Northrop A-17 / 8A Nomad
Варианты:
Northrop - A-17 / 8A Nomad - 1934 - США
Страна: США
Год: 1934


Двухместный штурмовик
Описание:
A-17 / 8A Nomad
Northrop A-13, A-16, A-17 и A-33
Фотографии

A-17 / 8A Nomad

Семейство небронированных штурмовиков. Одномоторные цельнометаллические свободнонесущие монопланы с убирающимся шасси (у A-17, 8A-1 и 8A-2 шасси не убиралось, колеса в обтекателях). Семейство было создано в КБ "Нортроп корпорейшн" под руководством Дж. Нортропа на базе скоростного почтового самолета "Гамма" 2. Опытный штурмовик "Гамма" 2F впервые поднялся в воздух 6 октября 1934 г.
Серийное производство штурмовиков A-17 было начато в декабре 1935 г. на заводе "Нортроп" в Эль-Сегундо (впоследствии отделение Эль-Сегундо фирмы "Дуглас эйркрафт"). Самолеты семейства 8A строились также в Швеции, на заводе ASJA в Линчепинге. Всего было изготовлено 436 экз. в США и 103 экз. в Швеции.
Экипаж самолета - 2 чел. Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолеты семейства 8A состояли на вооружении в США с 1936 г., в Аргентине и Перу - с 1938 г., в Ираке, Швеции и
Нидерландах - с 1939 г., в Великобритании, Канаде и Южно-Африканском Союзе - с 1940 г.
Основные серийные модификации:
  - A-17 с мотором R-1535-11, неубирающееся шасси с колесами в обтекателях, вооружение 5x7,62, бомбы до 544 кг;
  - A-17A с мотором R-1535-13, убирающееся шасси, вооружение как у A-17;
  - 8A-1 (В5A), вариант A-17 с мотором "Меркьюри" XXIV, строился в Швеции, вооружение 3x8, бомбы до 544 кг;
  - 8A-2 с мотором R-1820-G3, экспортный вариант A-17 для Аргентины; неубирающееся шасси, вооружение 2x12,7+3x7,62;
  - 8A-3P с мотором R-1820-G3, экспортный вариант A-17A для Перу;
  - 8A-3N с мотором R-1830-S3C-G, экспортный вариант A-17A для Нидерландов;
  - 8A-4 с мотором R-1820-G103, экспортный вариант A-17A для Ирака;
  - 8A-5 (A-33) с мотором R-1820-87, экспортный вариант A-17 для Норвегии, вооружение 2x12,7+6x7,62, бомбы до 816 кг.
Выпуск самолетов 8A был прекращен в США в январе 1941 г., в Швеции - в середине того же года. В США с 1939 г. A-17 и A-17A передавались для учебных целей. Часть A-17 была направлена в страны Британского содружества как "Номад" I после капитального ремонта и установки двигателей R-1830-S2A5-G.
Первый случай боевого использования штурмовиков семейства 8A - оборона Нидерландов от немецкого вторжения в мае 1940 г. Они несколько дней бомбили и обстреливали войска противника. Иракские самолеты участвовали в налетах на английскую авиабазу Хаббания во время мятежа Рашида Али в мае 1941 г. и практически все были уничтожены английской авиацией. Перуанцы использовали свои 8A-3P в войне с Эквадором в 1941 г. В Англии, Канаде, ЮАС "номады" служили только как учебные. В Швеции B5A сняли с вооружения в 1944 г.


