Grumman G-21/JRF/OA-9/OA-13 Goose
Страна: США
Год: 1937
Летающая лодка

Легкая транспортная летающая лодка-амфибия с экипажем из двух человек
Описание:
G-21/JRF/OA-9/OA-13 Goose
Grumman JRF, OA-9 и OA-13 (G-21 Goose)
Фотографии

G-21/JRF/OA-9/OA-13 Goose

Амфибия, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Военный вариант пассажирского самолета G-21A. Последний разработан в КБ "Грумман эйркрафт инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана с использованием узлов амфибии J2F-1 "Дак". Опытный образец G-21 (без колесного шасси) вышел на испытания в июле 1937 г. С 1938 г. G-21 и G-21A серийно строились заводом "Грумман" в Бетпейдже. В том же году начат выпуск варианта для ВВС армии (OA-9) и построен опытный XJ3F-1 для авиации флота; последний начал серийно выпускаться под маркой JRF-1 с конца 1939 г. Всего построено около 350 G-21 и G-21 А, среди них - 332 военных.
Экипаж 2 чел. плюс 5 пассажиров. Двигатели R-985. Стрелкового вооружения нет, бомбы до 227 кг только на JRF-4.
В период Второй мировой войны этот самолет состоял на вооружении в США (армия, флот и Береговая охрана) - с 1938 г., в Великобритании, Канаде и Португалии -с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - OA-9, легкий транспортный самолет для ВВС армии на базе G-21A с моторами R-985-SB2, 7 мест;
   - OA-13, аналог OA-9 с моторами R-985-AN1;
   - JRF-1, аналог OA-9 для флота;
   - JRF-1A, вариант JRF-1 с фотоаппаратами и устройством для буксировки мишеней;
   - JRF-2, спасательный самолет для Береговой охраны;
   - JRF-3, аналог JRF-2 с автопилотом и антиобледенителем;
   - JRF-4, легкий противолодочный самолет, бомбы до 227 кг;
   - JRF-5, наиболее массовый транспортный вариант с моторами R-985-AN12, состоял на вооружении также в ВВС армии (как OA-13B) и ВВС Великобритании (как "Гуз" I), выпускался специальный спасательный JRF-5G для Береговой охраны;
   - JRF-6 с улучшенным электро- и радиооборудованием; существовал также JRF-6B экспортный для Англии ("Гуз" IA).
В США и армейская, и морская авиация использовали "Гуз" как самолеты связи и транспортные, а также для спасательных операций. В 1942 г. JRF-4 применялся для противолодочного патрулирования американского побережья. Английские "Гуз" I и IA служили как связные и спасательные в Вест-Индии.
JRF-6 сняли с производства в 1942 г.


JRF-4||
Размах:||14,95 м
Длина:||11,68 м
Моторы, количество х мощность:||2х 450 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4000 кг
Максимальная скорость:||323 км/ч
Практический потолок:||6400 м
Дальность:||1325 км

Grumman JRF, OA-9 и OA-13 (G-21 Goose)

В 1937 году компания "Grumman" выпустила двухмоторную летающую лодку-амфибию, известную под обозначением G-21 Goose, представлявшую собой высокоплан, на крыле которого размещались два звездообразных двигателя Pratt & Whitney R-985 мощностью 450 л. с. и два подкрыльевых стабилизирующих поплавка. Глубокий двухреданный корпус имел типовую конструкцию, а горизонтальное оперение подкреплялось подкосами. Самолет был оборудован колесным шасси с хвостовым колесом, все три стойки убирались внутрь корпуса. Эти машины, выпускавшиеся до Второй мировой войны для коммерческого использования под обозначением G-21A (вместимость до семи пассажиров), продолжали выпускаться и во время Второй мировой войны для ВВС Армии США, Береговой охраны и ВМС США (часть из последних были переданы авиации КМП США).
   Сохранившиеся после войны гражданские и списанные военные самолеты, которые попали на рынок авиаперевозок, подтвердили свою ценность, и многие годы спустя компания "McKinnon Enterprises" из США приступила к восстановлению самолетов Goose и созданию улучшенных модификаций. Среди ранних модификаций были такие, в которых два двигателя R-985 были заменены на четыре двигателя Lycoming GSO-480 по 340 л. с, но большинство самолетов переделали под стандарт G-21C и G-21D Turbo-Goose - с двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-20 мощностью по 550 л. с. Переделанные таким образом самолеты имели значительное количество усовершенствований, включая убираемые поплавки на законцовках крыла и увеличенные иллюминаторы. Затем появился G-21G Turbo-Goose, который представлял собой самолет с частично усовершенствованным оборудованием и несколько модифицированной кабиной, а также самолет Turboprop Goose, отличавшийся только турбовинтовыми двигателями. Некоторые G-21G Turbo-Goose и Turboprop Goose эксплуатировались до 1980 года.


