North American A-5 Vigilante
Страна: США
Год: 1958


Дальний разведчик корабельного базирования
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (68)
North American A3J/A-5 Vigilante

   Самолет NA-247 был создан по тактико-техническому заданию ВМС США на всепогодный штурмовик с высокими летными характеристиками. Первоначально самолет носил обозначение NAGPAW (от North American General Purpose Attack Weapon - "Многоцелевая ударно-наступательная система вооружения компании "North American"). 29 июня 1956 года самолет стал победителем тендера, и компания получила контракт на постройку двух прототипов под обозначением YA3J-1. Название Vigilante самолету присвоили несколько позже, а обозначение A3J впоследствии изменили на A-5. Самолет имел свободнонесущее стреловидное крыло без элеронов - управление по крену осуществлялось интерцепторами и дифференциально отклоняемым управляемым цельноповоротным стабилизатором. Кроме того, Vigilante стал первым в США самолетом, оснащенным управляемыми воздухозаборниками двигателей. Первый из опытных самолетов был оснащен двумя новыми двигателями General Electric YJ79-GE-2 с тягой на форсированном режиме по 66,71 кН и совершил первый полет 31 августа 1958 года. Испытания самолета на авианосце "Саратога" были завершены в июле 1960 года. Первой серийной модификацией стал вариант A3J-1 (позже обозначенный A-5A), его первым получателем в июне 1961 года стала 7-я эскадрилья тяжелых штурмовиков (VAH-7) авиации ВМС США. Основным вооружением самолета была атомная бомба, размещавшаяся в бомбоотсеке между соплами двигателей. Всего было выпущено 57 самолетов A3J-1. Следующей модификацией стал промежуточный вариант дальнего бомбардировщика A3J-2 (A-5B), имевший увеличенный запас топлива и улучшенную аэродинамику. Ввиду изменений в политике ВМС США было построено всего шесть самолетов данной модификации, которые затем были переоборудованы в невооруженные дальние разведчики A3J-3P (RA-5C), оснащенные РЛС бокового обзора, камерами и аппаратурой РЭП. Первый RA-5C поднялся в воздух 30 июня 1962 года, за ним последовали 55 новых серийных машин и 53 самолета, переоборудованных по данному стандарту из A3J-1. Первой самолеты RA-5C Vigilante получила 5-я разведывательно-штурмовая эскадрилья (RVAH-5), в июне 1964 года базировавшаяся на авианосце "Рейнджер". Впоследствии самолеты поступили также в 1-ю, 7-ю, 9-ю и 11-ю разведывательно-штурмовые эскадрильи.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   North American RA-5C Vigilante

   Тип: дальний разведчик корабельного базирования
   Силовая установка: два ТРДФ General Electric J79-GE-10 тягой на форсированном режиме 79,42 кН
   Летные характеристики: макс. скорость М=2,1; практический потолок 14 750 м; дальность 4828 км
   Масса: пустого 17009 кг; максимальная взлетная 29937 кг
   Размеры: размах крыла 16,15 м; длина 23,32 м; высота 5,91 м; площадь крыла 70,05 м2
The North American A3J Vigilante carrier-based bomber is expected to make its first flight by the time these words are written. It is powered by two General Electric J79-GE-2 turbojets rated at 10,500-lb. thrust. Approximate span and length is 50 ft. and 70 ft. respectively. Height 20 ft.
Первый прототип "Виджилента" YA3J-1 (завод. № 145157)
Второй прототип "Виджилента" YA3J-1 (завод. № 145158) во время подготовки к испытаниям. Поздняя осень 1958 г.
Окончательная сборка самолетов A-5A
Выкатка первого серийного A-5B (№ 149300)
Первые A-5A поступили в эскадрилью VAH-3. Сэнфорд, 16 июня 1961г.
Штурмовик A-5 "Виджилент"
Photograph of the North American A-5C Vigilante for supersonic reconnaissance duties
"Виджиленты" из эскадрильи VAH-7 на палубе авианосца "Энтерпрайз". 1962г.
Четвертый серийный самолет A3J (№ 146697) стал первым из "Виджилентов", совершившим посадку и взлет с палубы. Авианосец "Саратога", июль 1960 г.
Бомбардировщик A-5A взлетает с палубы "Энтерпрайза" вместе с истребителем F-8. Восточная Атлантика, Карибский кризис, октябрь 1962 г.
North American A-5A Vigilante.
North American A-5B extended-range version of the Vigilante
North American A-5A Vigilante (two General Electric J79 turbojet engines with afterburners)
Кадр кинохроники, запечатлевший испытательный сброс с A-5A атомной бомбы, вместе с которой требовалось избавиться от дополнительных баков. 4 октября 1961 г.
