Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1942


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Spitfire Mk.IX / XVI
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (17)

Spitfire Mk.IX / XVI

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
  
  


"Спитфайр" LFIXE||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1x1720 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||645 км/ч
Практический потолок:||13000 м
Дальность:||1580 км

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk IX: вариант Spitfire Mk V с двухступенчатым Merlin 61,63 или 70; крыло LF, F или HF, вооружение B, C или E; построено 5665
   Spitfire Mk XVI: как Spitfire Mk IX, но с мотором Packard Merlin 226, крыло F или LF, вооружение C или E; построено 1054
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Supermarine Spitfire Mk IX

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Merlin 61 мощностью 1565 л. с (1167 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 657 км/ч; время набора высоты 6096 м - 5,7 мин; практический потолок 13106 м; максимальная дальность с подвесными баками до 1577 км;
   Масса: пустого 2639 кг; снаряженного 3309 кг
   Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,30 м; высота 3,85 м; площадь крыла 22,48 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки Hispano с боекомплектом по 120 снарядов и четыре 7,7-мм пулемета Browning Mk II с боекомплектом по 600 патронов
Передвижной макет "Спитфайра" для оборудования ложных аэродромов
A captured REAF Spitfire dummy - even carrying the ‘serial number' 608! - at El-Arish in late December 1948. Note the huge sandbag blast walls.
"Спитфайр" Mk.IX
We love it when TAH provides inspiration. Prompted by an article in our very first issue, subscriber Malcolm Mortimer from Shawbury has made 1/72nd-scale models of the Supermarine Spitfires that were specially painted for the RAF’s first post-World War Two air display at Farnborough in 1950. At least eight clipped-wing Spitfire XVIs, some with bubble canopies, were painted to represent Messerschmitt Bf 109s, and six took part in the display’s re-enactment of the 1944 raid on Amiens prison. The Spitfires all carried the “UT” codes of No 17 Sqn RAF.
Spitfire IX MH434 in its entirety.
Left, detail of Spitfire IX MH434 in current colour scheme. Right, Spitfire LF IXE flown by Wg Cmdr J.E. "Johnnie" Johnson between March 1944 - March 1945 as leader of Canadian Wing.
'Out of the Clouds’ by Roy Huxley
"Battle Line"
This Frank Wootton painting, titled "Top Cover", was commissioned by the owner of Spitfire IX MJ730, Midlands businessman David Pennell. A limited edition of prints has been produced, signed by the artist and by three pilots who flew the Spitfire whilst it was with No 154 Squadron. The prints retail at £110, and are sold in support of the RAF Benevolent Fund's Battle of Britain Appeal. This Spitfire IX was built in Castle Bromwich in 1943 and first served with 417 Squadron in Italy, then being transferred to 154 Squadron in Corsica in 1944. In July 1946 it was sold to the Italian Air Force and remained in store until 1951, when it was sold to the Israeli Government. From late 1951 until June 1956 it served in Israel with two Operational Training Units. Found on a kibbutz in Israel, it was shipped back to the UK in 1979 for restoration. It was first flown in November 1989 by R-R test pilot David Moore, after restoration by Trent Aero Engineering and has now been re-registered as G-HFIX for David Pennell.
Supermarine Spitfire IX
Extracts from Pilot’s Notes for the Spitfire Mk IX/XVI and XVIII
Five to Nine Noses and Tails. 1. Original Mk.V cowling of the aircraft earmarked for conversion. 2. Early Rolls-Royce conversion with stretched Mk.V cowling. 3. Initial Supermarine production. (Later Supermarine production cowling, also used on late Rolls-Royce conversions, was virtually identical, except for the small teardrop fairing above the rearmost exhaust stack.) 4. CBAF production standard. 5. Production LF.IX. (The Aero-Vee filter bottom cowling was later retrofitted to many surviving F.IX aircraft during overhauls.) 6. Early style. (Fitted to all Supermarine-built or Rolls-Royce converted Spitfire F.IXs, and to CBAF-built F.IXs until MA600 range.) 7. Late style. (Fitted to CBAF-built F.IXs from MA600 range on, retrofitted to many earlier aircraft during overhauls.) 8 and 9. Rolls-Royce conversions - two extreme variations. 10. Typical Supermarine production. 11. Typical CBAF production.