Варианты

   G-21:12 ранних самолетов с двигателями R-985-SB мощностью 450 л.с. (336 кВт)
   G-21A: 30 самолетов с двигателями R-985-SB2 мощностью 450 л.с. (336 кВт)
   G-21B: 12 самолетов для Португалии в качестве морских патрульных, единственный вариант семейства Goose, строившийся в варианте "чистой" летающей лодки; самолеты могли вооружаться двумя наводимыми 7,62-мм пулеметами и имели возможность подвески под крылом за мотогондолами двух 45-кг бомб; самолеты поставлены в апреле - мае 1940 года и применялись преимущественно как транспортные до начала 1950-х годов
   JRF-1 Goose: после испытаний 21-го Goose под обозначением XJ3F-1 (G-26) в качестве многоцелевого транспортного с двумя двигателями R-985-48 мощностью по 450 л.с. ВМС США приняли решение принять самолет на вооружение в качестве легкого транспортного и разместили заказ на пять G-38, которые были поставлены с ноября 1939 по январь 1940 года под обозначением JRF-1 Goose; так началась история эксплуатации самолетов семейства JRF в ВМС США - к концу 1941 года ВМС имели 35 самолетов и продолжали закупать машины вплоть до конца войны, но после ее окончания все заказы были аннулированы; ВМС приступили к списанию своих Goose вскоре после завершения боевых действий, большинство самолетов поступило союзникам США и эксплуатировалось до конца 1950-х годов, а в Береговой охране США они служили до середины 1950-х годов
   JRF-1A Goose: пять самолетов, поставленных с сентября 1939 по январь 1940 года и отличавшихся от JRF-1 возможностью использования в качестве буксировщиков мишеней и наличием люка в днище корпуса для выполнения фотосъемки
   JRF-2 Goose: поставлялись с июля 1939 по май 1940 года, имели двигатели R-985-SB2; семь данных G-39 использовались Береговой охраной США как многоцелевые, причем грузовой отсек мог переоборудоваться в пассажирский или для перевозки раненых (сиденья заменялись носилками)
   JRF-3 Goose: три самолета, переданные Береговой охране США в ноябре 1940 года, отличались от JRF-2 наличием автопилота и противообледенительными устройствами на передней кромке крыла и стабилизатора
   JRF-4 Goose: 10 самолетов, поставленных ВМС США с декабря 1940 по апрель 1941 года, соответствовали стандарту JRF-1, но с двигателями R-985-50 и возможностью подвески вооружения - на двух подкрыльевых узлах можно было подвесить по одной 147-кг глубинной бомбе или одной 113-кг авиабомбе; количество JRF-4 затем возросло до 12 за счет переоборудования двух G-21A в 1942 году
   JRF-5 Goose: самый многочисленный вариант Goose, ВМС США получили с июля 1941 по октябрь 1945 года 184 машины, последние 11 самолетов с заказа были сняты; данные самолеты строились по смешанному варианту - имели люк для фотосъемки и возможность буксировки мишеней, как на JRF-1A, автопилот и противообледенительные устройства, как у JRF-3, и подкрыльевые узлы крепления, как на JRF-4; после Второй мировой войны часть их эксплуатировалась Береговой охраной США под обозначением JRF-5G; в 1938-1940 годах три таких самолета купила Канада - под обозначением Goose Mk II, получив также от ВМС США 16 самолетов в 1944-1945 годах; в 1952 году 12 самолетов получила от ВМС США Франция - они служили в Индокитае, а еще пять машин поступили в 1954 году; самолеты применялись преимущественно как связные (посыльные), а часть их - как вооруженные разведывательные (до четырех 45-кг бомб под крылом и два 7,62-мм пулемета в носовой части); несколько самолетов использовались в качестве примитивных ганшипов - вооружались спаренными 7,62-мм пулеметами в проеме левой двери; после вывода французских войск из Индокитая четыре машины перебазировали в Новую Каледонию, а 11 - в Алжир, последние из них списали в 1961 году
   JRF-6B Goose: 50 самолетов, заказанных в 1939 году британской комиссией по закупкам для использования в качестве учебных для подготовки штурманов и переданные затем по программе ленд-лиза; поставки начаты в январе 1944 года, получены 44 самолета под обозначением Goose Mk IA; затем построили еще шесть машин, из них пять - переданы ВВС Армии США как штабные транспортные и морские поисково-спасательные OA-9, а один - передан Боливии
   OA-9: в июне 1938 года авиакорпус Армии США заказал 26 самолетов-амфибий G-31, созданных на базе проекта G-21A, но оснащенных двумя двигателями R-985-17 мощностью по 450 л.с.; рассчитанный на шесть пассажиров, самолет поставлялся заказчику с ноября 1938 по октябрь 1939 года, им заменили устаревшие летающие лодки-амфибии Douglas OA-3 и OA-4 и использовали как штабной транспортный и морской поисково-спасательный; еще пять идентичных самолетов поступили в ВВС Армии США и имели ряд различий, поскольку достраивались по стандарту JRF-6B и отличались от машин, поставлявшихся по ленд-лизу британцам
   OA-13A: три G-21A, предназначавшиеся для ВВС Армии США в 1942 году; два самолета были переданы авиакомпании "Pan American Airways", выполнявшей транспортные перевозки в интересах военных в Африке и на Среднем Востоке, а третья летающая лодка осталась в ВВС Армии США и летала в США и Южной Америке; один самолет получил повреждения в годы войны и был утилизирован, но два других сохранились и после войны получили гражданскую регистрацию
   OA-13B: два G-21A, поступившие в 1942 году в ВМС США, но в 1945 году переданные ВВС Армии США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McKinnon (Grumman) G-21G Turbo-Goose