Линейный отсек вооружения. Главным назначением Vigilante являлась доставка ядерного оружия. Конструкторы NAA считали, что традиционный отсек вооружения не обладает достаточным объемом и не гарантирует безопасного сброса спецбоеприпаса. Для Vigilante спроектировали необычный линейный отсек вооружения круглого сечения, расположенный в фюзеляже между двигателями. Такой отсек обладал достаточным объемом для размещения спецбоеприпаса тандемной конфигурации - бомба и топливный бак на 907 кг керосина JP-4. Спецбоеприпас выстреливался через отверстие в хвостовой части фюзеляжа. Испытания показали недостаточную надежность такой системы сброса вооружения, в конечном итоге от подобного инновационного отсека отказались. Здесь представлены кадры кинопленки, запечатлевшие испытательный сброс атомной бомбы с Vigilante 4 октября 1961 года. На кадрах видно, что после сброса нагрузки самолету приходится уходить вверх почти вертикально.
Несмотря на то, что A-5A никогда официально не рассматривался в качестве самолета-заправщика, на нем могла устанавливаться система дозаправки в полете. Топливо передавалось из дополнительных баков, установленных в бомбоотсеке. На самолете устанавливался также насос перекачки топлива. Длина заправочного шланга - 23,8 м. В качестве оператора заправки выступал штурман-оператор. Система прошла испытания, но никогда не применялась. На снимке - три самолета из 7-й тяжелой штурмовой эскадрильи (HATRON 7), ABMA "Энтерпрайз", в строю дозаправки (поход 1963-1964 годов).
RA-5C
RA-5C из эскадрильи RVAH-7 перед взлетом с авианосца "Констеллейшн" во время миссии во Вьетнаме 1969-70 годов
Самолеты из RVAH-5 на палубе "Энтерпрайза". 17 октября 1971 г. борт № 601 (заводской № 156634) упал в море, его экипаж погиб
Буксировка "Виджилента" на "Форрестоле"
Первый поход самолеты Vigilante совершили в августе 1962 года - 12 машин из VAH-7 ушли в Средиземное море в составе 6-го корабельного авиакрыла (CVG-6) на борту авианосца "Энтерпрайз". Через два месяца эскадрилья вернулась в США и до начала следующего года базировалась во Флориде. В начале февраля 1963 года VAH-7 вернулась в Средиземное море - уже на семь месяцев.
На переднем плане - RA-5C из эскадрильи RVAH-5 на палубе авианосца "Рейнджер" в ходе очередного посещения Тонкинского залива
Vigilante на палубе авианосца "Рэнджер". Корабль уходит из Сан-Франциско на Гавайи, а затем - в Южно-Китайское море. После Тонкинского инцидента "Рэнджер" вошел в состав группировки ВМС США у берегов Вьетнама. Vigilante из RVAH-5, базирующейся на борту авианосца, стали первыми RA-5, прибывшими в зону конфликта. Эскадрилья в основном обеспечивала действия A-6 Intruder. На заднем плане - мост "Золотые ворота". 5 августа 1964г.
«Фантомы» F-4B и «Виджиленты» A-5C на палубе авианосца ВМС США «Энтерпрайз». Тонкинский залив, 1965-1966 гг.
RA-5C из эскадрильи RVAH-11 на палубе авианосца "Китти Хок" в ходе очередного вьетнамского похода. 1968 г.
An RA-5C Vigilante ready for launching from the USS Constellation (CVA-64) in the South China Sea in April 1972.
Разведчики RA-5C на палубе «Энтерпрайза». Фото 1967-1968 гг.
"Виджиленты" на борту авианосца "Америка" совершили три похода к берегам Вьетнама
Разведчик RA-5 «Виджилент», стартующий с авианосца «Рейнджер». Фото 1965 г.
"Виджилент" RA-5C из эскадрильи RVAH-5 отправляется в тренировочный полет
Случалось, что при катапультном старте происходил отрыв дополнительных топливных баков, расположенных в бомбоотсеке RA-5. Удар баков о палубу обычно приводил к взрыву и пожару, хотя повреждения корабля при этом были минимальными, а опытные экипажи могли продолжать взлет. Так, 4 сентября 1969 года при взлете с авианосца "Индепенденс" произошел отрыв топливных баков на RA-5 из эскадрильи RVAH-12, пилотируемого коммандером Джоном Хьюбером (на снимке). Но летчик смог благополучно поднять машину. Везло, однако, не всем. Весной 1973 года на самолете с серийным № 156609 из этой же эскадрильи на взлете произошел отрыв одного из баков - экипаж был вынужден покинуть загоревшуюся и потерявшую управление машину.