A-17A||
Размах:||14,58 м
Длина:||9,65 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 825 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3320 кг
Максимальная скорость:||352 км/ч
Практический потолок:||5900 м
Дальность:||1170 км

Northrop A-13, A-16, A-17 и A-33

<...>
  После проведения испытаний самолетов YA-13 и XA-16 компания-разработчик получила контракт стоимостью 2 млн долларов на постройку 110 бомбардировщиков-штурмовиков под обозначением A-17. Однако испытания XA-16 показали, что его двигатель излишне мощный, и тогда вариант Gamma 2F был оснащен другим двигателем - R-1535 Twin Wasp Junior мощностью 750 л. с. Данная машина использовалась в качестве прототипа для создания A-17. После внесения некоторых других изменений первый из 109 серийных самолетов A-17 был поставлен Армии в декабре 1935 года.
  В том же месяце компания получила контракт на усовершенствованный вариант A-17A, имевший убирающееся шасси с хвостовым колесом и двигатель R-1535-13 мощностью 825 л.с. Компания "Northrop" построила 129 таких самолетов, но в 1937 году "Douglas" приобрела оставшиеся 49% акций компании "Northrop Corporation" и продолжила выпуск. Из общего количества самолетов, поступивших в авиакорпус Армии США, 93 находились у него в эксплуатации только 18 месяцев, после чего были возвращены компании "Douglas" для перепродажи Великобритании и Франции. Британские ВВС получили 60 самолетов, обозначенных как Nomad Mk I, а впоследствии все они были переданы южно-африканским ВВС.
  Компания "Douglas" также выпускала данные самолеты на экспорт под обозначением Douglas Model 8A, среди покупателей были Аргентина, Ирак, Нидерланды и Норвегия. Партия из 34 Model 8A-5 была поставлена Перу, но в начале 1942 года 31 самолет реквизировали для нужд ВВС Армии США. Вооруженные шестью 7,62-мм пулеметами и способные нести до 816 кг бомб, самолеты затем использовались в качестве учебно-тренировочных под обозначением A-33.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Northrop A-17A