   Тип: легкая транспортная летающая лодка-амфибия с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-27 мощностью по 680 л. с. (507 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 2440 м - 391 км/ч; практический потолок 6095 м; дальность 2575 км
   Масса: пустого 3039 кг; максимальная взлетная 5670 кг
   Размеры: размах крыла 15,49 м; длина 12,06 м; площадь крыла 35,08 м2
   Полезная нагрузка: пассажиры или груз в кабине
После войны Goose претерпел разные модификации, эта машина имеет убирающиеся поплавки, хотя в остальном идентична базовому варианту.
Craig P Justo's lens pays homage to Goose RP-C864 owned and operated by Bob Keys.
RP-C864.
Grumman Goose N4575C was photographed by RICHARD PAVER off Sussex in May 1993.
Leavesden-based Grumman Goose N4575C over Kent on May 18, 1993 with Doug Wyatt and Barry Irvine at the controls.
RP-C864 as N72PR with Westflight, 1987.
One of Air Catalina's Grumman Goose amphibians on the ramp under the Harbor Toll Bridge at Long Beach.
VH-ENY, one of three Geese that have been registered in Australia.
Grumman G-21A Goose N79901 was one of more than 30 amphibians ultimately operated by Antilles Air Boats, the company established by Blair in the US Virgin Islands in 1964. It is seen here at Long Beach, California, in July 1969, around the time it joined the company. By 1974 AAB was operating more than 100 daily scheduled inter-island services.
Former Antilles Air Boats (AAB) Grumman Goose N79901 being restored at Sweden’s Flygvapenmuseum. Built in 1944 as a JRF-5 and delivered to the US Navy as BuNo 37810, it served on Tinian and Guam. After the war it flew with Ellis Airlines at Ketchikan, Alaska, before Charles Blair bought it for AAB in 1969. Flygvapnet operated just one Goose, a JRF-2, during 1951-62.
Geese have been a part of the scenery in Alaska for 50 years. Department of Land operated N7811 at Lake Hood, Anchorage, 1989.
In 1964 Grosvenor Estates acquired a former US-registered G-21A for commuting between Chester and their land interests in Ireland and Scotland, alighting lakes on their property. G-ASXG initially served as RCAF 926
Новые амфибии "Гуз" (США) готовятся к облету на заводском аэродроме
This photograph of Grumman G-21G Turbo Goose N70AL, s/n 1226 was taken at Lakefront airport. New Orleans LA, in April 1990. At this time it was owned by Chevron Oil Corp; in 1992 the aircraft was sold in Canada. I hope the photograph will be of interest to your readers, keep up the good work on a fine magazine.
G-21C Turbo-Goose N642, operated by the Alaskan Department of the Interior, also at Lake Hood in 1989.
Prototype G-21 Goose. The type found a niche market with what today would be called corporate users.
FAMILY AMPHIBIAN: Used by several wealthy owners in the States as a family conveyance and as a means of travelling up to business in New York, the Grumman amphibian is a machine with a very definite place in the American market. With two Wasp Juniors the cruising speed (on 75 per cent power at 9,600 ft.) is 193 m.p.h. and the full-load ceiling on one engine is given as 14,000ft. Not bad for an amphibian. There is now a seaplane "season" in the States and the Grumman makes the best of both elements.
The author and Mr. Jimmy Taylor inspect the latter’s Fleetwing Seabird amphibian.
The Grumman G-21 Commercial Amphibian (two 450 h.p. Pratt & Whitney "Wasp-Junior" engines).
Geese at work, Pebbly Beach Air Terminal, Avalon Bay, Catalina Island, 1972. In the foreground is N11CS of Air Catalina, the example behind being from Golden West Airlines.
One of Antilles Air Boats' Grumman Goose amphibians which serve the Virgin Islands, seen at St Thomas.
Grumman G.21 Goose NC1200V of the NYPD; a former Royal Navy machine, used from April 1947 to November 1955.
The Grumman JRF-5 Goose General Utility Amphibian (two Pratt & Whitney R-985-AN-6 Wasp-Junior engines).
Амфибия JRF-5 ведет противолодочное патрулирование; под крылом подвешены глубинные бомбы
The Grumman JRF-5 Goose General Utility Amphibian (two Pratt & Whitney R-985-AN6 engines).
An early US Navy JRF.
Grumman JRF-5.