Разведчик RA-5C взлетает с палубы американского авианосца. Тонкинский залив, 1968 г
North American RA-5C Vigilante.
North American RA-5C Vigilante reconnaissance aircraft (two General Electric J79 turbojet engines with afterburners)
Встреча на дальних маршрутах: конкурент - разведчик RA-5
Rockwell (North American) RA-5C Vigilante 149307 of RVAH-35 "Savage Sons", Air Wing 6, U.S.S. "America", in the Mediterranean, March 1966
RA-5C из эскадрильи RVAH-5. За характерный вид подфюзеляжный контейнер разведоборудования прозвали "каноэ"
Камуфлированный RA-5C из эскадрильи RVAH-13 с авианосца "Китти Хок" над Тонкинским заливом. 1966 г.
Пара самолетов из эскадрильи RVAH-14 с авианосца "Джон Ф. Кеннеди"" в полете во время средиземноморского похода. 1972 г.
Самолет-разведчик RA-5C из RVAH-14 совершает полет в сопровождении палубного штурмовика A-7
"Виджилент" из эскадрильи RVAH-14 сближается с танкером KA-6 для дозаправки. 1972 г.
Видавший виды Vigilante, переоборудованный из A-5B, из состава эскадрильи RVAH-11 принимает топливо от самолета-заправщика EKA-3B после боевого вылета 29 января 1968 года, во время второй командировки эскадрильи к берегам ДРВ.
"Виджилент" из эскадрильи RVAH-13 дозаправляется от самолета KA-3 из эскадрильи VAH-4 у берегов Вьетнама
Дуглас KA-3B заправляет сверхзвуковой самолёт-разведчик Норт Американ RA-5C. Внизу виден авианосец CVA 61 «Рэйнджер», 5 июня 1964 г.
Самолет № 150823 - прототип разведчика RA-5C
"Виджилент" подходит к палубе своего корабля
RA-5C поздней постройки. Заход на посадку выполнялся с очень большими углами атаки. На фотографии хорошо виден центральный контейнер с целевой аппаратурой на нижней поверхности фюзеляжа. За счет установки контейнера изменения в конструкции A-5A при доработке в разведчик удалось свести к минимуму.
Отличная посадка - самолет зацепился за первый трос аэрофинишера
 
Среди самолетов на палубе "Энтерпрайза" - три "Виджилента" из эскадрильи RVAH-7. Тонкинский залив, 1967 г.
На ангарной палубе авианосца "Энтерпрайз"
Во время испытаний A3J были установлены два мировых рекорда - 13 декабря 1960 года экипаж в составе коммандера Лероя Хита и лейтенанта Ларри Монро установили рекорд высоты, поднявшись на 27874 м. В снаряжение экипажа входили высотно-компенсирующие костюмы (как на снимке). Несколько ранее самолет достиг скорости М=2,02, причем в том полете в кабине оператора находилась президент ФАИ Жаклин Кохран, первая женщина в мире, которой удалось вдвое превысить скорость звука.
Подфюзеляжный контейнер разведоборудования самолета RA-5C
Обслуживание разведывательного оборудования "Виджилента"
Ранний вариант термоядерной бомбы Mk.43 на пилоне самолета A-5A (вверху) и поздний вариант бомбы Mk.43 на самолете RA-5C
Слева - термоядерная бомба Mk.43 с приспособлением для загрузки в бомбоотсек.
Пилоны правого полукрыла на самолете RA-5C и термоядерная бомба Mk.48 на самолете RA-5C
Атомная бомба Mk.27, помещаемая в тесном бомбоотсеке "Виджилента"
Дополнительные топливные баки и помещенная в контейнер атомная бомба Mk.27
"Ядерный туннель" и бомбоотсек (вид по полету)
Сопла двигателей J79-GE-8 и "ядерный туннель", в котором виден дополнительный топливный бак
Извлеченные наружу блок станции радиотехнической разведки AN/ALQ-61 и дополнительные топливные баки
Для упрощения обслуживания блоки прицельно-навигационной системы AN/ASB-12 можно было не только раскапотировать, но и опустить
Телевизионная камера обнаружения и прицеливания
Носовая и левая основная опоры шасси
Воздухозаборники самолетов RA-5C с двигателями J79-GE-10 (слева) и A-5A
Снятый капот мотогондолы правого двигателя
Двигатель "Дженерал Электрик" J79-GE-8