Potez Potez 25
Варианты:
Potez - Potez 25 - 1925 - Франция
Страна: Франция
Год: 1925


Двухместный военный самолет общего назначения
Описание:
Potez 25
Potez 25
Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Фотографии

Potez 25

Ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Аэроплан Анри Потэ" под руководством А.Потэ. Являлся развитием конструкции серийного Потэ XV и опытного Потэ XXIV.
Первый опытный образец Потэ XXV проходил испытания в начале 1925 г. Серийное производство на заводе "Потэ" в Мельтэ было развернуто в 1926 г. Самолет строился также в Португалии мастерскими "Офишинас жераис де материал аэронаутико" (OGMA), в Румынии - заводом IAR (Брашов), в Югославии - заводом "Икарус" (Земун), в Польше - заводами "Плаге и Ляскевич" (Люблин) и PWS (Бяла-Подляска). Всего изготовлено свыше 3500 экз. во Франции и около 400 экз. за рубежом.
Экипаж самолета - 2 чел. Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
Потэ 25 выпускался в 87 модификациях, включая учебные и гражданские (почтовые). Основные боевые варианты:
   - Потэ 25A2, ближний разведчик с мотором LD 12Eb или Сальмсон 18Cmb для Франции (вариант Metrop), с моторами HS 12Nb или GR 9А на экспорт, вооружение 3-5x7,69, бомбы до 240 кг;
   - Потэ 25/5 с мотором Рено 12Kb, выпускался в вариантах 25/5А2 (ближний разведчик) и 25/5CN2 (ночной истребитель, вооружение как у 25A2);
   - Потэ 25TOE с мотором LD 12Eb (на экспорт в Грецию с HS 12Lb), самолет для эксплуатации в колониях, самый массовый вариант; вооружение 3x7,69, бомбы до 200 кг.
В Югославии и Португалии самолеты строились с моторами GR 9Ас или GR 9Aq. В 1937 г. завод LWS (Люблин, Польша) переделал 47 самолетов под такие же двигатели.
Потэ 25 состоял на вооружении во Франции с 1926 г., в Польше, Румынии, Испании, Югославии и Китае - с 1927 г., в Бельгии - с 1928 г., в Эстонии и Парагвае - с 1929 г., в Уругвае - с 1930 г., в Греции - с 1931 г., в Португалии - с 1933 г., в Таиланде - с 1942 г.
Первое боевое применение Потэ 25 - французской авиацией в Марокко против повстанцев в 1926-34 гг. В 1932 г. парагвайские ВВС использовали эти самолеты против Боливии. Несколько машин имела авиация Эфиопии. Их быстро уничтожили итальянцы в 1935 г.
Во Франции со второй половины 30-х годов самолеты этого типа сосредотачивали в колониях, переводили в учебные подразделения. К началу Второй мировой войны во французских ВВС остались только Потэ 25TOE, размещенные в колониях. В самой Франции эти машины использовали только как учебные. Но в связи с бурным формированием новых авиачастей их пришлось вновь поставить в строй. Десять групп ближних разведчиков получили Потэ 25 совместно с самолетами других типов. В мае - июне 1940 г. они действовали в основном на южном участке фронта.
Позднее старые бипланы активно использовались авиацией правительства Виши. В июле 1940 г. во время обороны Дакара эти машины бомбили английскую эскадру у побережья Сенегала. В ноябре 1940 г. - январе 1941 г. Потэ 25 действовали как штурмовики и легкие ночные бомбардировщики в конфликте на границе между Таиландом и Лаосом. В июне - июле 1941 г. они бомбили по ночам во время наступления союзников в Сирии и Ливане. В мае 1942 г. Потэ 25 применялись в боях на Мадагаскаре. Уцелевшие машины достались "Свободной Франции". Эскадрилья "Фландр" патрулировала на них Красное море до 1943 г. Как связные Потэ 25 служили во французских ВВС до середины 1945 г., а в Индокитае -до начала 1946 г.
В Бельгии их сняли с вооружения в 1938 г. В Греции - с ноября 1940 г. Потэ 25 применялись как разведчики и легкие дневные бомбардировщики против итальянских войск, а затем против немцев. В Румынии Потэ 25 находились в боевых частях до конца 1939 г. Югославские машины как легкие дневные бомбардировщики приняли участие в боях в апреле 1941 г.; уцелевшую технику немцы передали хорватам, использовавшим ее против партизан. Таиландские ВВС получили в 1942 г. от японцев Потэ 25, захваченные в Индокитае, и использовали их как связные до 1945 г.
В Польше самолеты этого типа к сентябрю 1939 г. законсервировали. В боевых действиях против немцев и Красной Армии они участия не принимали. Бывшие эстонские машины перешли к ВВС РККА, но советской авиацией не эксплуатировались.


