Sikorsky UH-60 Black Hawk / S-70
Варианты:
Sikorsky - UH-60 Black Hawk / S-70 - 1974 - США
Страна: США
Год: 1974
Вертолет

Twin-turbine utility transport helicopter
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (27)
Sikorsky S-70, UH-60 Black Hawk и SH-60 Seahawk
  
  Семейство вертолетов S-70 было создано компанией "Sikorsky" на замену находившимся на вооружении Bell UH-1. Соответствующий тендер Армия США объявила в 1972 году на разработку многоцелевого тактического транспортного вертолета UTTAS (Utility Tactical Transport Aircraft System). "Sikorsky" представила прототип YUH-60A, облетанный 17 октября 1974 года и отличавшийся вместительной кабиной со сдвигающимися назад дверями, двухместной пилотской кабиной и усиленным шасси. Вертолет оснащался четырехлопастным несущим винтом и двумя двигателями T700-GE-700.
  Вертолет оказался весьма привлекательным и, что немаловажно, живучим, поэтому в декабре 1976 года "Sikorsky" была объявлена победителем тендера, в котором также принимал участие вертолет Boeing Vertol YUH-61.
  Первый серийный UH-60A Black Hawk поднялся в воздух 17 октября 1978 года, а первым его на вооружение в июне 1979 года получила 101-я воздушно-десантная дивизия.
  В стандартном варианте вертолет берет на борт (кроме двух пилотов) одного стрелка(ведет огонь из бортового пулемета) и 11 десантников, хотя при необходимости в кабине могут разместиться до 20 человек. За годы службы вертолет неоднократно проходил модернизацию, получив высокоустановленное крыло с четырьмя пилонами для подвески топливных баков или вооружения, возможность по размещению на борту медико-эвакуационного комплекта или комплекта для эксплуатации в зимних условиях, спасательную лебедку, пулеметы M134 Minigun или M60, оборудование для резки проводов, экранно-выхлопные устройства (ЭВУ) на сопла двигателей и усовершенствованные авионику и бортовой комплекс обороны.
  Армия США получала серийные UH-60A и сначала распределяла их по группам войск в Европе и Корее, и лишь затем они стали поступать в соединения, дислоцированные на континентальной части США. По мере установки на вертолеты нового оборудования его масса росла, и силовая установка становилась все менее эффективной. В итоге было принято решение создать менее дорогой вариант UH-60L с более мощными двигателями T700-GE-701C, что позволило ему поднимать в воздух боевую многоцелевую машину HMMWV с ПТРК TOW. Первый UH-60L был облетан 22 марта 1988 года, поставки начались с октября 1989 года.
  Третий основной вариант вертолета UH-60M появился в 2006 году.
  На базе армейского UH-60 создано множество модификаций, включая медико-эвакуационный UH-60Q, вертолет РЭБ EH-60 с системой Quick Fix и MH-60K "Velcro Hawk" для обеспечения поисково-спасательных действий и спецопераций. ВВС США приобрели для боевых поисково-спасательных операций и обеспечения действий спецназа MH-60G Pave Hawk и HH-60G Rescue Hawk, а КМП США - VH-60N "Presidential Hawk". Кроме того, часть вертолетов выпускалась под обозначением S-70A. Производство по лицензии осуществлялось в Австралии, Южной Корее и Турции. Обозначение S-70C применяется к гражданским Black Hawk.
<...>


Варианты S-70 сухопутного базирования (США)

