SAAB Viggen / AJ.37
Страна: Швеция
Год: 1967


Одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (30)
Saab 37 Viggen
  
   Saab 37 Viggen создавался под требования ВВС Швеции на современный авиационный комплекс вооружения, обладающий превосходными летно-техническими характеристиками и высоким боевым потенциалом. Его отличительной особенностью должна была стать способность к эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос. Самолет планировался для замены Draken и должен был поступить на вооружение в нескольких вариантах целевого назначения - разведка над сушей и морем, ПВО, подготовка летчиков.
   В течение 1962 года специалисты "Saab" (с 1968 года - "Saab-Scania") подготовили эскизный проект Saab 37, который имел весьма необычную конструкцию. Самолет был построен по редкой до того времени аэродинамической схеме биплан-тандем без горизонтального оперения: большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное треугольное небольшое переднее крыло с закрылками. Ныне такую схему чаще рассматривают как вариант схемы "утка", a Saab 37 стал первым серийным самолетом, на котором она была реализована. Большая общая подъемная сила во время взлета и посадки достигалась за счет создания дополнительной подъемной силы на переднем крыле, оснащенном закрылками. В итоге самолет отличался хорошими взлетно-посадочными характеристиками и мог эксплуатироваться с коротких взлетных полос и даже отрезков шоссе длиной около 500 м.
   Самолет оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем Volvo Flygmotor RM8 (доработанный лицензионный вариант "гражданского" Pratt & Whitney JT8D, оснащенный форсажной камерой и реверсером тяги).
   Компания "Saab" получила контракт на полномасштабную разработку нового самолета в октябре 1962 года, согласно которому она обязалась построить семь летных прототипов и несколько планеров для статических испытаний, а в апреле 1964 года заказчик определил, что сможет приобрести около 800 машин в четырех базовых конфигурациях.
   Важным требованием к новому самолету также стало наличие современной авионики, способной полностью взаимодействовать с национальной системой ПВО, обеспечивая самолету высокую боевую эффективность. Важное внимание уделялось созданию современной многорежимной РЛС Ericsson PS-37/A.
   Первый прототип был облетан 8 февраля 1967 года, а в феврале 1971 года в воздух поднялся первый серийный вариант самолета - истребитель-бомбардировщик AJ 37(построено 108 самолетов). На вооружение он поступил в середине 1971 года, со временем самолеты поступили на вооружение шести подразделений ВВС Швеции.
   Прототип второго варианта, двухместного учебно-тренировочного самолета Sk 37 (17 машин), был облетан 2 июля 1970 года и конструктивно отличался от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа и наличием кабины инструктора, оборудованной на месте удаленного переднего топливного бака, а также несколько более высоким килем и составом БРЭО.
   SF 37 - всепогодный самолет-разведчик, отличавшийся перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где разместили большой набор фоторазведывательной аппаратуры.
   Первый прототип SF 37 был облетан 21 мая 1973 года, а на вооружение он поступил в апреле 1977 года, сменив S 35E Draken. Выпущено 28 самолетов, последний поставлен в феврале 1980 года.
   SH 37 - морской самолет-разведчик (27 самолетов), отличавшийся от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где были установлены обзорная РЛС и станция радиотехнической разведки, а также фоторазведывательная аппаратура по типу SF 37. Первый SH 37 поднялся в воздух в декабре 1973 года, а на вооружение поступил в 1975 году, заменив в этой роли S 32C Lansen.
   JA 37 - истребитель-перехватчик, способный также решать ударные задачи (149 самолетов). Самолет предназначался на смену J 35. Основными особенностями новой машины стали более высокий киль (по типу Sk 37), новая РЛС Ericsson PS-46/A с максимальной дальностью обнаружения 75 км, а также усиленная конструкция и более мощный двигатель RM8B. Кабина была спроектирована по правилам эргономики и включала современное приборное оборудование, в том числе индикатор на лобовом стекле и два индикатора на приборной доске. В подфюзеляжном контейнере размещалась мощная 30-мм пушка Oerlikon KC. JA 37 поступил на вооружение ВВС Швеции в 1980 году, серийный выпуск завершился в 1990 году.
   В мае 1991 года был обнародован план, согласно которому "Saab" получила контракт на переоборудование 115 AJ 37, SF 37 и SH 37 под стандарт AJS 37, в результате чего ВВС Швеции получили многоцелевой самолет, способный в зависимости от обстановки решать задачи ПВО, ударные и разведывательные и оснащенный современной авионикой, включая мощные бортовые компьютеры и средства связи. Первые переоборудованные самолеты вновь поступили на вооружение в конце 1993 года, приобретя возможности по применению новых типов авиационных средств поражения и подвесных контейнеров, разработанных для самолетов Gripen.
   В период 1993-1998 годов часть JA 37 была переоборудована под стандарт JA 37D, получив усовершенствованную авионику. В конце 1990-х годов компания выполнила переоборудование 10 учебно-тренировочных самолетов Sk 37 в вариант учебного самолета РЭБ Sk 37E для подготовки соответствующих специалистов.
   Viggen был в основном снят с вооружения строевых частей шведских ВВС в 2005 году, хотя вариант Sk 37Е оставался в эксплуатации еще два года, после чего также был списан. Экспортных заказов на самолет не поступало.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saab JA 37 Viggen