Потэ 25A2||
Размах:||14,0 м
Длина:||9,0 м
Моторы, количество х мощность:||1x450 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1990 кг
Максимальная скорость:||230 км/ч
Практический потолок:||7400 м
Дальность:||680 км

Potez 25

Один из самых известных самолетов межвоенного периода Potez 25 был создан на базе прототипа Potez 24 - самолета-разведчика категории A.2, спроектированного Луи Королье и облетанного в 1924 году. Усовершенствованный прототип Potez 25 был облетан в начале 1925 года.
   Новый самолет представлял собой неравнокрылый биплан, на который предлагалось устанавливать различные варианты двигателей в классе мощности 400-600 л. с. Он отличался хорошими обводами фюзеляжа, а в близко расположенных тандемных кабинах под вырезом в задней кромке центроплана верхнего крыла располагались пилот и наблюдатель-стрелок. Новое шасси с неразрезной осью имело специально спроектированные амортизаторы фирменной конструкции "Aviations Potez". Всего было создано 87 модификаций этого очень популярного самолета для военного и гражданского применения. Только во Франции было построено более 3500 машин (большей частью на заводе "Potez"), по лицензии самолеты строились компаниями "A.N.F. Les Mureaux" и "Hanriot". Также по лицензии 300 самолетов были построены в Польше, 200 - в Югославии, 70 - в Румынии и 27 самолетов в Португалии.
   Самолеты французской постройки эксплуатировали Китай (китайские машины приняли участие в боевых действиях против японцев), Парагвай (парагвайские самолеты успели повоевать с боливийскими ВВС), Уругвай, Греция, Эфиопия (часть машин приняла участие в боях с итальянцами в 1935 году), Швейцария, сохранившая машины на службе до 1940 года, и Эстония.
   Кроме того, опытные машины были проданы СССР и десятку других стран. Многие из экспортированных и построенных по лицензии самолетов Potez 25 являлись двухместными легкими бомбардировщиками и принадлежали, таким образом, к категории B.2. Гражданские Potez 25 с двигателями Lorraine использовались компанией "Aeropostale" и ее партнерами в Южной Америке для регулярной перевозки почты через Анды, а также эксплуатировались в летных школах компаний "Caudron" и "Hanriot". Самолеты с двигателями Salmson применялись в компании "Compagnie Francaise d'Aviation".


Варианты

   Potez 25 образца 1925 года экспериментальный: прототип с двигателем Hispano-Suiza 12Ga мощностью 450 л. с.
   Potez 25 A.2: двухместный наблюдательный (разведывательный) самолет, оснащавшийся либо звездообразным двигателем Salmson 18Cmb мощностью 520 л. с., либо двигателем Lorraine 12Eb
   Potez 25 ET.2: двухместный учебно-тренировочный самолет для промежуточной летной подготовки со звездообразным двигателем Salmson 18Ab мощностью 500 л.с., использовался французскими ВВС
   Potez 25 "Jupiter": строился по лицензии в Югославии (компания "Ikarus") и Португалии ("OSGA"); самолеты французской постройки экспортировались в Эстонию и Швейцарию; использовался звездообразный двигатель Gnome-Rhone 9Ac Jupiter мощностью 420 л.с.
   Potez 25/5: серийный вариант (100 самолетов); строился в модификациях A.2 и CN.2; 12-цилиндровый V-образный двигатель Renault 12Jb мощностью 500 л.с. и руль направления увеличенной площади
   Potez 25 TOE: основной серийный вариант; построено 2270 самолетов, 297 из них поставлены за границу, 25 использовались на гражданских авиапочтовых маршрутах, а остальные поступили во французские ВВС
   Potez 25GR: вариант с двигателем Lorraine для дальних полетов; имел дополнительный топливный бак
   Potez 25M: моноплан с крылом типа "парасоль" и двигателем Hispano-Suiza, переоборудованный в 1927 году для Румынии; массово не производился
   Potez 25 Hispano-Suiza: министерский VIP-вариант с 12-цилиндровым V-образным двигателем Hispano-Suiza 12Lb мощностью 600 л.с., который применялся на легком бомбардировщике-разведчике, поставлявшемся в Грецию
   Potez 25 Farman (или Potez 25/4): разведывательный вариант (12 самолетов); двигатель Farman 12We мощностью 500 л.с.; выпускался для ВВС Франции
   Potez 25/35: вариант с двигателем Lorraine для буксировки мишеней; ВМС Франции приобрели 12 самолетов
   Potez 25/55: вариант с двигателем Lorraine и дублированной системой управления; построены 40 машин, применявшихся в компании "Aeropostale", летной школе "Caudron" и авиакомпании "Hanriot"
   Potez 25-O: литера "O" означает "Океан"; специально усиленный и модифицированный вариант для беспосадочных трансатлантических перелетов; звездообразный двигатель Jupiter, сбрасываемое "взлетное" шасси и усиленное бесстоечное лыжное шасси для посадки, прикрепленное к нижней части фюзеляжа; разбился в сентябре 1925 года во время попытки установления рекорда при полете по замкнутому маршруту; второй трансатлантический Potez 25 был построен в 1927 году, но интереса ни у кого не вызвал
   Potez 25H: два поплавковых самолета Potez 25 с двигателем Gnome-Rhone Jupiter, один из которых - с большим основным и подкрыльевыми стабилизирующими поплавками, а другой - со спаренными поплавками; вариант Potez 25 TOE с двигателем Lorraine и спаренными поплавками совершил перелет в Индокитай
   Совокупный выпуск Potez 25 всех модификаций: 3502 самолета