  S-70A /YUH-60A: три прототипа для тендера Армии США по программе UTTAS, отличительная особенность - новая форма хвостовой части, стреловидная, с положительным углом поперечного V
  S-70A /UH-60A: первая серийная модификация для Армии США с некоторыми отличиями в деталях от прототипов
  S-70A /UH-60L: базовая многоцелевая модификация, сменившая UH-60A. Более мощные двигатели, усовершенствованная трансмиссия, ЭВУ; в Армии США - 707 вертолетов
  S-70A /UH-60M: третье поколение базового транспортного вертолета, выпускается с 2006 года и отличается модифицированными лопастями несущего винта с более широкой хордой и модернизированным приборным оборудованием кабины
  S-70/UH-60Q: медико-эвакуационная версия, разработанная на базе UH-60L и отличающаяся новой кабиной, ИК-станцией переднего обзора, усовершенствованными авионикой и целевым оборудованием
  S-70 "Firehawk": прототип противопожарной модификации с удлиненным шасси и съемным подфюзеляжным баком марки "Aero Union" для воды, который можно пополнять в режиме висения
  S-70/UH-60A "ARRS": 11 UH-60A для поисково-спасательных эскадрилий ВВС США; один затем был переоборудован в вариант HH-60D. Особенности - ЭВУ, складывающийся стабилизатор, приборное оборудование кабины совместимо с очками ночного видения, спасательная лебедка, устройство для резки проводов и комплект для эксплуатации в зимних условиях. В дальнейшем эти 10 вертолетов переоборудовали под стандарт Credible Hawk
  S-70/UH-60A Credible Hawk: вертолеты, модернизированные по стандарту поисково-спасательных UH-60A американских ВВС. Установлены пилоны системы внешних узлов подвески топливных баков и вооружения, возможность установки в грузовой кабине дополнительного топливного бака и пулеметов Minigun, а также топливозаправочной штанги. Первоначально переоборудованы 19 вертолетов, затем - еще несколько
  S-70/MH-60G Pave Hawk: боевой поисково-спасательный для ВВС США; создан на базе UH-60L, но с топливозаправочной штангой, метео-РЛС, складывающимся стабилизатором, приборным оборудованием кабины совместимым с очками ночного видения, и др. Выпускался путем переоборудования UH-60A и постройки новых машин. 82 вертолета в варианте боевого поисково-спасательного в 1992 году получили обозначение HH-60G, а 16 вертолетов остались в ВВС США в варианте MH-60G - они оснащаются ИК-системой переднего обзора Pave Low III, системой внешних узлов для подвески топливных баков и вооружения и пр.
  S-70/HH-60G: обозначение, присвоенное MH-60G - боевому поисково-спасательному вертолету ВВС США, призванное отразить различие в составе оборудования между ним и вертолетом специальных операций MH-60G
  S-70A/UH-60A (Enhanced): базовый вертолет спецопераций - переоборудован из UH-60A, с новой авионикой, пулеметами Minigun и возможностью быстрого десантирования спецназовцев по тросам. Около 40 машин
  S-70A/MH-60A: вертолет спецопераций, разработанный для Армии США на базе UH-60 (Enhanced), но оснащенный ИК-системой переднего обзора, оборудованием спутниковой связи, дополнительной спасательной лебедкой и устройством постановки ИК-помех
  S-70/MH-60K "Crash Hawk": новый вариант для сил СО Армии США, оснащен ИК-системой переднего обзора, установлена внизу носовой части РЛС обеспечения автоматического следования рельефу местности и автоматического предотвращения столкновений с землей, плюс топливозаправочная штанга и авионика по типу MH-47E
  S-70/MH-60A/L "Velcro Hawk": стандартный вертолет Армии США UH-60A/L, модифицированный для обеспечения действий спецназа - оснащен ИК-системой переднего обзора и усовершенствованным комплексом обороны. Заменил в войсках UH-60(E) и MH-60A. Позже установлены метео-РЛС, кевларовая броня и обеспечена возможность установки ПТРК Hellfire.10 вертолетов оснащены топливозаправочной штангой
  S-70/HH-60M: медико-эвакуационный UH-60M; в Армии США 67 вертолетов
  S-70/MH-60M/U: UH-60M авиации Армии и ВВС США, переоборудованные для обеспечения действий спецназа
  S-70/AH-60L Direct Action Penetrator: MH-60L с усиленным наступательным потенциалом
  S-70A/VH-60A: президентский VIP-транспортный вертолет с усовершенствованным редуктором, автоматической системой управления полетом по типу SH-60B, улучшенной звукоизоляцией, метео-РЛС, усовершенствованной авионикой и повышенной стойкостью к ЭМИ
  S-70A/VH-60N "White Hawk": обозначение, присвоенное президентским VIP-вертолетам
  S-70A/YEH-60A: прототип вертолета РЭБ, переоборудованный из UH-60A
  S-70A/EH-60A: вертолет РЭБ. Из UH-60A переоборудованы 65 вертолетов
  S-70A/YEH-60B: один прототип, переоборудованный из UH-60A и получивший РЛС SOTAS (обнаружение целей вне зоны ПВО противника). Удлиняющиеся основные опоры шасси и вращающийся антенный блок под фюзеляжем. Производство начато не было, средства перенаправили на программу J-STARS
  S-70A/EH-60L: усовершенствованный вариант с оборудованием Advanced Quick Fix. Первоначально намечалось переоборудовать 32 вертолета из EH-60A, но в итоге - только 12 машин
  S-70A/UH-60A(C): командно-штабной вариант для Армии США. Из UH-60A переоборудованы 50 машин
  Stealth Blackhawk: модернизированный UH-60, стоящий на вооружении 160-го авиаполка специальных операций Армии США. Отличия - модифицированное хвостовое оперение, рулевой винт с увеличенным количеством лопастей, а также пониженная шумность и радиолокационная заметность