   Тип: одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
   Силовая установка: один ТРДДФ Volvo Flygmotor RM-8B тягой на нефорсированном режиме 72,06 кН и тягой на форсированном режиме 125,04 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на высоте 10 975 м - 2126 км/ч; набор высоты 10 000 м на форсированном режиме с момента старта - менее чем за 1 мин 40 с; практический потолок - около 18 290 м
   Масса: нормальная взлетная 15 000 кг; максимальная взлетная 17000 кг
   Размеры: размах крыла 10,60 м; длина вместе с ПВД - 16,40 м; высота 5,90 м; площадь крыла 46,00 мг
   Вооружение: одна 30-мм пушка Oerlikon Contraves (Oerlikon-Bohrle) Type KCA в подфюзеляжном контейнере, плюс до 6000 кг авиационных средств поражения
Artist's impression of the Saab-37 Viggen multi-mission combat aircraft
JA 37 Jaktviggen. На рисунке конца 1980-х годов изображен самолет из авиакрыла F4 (Flygflottilj Jamtland) военного командования NN ("Северный Норрланд"). Самолет камуфлирован по схеме ПВО в два оттенка серого цвета, таким образом окрашивалась значительная часть JA 37. Опознавательные знаки ВВС Швеции изображены в шести местах: на верхних и нижних поверхностях каждой плоскости крыла и по бортам носовой части фюзеляжа. На вооружении 4-й флотилии JA 37 состояли с августа 1983 года. Флотилию планировали перевооружить на JAS 39 Gripen, и летный состав уже приступил к переучиванию. Но новый этап сокращений военного бюджета привел к расформированию флотилии. Две эскадрильи JA 374-й флотилии прекратили существование в 2004 году.
Общая компоновочная схема самолета «Вигген»
Basic structure and flight controls
Operational equipment
SH 37 Viggen
Saab JA 37 Viggen
Saab JA 37 Viggen
Схема взаимодействия вихрей тандемно расположенных треугольных крыльев
Схема вариантов подвесного вооружения AJS 37
The Viggen family
To evaluate the double-delta wing design, Saab built the 210, a small single-seat test aircraft which paved the way for the J 35 Draken which made its first flight on October 25, 1955. It entered SwAF service in 1960 and remains in use in its latest upgraded J 35J model. Close-coupled canard delta configuration was the hallmark of the JA 37 Viggen which was developed for a range of tasks. A design of the late-1970s that failed to gain an order was the B 3LA attack/trainer intended to be a replacement for the SK 60. The JAS 39 is the latest in Saab’s fighter family and should see service well into the next century.
Варианты самолетов Saab 37
Проект 1500-01
Проект 1509
Projects 1560 (illustrated) and 1561, both dated September 21, 1961, were similar aircraft with the same wing, but had different intake and jet pipe arrangements. The 1561 had a chin intake placed directly behind the radome as per the F-86D Sabre and its exhaust ran right through to a pipe in the rear fuselage beneath the fin trailing edge
The delta wing Project 1562 (September 24, 1961).
Viggen not too far off - the canard delta Project 1563 of October 27, 1961.
Saab AJ 37 Viggen attack fighter
Saab AJ37 Viggen, Royal Swedish Air Force - Flygvapnet
Saab AJ 37 Viggen single-seat attack aircraft, with additional side view (centre) of SK 37 two-seat training version
Saab JA 37 Viggen single-seat interceptor, with additional side view (centre) of SK 37 two-seat training version
The head-on view and the upper planview both depict the JA 37 Viggen. The complex four-colour camouflage pattern applied to the side and upper surfaces is standard on all versions of Viggen currently serving with Flygvapnet.