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Potez 25 TOE

   Тип: двухместный военный самолет общего назначения
   Силовая установка: один ПД Lorraine 12Eb мощностью 450 л. с. (335 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость 208 км/ч; практический потолок 5800 м; дальность 1260 км
   Масса: пустого снаряженного 1510 кг; максимальная взлетная 2500 кг
   Размеры: размах верхнего крыла 14,14 м; длина 9,10 м; высота 3,67 м; площадь крыльев 47,00 м2
   Вооружение: один фиксированный синхронизированный 7,7-мм пулемет Vickers в капоте и два 7,7-мм пулемета Lewis на кольцевой турели TO 7 над кабиной наблюдателя, плюс до 200 кг бомб

Flight, December 1926

The Paris Aero Show 1926

POTEZ

   THE Henri Potez firm is one of the two principal purveyors of corps observation (or army co-operation) aeroplanes, that is, medium bomber-fighter two-seaters to the military air services of France and the countries of the Little Entente, Czechoslovakia excepted. Potez two-seaters have also been furnished in series to Denmark, Esthonia, Japan, Spain and Portugal.
   Visitors to the Salon de V Aeronautique will see this year the latest type of corps observation aeroplanes produced by Henri Potez, that is, type 25 A.2 - which is the "opposite number" to the Breguet 19 A.2, just as the Potez 15 A.2 was the opposite number to the Breguet 14 A.2. In addition, the Potez Company will exhibit two aeroplanes of a type which is designated in France under the letters G.R., meaning, indifferently, grand raid or grande reconnaissance (distant cruise or distant reconnaissance, respectively). One will be the 25 G.R. with 450 h.p. Lorraine-Dietrich engine, on which Capt. Pelletier Doisy and Lieut. Gonin covered last summer a circuit of the Mediterranean (Paris-Rome-Tunis-Casablanca-Madrid-Paris) of 6,500 kms. in 41 hrs. 40 mins. elapsed time, involving night flying from Tunis to Casablanca. The same machine was used by Capt. Arrachart and Engineer Carol on the high-speed circuit of the European capitals in August, 1925, when they covered a distance of 8,000 kms. in less than three days. The other grand raid machine exhibited on the Potez stand will be the type 28, with 550 h.p. Renault geared-down engine, on which the Arrachart brothers established a world's straight-line distance record by flying from Paris to Basrah, on the Persian Gulf, last June (4,313 kms. in 26 hrs. 30 mins.).

