ-29 - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (15)
МиГ-29

  В конце 1960-х годов в СССР приступили к работам по созданию перспективных истребителей 4-го поколения, а в 1971 году ВВС сформулировали тактико-технические требования к новому самолету, получившему условное обозначение "перспективный фронтовой истребитель". Главными особенностями должны были стать высокая маневренность, комплекс БРЭО нового поколения и современные авиационные средства поражения. Впоследствии было решено разделить программу на две составляющие - перспективный фронтовой истребитель (по ней создан Су-27) и легкий фронтовой истребитель (первоначально - "перспективный легкий массовый истребитель"), по которой и был, собственно, создан МиГ-29.
  ОКБ А. И. Микояна приступило к проектированию будущего МиГ-29 в 1970 году. Был рассмотрен целый ряд вариантов. Вначале приоритет отдавался классической схеме, но затем предпочтение было отдано так называемой интегральной аэродинамической схеме машины - в этом случае фюзеляж и крыло самолета образовывали единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее аэродинамическое сопротивление и большую подъемную силу при полете на больших углах атаки.
  В 1973 году заказчик подготовил уточненные тактико-технические требования к новому самолету, в том же году был готов и уточненный аванпроект МиГ-29, а 15 июля 1974 года для последующего проектирования была окончательно утверждена интегральная схема машины с единым несущим планером. Самолет представлял собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме среднеплан с трапециевидным крылом, имеющим выраженный наплыв и механизацию по передней и задней кромкам, с двухкилевым хвостовым оперением с цельноповоротным стабилизатором, а также двумя двигателями в изолированных мотогондолах в хвостовой части и подфюзеляжными воздухозаборниками.
  Крыло - трехлонжеронное, каждая консоль оборудована трехсекционными отклоняемыми носками по передней части, щелевыми закрылками и элеронами - по задней части. Горизонтальное оперение - цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор, установлен по обе стороны гондол двигателей с отрицательным углом поперечного V. Управление по тангажу - синхронным отклонением обеих половин стабилизатора, по крену - дифференциальным отклонением в противоположные стороны. Кили были установлены на хвостовом отсеке фюзеляжа по обе стороны гондол двигателей.
  МиГ-29 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями РД-33 разработки ОКБ им. В. Я. Климова с форсажными камерами, которые по ряду параметров не уступали, а по многим параметрам и превосходили зарубежные аналоги. Во избежание повреждения двигателей посторонними предметами, которые могут попасть с ВПП аэродрома в воздухозаборники при работе силовой установки самолета на земле, при рулении и взлете (посадке), основные воздухозаборники закрываются подвижными защитными перфорированными панелями. Значительная часть потока воздуха при этом поступает в двигатели через открываемые пятисекционные створки на верхней поверхности наплывов крыла.
  Построено 14 опытных самолетов, первый полет состоялся 6 октября 1977 года, а 27 октября 1983 года завершены государственные совместные испытания. Производство первого серийного варианта, "9-12", развернуто на московском МАПО в 1982 году, а серийное производство двигателей РД-33 - на московском заводе "Красный Октябрь" (сегодня завод им. Чернышева). С конца 1983 года МиГ-29 начал поступать в строевые части.
  Первые 70 серийных самолетов оснащались дополнительными противоштопорными подфюзеляжными гребнями, но с 1984 года от них отказались. Кроме того, на истребителях была внедрена система автоматического демпфирования крена и улучшения поперечной управляемости на больших углах атаки с помощью рулей направления увеличенной площади.
  Система управления вооружением (СУВ), типа С-29, включала радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 с бортовой РЛС Н019 и цифровым вычислителем Ц100, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 с ОЭПС-29 (с нашлемной системой целеуказания), цифровым вычислителем Ц100 и системой навигации СН-29. Базовый вариант вооружения - две УР средней дальности Р-27Р, по две УР ближнего боя Р-73 и Р-60, плюс встроенная 30-мм пушка с боекомплектом 150 снарядов, а для поражения наземных целей могли применяться авиабомбы и НАР.
  Следом за первой серийной модификацией, "9-12", последовали экспортные варианты "9-12А" (для стран - членов Организации Варшавского договора) и "9-12Б" (для остальных стран), которые, соответственно, отличались измененным РЛПК и применением ракет Р-27Р1 и Р-27Т1 тоже с измененными ТТХ или измененной СУВ и ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1 с измененными в сторону ухудшения ТТХ.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  МиГ-29

  Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
  Силовая установка: два ТРДДФ РД-33 форсированной тягой 8300 кгс
  Летные характеристики: максимальная скорость полета на большой высоте 2400 км/ч; максимальная скорость полета у земли 1500 км/ч; максимальная скороподъемность 19800 м/мин; практический потолок 18 000 м; практическая дальность полета без ПТБ - 1500 км
  Масса: пустого 10900 кг; нормальная взлетная 14900 кг; максимальная взлетная 18 500 кг
  Размеры: размах крыла 11,36 м; длина 17,32 м; высота 4,73 м; площадь крыла 38,1 м2
  Вооружение: одноствольная 30-мм пушка ГШ-30-1 (в левом наплыве крыла), плюс до 3000 кг боевой нагрузки на шести подкрыльевых узлах подвески
МиГ-29 Центра подготовки летчиков, Туркмения, 1990г.
МиГ-29 Центра подготовки летчиков, Туркмения, 1990г.
Изображен МиГ-29 (модификация "9-12") с полным вооружением 234-го гвардейского Проскуровского ИАП, Кубинка, начало 1990-х годов. На фюзеляже в районе козырька кабины изображен знак "Гвардия". Самолет камуфлирован пятнами серого и серо-зеленого цвета, размер и форма пятен камуфляжа регламентировались лишь ориентировочно и варьировались от самолета к самолету.
Один из двух МиГ-29, принимавших участие в показательных полетах 16-18 мая 1992г. на авиабазе Эдмонтон, Канада. Опознавательные знаки на килях - неутвержденные, на крыле - отсутствуют.
МиГ-29 из состава 1-й истребительной эскадрильи ВВС Эритреи. Авиабаза Асмэра. Самолет принадлежал к первой партии, поставленной из России в конце 1999г.
МиГ-29 из 1-й истребительной АЭ ВВС Эритреи. Авиабаза Асмэра, февраль 1999 г.
МиГ-29 (изд. "9-12") 47-й АЭ "Черные лучники" ВВС Индии, начало 90-х гг.
МиГ-29Н Королевских ВВС Малайзии, 1996г.
МиГ-29 (изд. "9-12") эскадры JG 3 ВВС ГДР, конец 80-х гг.
МиГ-29 из 9-й АЭ ВВС Ирака. Январь 1991г.
МиГ-29 ("FULCRUM-A"). Самый эффективный из всех иракских истребителей - МиГ-29 - наводил страх благодаря своей высокой маневренности. В начале войны в Ираке насчитывалось до 13 машин МиГ-29, включая двухместный учебно-боевой МиГ-29УБ. За время конфликта потеряно не менее пяти МиГов.
Исходный вариант МиГ-29 для поражения наземных целей мог использовать только неуправляемое оружие типа блоков НАР, один из которых виден здесь на истребителе ВВС Югославии. В части многофункциональности модификации "9-12" и "9-13" не сопоставимы с F-16 или F/A-18, но являются превосходными истребителями завоевания господства в воздухе.
Югославия получила некоторое количество МиГ-29 в 1980-х годах. В 1999 году один самолет был сбит голландским F-16,a еще два - американскими F-15.
Миг-29 из 2-й авиабригады ВВС Кубы
Миг-29 из 231-го эскадрона 1779-го полка ВВС Кубы