  Тип: двухместный штурмовик
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-1535-13 мощностью 825 л. с. (615 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 354 км/ч; практический потолок 5915 м; дальность 1175 км
  Масса: пустого 2316 кг; максимальная взлетная 3421 кг
  Размеры: размах крыла 14,55 м; длина 9,65 м; высота 3,66 м; площадь крыла 33,63 м2
  Вооружение: пять 7,62-мм пулеметов (четыре для стрельбы в переднюю полусферу и один на наводимой турели в задней кабине), плюс четыре 45-кг бомбы
A-17A of the 90th AS, Barksdale Field. Squadron commander’s aircraft. A-17A of the Materiel Division, Wright Field.
A-17A of the 90th Attack Squadron during the 1938 war games. Camouflage was applied with water-based colours. The fuselage bands denote the commander's aircraft.
Canadian Nomad 3513 of 3 Training Command.
Серийный вариант A-17 имел модифицированные обтекатели шасси.
Flight of fancy - strange duck-like shadows cast by a formation of U.S. Army Northrops
GOING HOLLYWOOD: Northrop attack machines of the U.S. Army Air Corps (Pratt and Whitney Twin Wasp Junior engine with gilled cowling) over Californian orange groves. These machines are intended primarily for ground strafing and apart from one free and four fixed Brownings are equipped for the dispensation of chemicals.
Lethal Trails: Northrop A.17 attack machines demonstrate gas dispensation
"Doughboys" scurry away as a Northrop attack machine simulates the laying of a lethal trail during manoeuvres. A defensive Boeing P.26A fighter is worrying the attacker, but must be at a great disadvantage over home ground.
Штурмовик A-17 имел неубирающееея шасси с характерными обтекателями колес
The R.A.F. received sixty-one Northrop Nomad attack-bombers, sixty of which were later sent to South Africa.
A-17A из 95-й штурмовой эскадрильи на маневрах 1938 г.
A Northrop attack monoplane being armed from a special tractor-drawn sledge (note two of the four wing-mounted Brownings);
The Northrop A-17A, named Nomad by the RAF, saw no operational service during its limited period in Britain, and virtually all the 61 taken on strength were shipped to South Africa in 1941.
A Formation of Northrop A.17 Attack Monoplanes of the U.S. Army Air Corps.
One of the two Bristol Pegasus XII engined Model 8A-1 built at El Segundo for the Swedish Air Force. A full year after the Douglas take-over, the trademark on the fin still reads Northrop.
The Northrop 8A-1 Two-seat Attack-Bomber Monoplane (875 h.p. Bristol "Pegasus" engine).
ASJA-built B5s were recognisable by the front-mounted antenna mast and bubble canopy.
A Norwegian Douglas Model 8A-5N during reception flight. This variant was the most powerful of all Model 8s, easily recognisable by the large engine cowling with its upper air intake.
Future fighter ace Svein Heglund (right) planning a training flight with a student pilot. Posted to No. 331 (Norwegian) Squadron in early 1942, Heglund went on to become the top-scoring Norwegian fighter pilot in W.W.II, with 16 1/3 confirmed victories, was awarded the D.S.O., D.F.C. and Bar in addition to the highest Norwegian decorations, and after the war became head of the R. Norwegian A.F.'s Air Material Command, retiring with the rank of Major-General
The USAAF operated ex-Norwegian aircraft under the designation A-33. This one, belonging to an unknown unit, was photographed at Moffett Field, California, on March 7, 1942.
Canadian Nomads were mainly used as advanced trainers with Bombing & Gunnery Schools.
Трехместный штабной A-17AS являлся переделкой типа A-17, 1935 г.
A batch of 13 A-33s were delivered to Peru by the USAAF. Camouflaged example at la Palmas Air Base, Lima, in 1959. It is most certainly one of the very last flying aircraft of the type.
Peru ordered ten Model 8A-3Ps, this example photographed before delivery on December 12,1938. Note that the Northrop insignia has been retained on the fin but it reads Douglas.
An Argentine Model 8A-2 awaiting delivery. Argentina purchased 30 aircraft and the type was operated until 1955.
The Argentine Model 8A-2s were camouflaged and operated by the Regimiento de Ataque 3, stationed near Mendoza.
A total of 61 ex-French aircraft were handed over by the RAF as Nomad Is. AS441, shown here, was the second of these aircraft. Most of them were delivered to the SAAF. Note the exhaust stack.
The Model 8A-3Ns were delivered to the Netherlands in October 1939. Up until the end of the year, they were painted with the Dutch insignia as used from 1920, an inverted orange triangle outlined in black.
Аэродром Ипенбург по окончании боев: Разбитые десантные "Юнкерсы" и захваченный немцами голландский бомбардировщик "Дуглас" DB-8A
A Dutch Model 8A-3N showing the new national insignia. Nearly all these aircraft were lost during the German attack on May 10, 1940.
The detailed story of the Iraqi Northrops is not known but they were most probably destroyed on the ground by RAF aircraft in 1941.
The Norwegian training centre at Island Airport, Toronto, ready for an inspection in 1941. Seven Douglas 8A-5s can be seen with three Fairchild Cornells to the left
Four Mosquitoes are visible in this group on the Satends apron in 1945. Also visible are a Northrop 8A-1 (B5) target tug and a Focke-Wulf Fw-44J Steiglitz (Sk-12) trainer, both of the Swedish Air Force. The nearest Mosquito is engineless.
One-piece wing centre section of the A-17. Fuel cells not yet installed.
The centre wing section was attached to the fuselage by six bolts.
A-17 fuselage was designed into two halves facilitating assembly and riveting.
The multicellular wing of the A-17 inherited from the famous Northrop Gamma permitted the easy installation of fuel tanks.
Underside of the A-17 outer port wing panel. The Curtiss H-75 (P-36) wings featured identical units.
Thanks to the semi-monocoque construction, the fuselage was both light and robust. Fuselage interior behind the rear cockpit. Command cables and pulleys are evident.
Pratt & Whitney R-1535-11 Twin Wasp Junior as mounted on the A-17.
Port side of the pilot's cockpit showing engine controls and armament panel.
Starboard side of the pilot’s cockpit showing engine gauges, cowl flaps command and starter pedal.
A-17 A gunner’s station. The storage compartment for the machine-gun, with its folding doors on the top of the fuselage, is visible on the right.
Northrop 8A-3N