Экспортные варианты S-70 сухопутного базирования

  S-70A/UH-60C: прототип усовершенствованного командно-штабного варианта
  S-70A-1: многоцелевой для Саудовской Аравии
  S-70A/UH-60J: строившиеся "Mitsubishi" многоцелевые поисково-спасательные вертолеты для японских ВМС и ВВС; 66 вертолетов
  S-70A/UH-60JA: строившиеся "Mitsubishi" многоцелевые вертолеты для японской армии; 80 машин
  S-70/UH-60P: вариант UH-60L для Южной Кореи, первые три собраны "Sikorsky", остальные - "Korean Airlines"; около 150 вертолетов
  Экспортные варианты S-70A: медико-эвакуационный S-70A-1L для Саудовской Аравии; многоцелевой S-70A-5 для Филиппин; многоцелевой S-70A-6 для Таиланда; многоцелевой S-70A-9 для австралийской армии; многоцелевой S-70A-11 для Иордании; многоцелевой S-70A-12 для Японии (UH-60J); многоцелевой S-70A-14 для Брунея; многоцелевой S-70A-17 для Турции; многоцелевой S-70A-18 для Южной Кореи (UH-60P); VIP-вариант S-70A-20 для Таиланда; VIP-вариант S-70A-21 для Египта; VIP-вариант S-70A-22 для Южной Кореи; многоцелевой S-70A-24 для Мексики; многоцелевой S-70A-25 для неназванного заказчика; многоцелевой S-70A-26 для Марокко; три поисково-спасательных S-70A-27 поставлены правительству Гонконга; один вертолет VIP-варианта S-70A-30 поставлен Аргентине; один вертолет VIP-варианта S-70A-39 поставлен Чили; S-70A-50 - обозначение 15 вертолетов UH-60L для Израиля, местное обозначение Yanshuf.
  S-70C: обозначение, зарезервированное для гражданских UH-60 Black Hawk
  S-70C-2: 24 оснащенных радарами вертолета UH-60 для Китая, поставки остановлены из-за эмбарго
  S-70C-14: VIP-вариант для Брунея, поставлены два вертолета
  S-70i: "международная" военная модификация, сборка выполняется польской "PZL Mielec", дочерней компанией "Sikorsky". Вертолет строится по лицензии турецкой "Turkish Aerospace Industries" и оснащается бортовой ЭВМ, авионикой, шасси и трансмиссией турецкого производства. Местное обозначение T-70
Flight testing of the Rolls-Royce Turbomeca RTM322 turboshaft began at Filton, Bristol, on 14 June 1986, with a pair of these engines installed in a Sikorsky S-70C (G-RRTM).
Prototype Sikorsky YUH-60A utility transport helicopter (two 1,500 shp General Electric T700-GE-700 turboshaft engines)
Second prototype of the Sikorsky YUH-60A utility transport helicopter, which flew for the first time on 21 January 1975
The first of the YUH-60A prototypes as originally flown
The same airframe modified to production configuration - note the raised main rotor, reduced fin area, re-located tailplane, new top fuselage fairing behind the rotor mast and other details.
Сикорский YUH-60
Black Hawk is the name which the U.S. Army has adopted for its new Sikorsky UH-60A helicopter, winner of the UTTAS competition. Here the second YUH-60A Black Hawk, 21651 is seen over Palm Beach, Florida, with two of Sikorsky's S-76 civil helicopters. The S-76 has replaced the civil version of the Black Hawk in Sikorsky's near-term planning.
As reported last month the Sikorsky UH-60A has been declared the winner of the U.S. Army's UTTAS competition. A prototype YUH-60A is seen making use of its shock-absorbing tailwheel in a rough-field touch-down
UH-60A . Основная модификация Black Hawk, принятая на вооружение Армии США и выпускавшаяся в течение 11 лет. Первый полет - 17 октября 1978 года. UH-60A в производстве сменила оснащенная более мощными двигателями модификация UH-60L (октябрь 1989 года). UH-60A от прототипов отличался, кроме всего прочего, модифицированными шасси и обтекателем в верхней части фюзеляжа, увеличенным валом привода несущего винта и фиксированным хвостовым колесом. Часть UH-60A испытывалась с композитной задней частью фюзеляжа - в рамках программы разработки перспективного H-60.
Турецкие Ми-17 вместе с вертолетами S-70 "Блэк хок"
YEH-60B. Прототип, предлагавшийся для переоборудования из одного UH-60A под вертолет системы обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника (SOTAS - от "Stand-Off Target Acquisition System"). Контракт стоимостью 36,6 млн долларов выдан в сентябре 1979 года, сначала предусматривалась постройка пяти прототипов. YEH-60B оснащался вращающимся блоком датчиков компании "Motorola", помещенным в подфюзеляжный обтекатель, опускавшийся на тросе и вращавшийся на 360°. Индикатор системы находился в кабине, а данные передавались и на наземную станцию обработки. Вертолет имел модифицированное шасси. Планировалось, что EH-60B будут действовать за линией фронта, выявляя передислокацию войск противника и передавая информацию на наземный командный пункт. Первый полет состоялся 6 февраля 1981 года, но планы по приобретению 78 таких машин были отменены в пользу финансирования программы J-STARS.
MH-60G
Вертолет UH-60L "Блэк Хок" в Ираке
HC-130 и MH-60G
MH-60G
MH-60G
MH-60 "Блэк Хок"
Американский многоцелевой вертолет HH-60G доставляет группу спецназа
Выгрузка вертолета S-70 из Y-8A
Вертолет "Блэкхок" армейской авиации сухопутных войск Австралии загружают в транспортный самолет C-130J "Геркулес"
Мексиканские ударные вертолеты над джунглями штата Чьяпас.
SH-60F
HH-60H, вооруженный ракетами "Хеллфайр"
MH-60S
Пуск "Хеллфайра" с MH-60S
Successful "busts" to which the Black Hawk has contributed are recorded on the pilot’s door.