The unusual markings on the fuselage of this Grumman Goose amphibian flying over the snow-clad Northwest Territory are those of the U.S. Fish and Wildlife Service (U.S. Department of the Interior), N749 is used for waterfowl survey.
Grumman G-12A goose "W2H" of the Royal Naval Observer Training School at Piarco, off Trinidad in 1944. A number of these sturdy little amphibians served with this unit. First flown in 1937, the Goose was powered by a pair of 450 h.p. Pratt & Whitney Wasp Junior radials, which gave it a maximum speed of 200 m.p.h. Also used for communications and air-sea rescue work, the Goose had range of 800 - 1,050 miles and was used by the RAF (No 24 Squadron), FAA and the Air Transport Auxiliary. A total of 62 served with the British Forces, 12 of which were supplied under Lend-Lease.
Grumman Goose MV993 was used at Headquarters A.T.A. and later by No. 24 Squadron.
Bow view of Goose I MV993, August 1942. This one-off aircraft is a bit of an enigma. Anson I W1827 in the background served almost exclusively with the Air Transport Auxiliary and with the various Ferry Pools. This may serve as a clue to MV993’s employ, as ATA were known to have at least one Goose.
Royal Navy Goose IA FP477. This aircraft served with 749 Squadron at Piarco from 1942 to 1944, alongside FP514, the subject of this feature.
JRF-5 926 in RCAF service. This aircraft was imported into the UK in 1964, becoming G-ASXG.
Another ex-U.S.N. civil conversion is this Grumman G-21 (U.S.N. JRF-6) Goose powered by two 450-h.p. Pratt & Whitney (Jacobs-built) R-985-AN-14B Wasp Juniors. Colours: white and two shades of blue. Both amphibians are at Montreal.
Dubbed the Super Goose, N333F is the prototype of the Dean Franklin of Miami conversion of the Grumman G-21A Goose amphibian. Note the squared-off wingtips and oversize spinners. Colour scheme: gold with black trim. On the bows is the legend "The Golden Super Goose".
Long-serving Goose C-FMPG of the Royal Canadian Mounted Police. Note the retractable tip floats.
Grumman G-21 Goose PK-AFS was shot down over Timor on January 26, 1942. The temporary NX registration was used during test flights at Grumman’s factory in Bethpage, Long Island, New York. Applied using adhesive tape, the NX callsign on the fuselage side has lost part of its “X” in the slipstream.
N4575C at Miami in a blue/white/yellow colour scheme in the Seventies, just after Peter de Savary purchased it for the first time as an America’s Cup challenge support aircraft.
Extensive hydro-ski tests were undertaken using various types, including this Grumman JRF-5 fitted with a single hydro-ski on a fixed strut. During alighting a hydro-ski presents only a small area for impact; as the aircraft decelerates the ski takes more of the load until it submerges and the aircraft settles gently on to the surface.
McKinnon G-21D Goose (four 340 hp Lycoming GSO-480 engines)
Marshall of Cambridge undertook a one-off McKinnon G-21C Turbo-Goose conversion of Grosvenor Estates’ G-ASXG in 1968.
McKinnon G-21 Turboprop Goose of the Bureau of Land Management (two Pratt & Whitney Aircraft of Canada PT6A engines)
McKinnon Turbo-Goose.
Volpar “Packaged Power” units, embodying 765 shp AiResearch TPEJ331-2U-203 engines, installed in a Grumman Goose
One of the more unusual general aviation exhibits at McCarran was McKinnon G-21C Goose N150M, converted by Angus “Mac” McKinnon to be powered by four 340 h.p. Lycoming flat-six air-cooled supercharged piston engines in place of the original Grumman amphibian’s pair of 450 h.p. Pratt & Whitney Wasp Junior radials.
Two views of N4575C taken during restoration at Leavesden. The first post-restoration flight took place on May 6 this year.
AMPHIBIOUS: This is a drawing of the Fairchild amphibian flying boat, one of the variety of types ordered by Pan-American Airways with a view to a big speeding up of their services.
The Grumman JRF-6B Goose Amphibian.
Grumman G-21 Goose
Grumman JRF-2 Goose
Grumman G-21 Goose.
McKinnon G-21G Turbo-Goose, an 8/12-seat conversion of the Grumman G-21A
McKinnon G-21G Turbo-Goose.