Potez 25 A.I Observation Aeroplane

   The Potez 25 A.2 observation aeroplane is a tractor biplane characterised by a very large top wing and a small bottom wing, thus affording the occupants a maximum of vision. The wings have a framing of timber and plywood; the cabane struts and the interplane struts are faired steel tubes. The fuselage comprises structurally three sections: the forward section consists of an interchangeable engine mounting of riveted-sheet duralumin, which is secured with four bolts to the central portion of the fuselage; the latter covers the entire habitable portion of the machine and is built up of spruce longerons and cross-pieces, with plywood covering. The rear portion of the fuselage is similarly built, except that the plywood covering is replaced by wire bracing and fabric covering.
   The interchangeable engine mounting takes indifferently any power plant of from 400 to 500 h.p. So far, the following engines have been mounted on the Potez 25 A.2: 450 h.p. Lorraine-Dietrich, 420 h.p. Gnome-Rhone Jupiter, 450 h.p. Hispano-Suiza, 480 h.p. Renault and 500 h.p. Farman.
   The undercarriage is built of duralumin tubes, with a divided axle; rubber discs enclosed in the outer front struts serve as shock-absorbers.
   The Potez 25 A.2 is normally armed with four machine guns, one of these being synchronised with the engine, two being mounted on a gun ring and the fourth being fixed on the floor of the rear cockpit for firing under the tail through a trap door. According to the type of bomb rack employed, the machine may carry either twelve 10 kg. bombs inside the fuselage or else sixteen or twenty-four 10 kg. bombs on the lower wings.
   If it is desired to use this machine for distant reconnaissance work, the bomb load is eliminated, but an additional machine gun is mounted in synchronisation with the engine and the ammunition supply of all the guns is doubled.

The Potez G.R. Distant-Cruise Aeroplanes

   The Potez 25 G.R. distant-cruise aeroplane is almost identical with the Potez 25 A.2 observation machine; it only differs from the latter by having supplementary fuel tanks which increase the machine's range to 14 hrs., corresponding in still air, at a cruising speed of 180 k.p.h., to a distance of 2,500 km. Of course, the G.R. machine does not carry any armament, at any rate, not during record attempts.

Specification of the Potez 25 A.2 Aeroplane
   Engine, 450 h.p. Lorraine-Dietrich; span, 14m.; length, 9 m.; height, 3-50 m.; wing chord, top, 2-50 m.; wing chord, bottom, 1-40 m.; gap, 1-90 m.; wing area, top, 34-10 sq. m.; wing area, bottom, 12-60 sq. m.; wing area, total, 46-70 sq. m.; weight, empty, 1,210 kg.; military load, 500 kg.; fuel load, 288 kg.; weight, loaded, 1,998 kg.
Official Performances in S.T. Ac. Tests
   Altitude. Climbing Time. Max. speed.
   m. m. s. km. p.h.
   Sea level - 211
   1,500 4 55 217
   2,000 6 48 216
   3,000 10 23 212
   4,000 14 45 208
   5,000 20 21 200
   6,000 29 46
   Ceiling, 7,400 m.
   Weights and Performances of the Potez 25 G.R.
   Weight, empty, 1,220 kg.; crew and equipment, 250 kg.; fuel (1,200 litres of petrol and 60 litres of oil), 895 kg.; weight, loaded, 2,365 kg.; ceiling at start, 5,800 m.; maximum speed at half-load, 225 km.p.h.; cruising range, 14 hrs. (2,500 km.).
<...>


<...>
   The Potez 25 G.R., with 450 h.p. Lorraine engine, is almost identical with the third machine shown, the 25 A2, but carries no armament, and has a much larger petrol capacity, as will be seen from the data given in our December 2 issue. The 25A2, it should be pointed out, is the standard French Army co-operation machine. It is equipped with four machine guns, one firing through the propeller, two on a gun ring, and one firing through the floor towards the tail.
   A feature of all Potez machines is the detachable engine units, and two such were shown on a stand. These detachable engine mountings are of very simple form, and attach to the main fuselage structure at four points only, thus rendering the operation of changing an engine a very simple one. These engine mountings are of heavy gauge duralumin, by the use of which practically no bracing, "crinkling," or other aids to stiffness are required.
Данный Potez 24 A.2 принадлежал 2-й разведывательно-бомбардировочной эскадрилье парагвайских ВВС, дислоцированной в 1933 году в Исла-Пои.
Potez 25TOE из 1/595-й АЭ ВВС Франции
THE POTEZ 25 A.2 with 450 h.p. Hispano engine, is an army co-operation biplane of recent design.
The Potez 25 Army-Co-operation biplane is of recent design.
Разведчик Потэ 25 французских ВВС
THE POTEZ 25 G.R. with 450 h.p. Lorraine engine, is a long-distance reconnaissance biplane.
Потэ 25A2, использовавшийся французской морской авиацией как самолет связи, осень 1939 г.
Potez 25.41A2 with the insignia of the 6eme Escadrille of the Ecole de l’Air.
The only Potez 25 Bidon was received by the Aeronautica Militar in 1928; it was initially operated by the EMA at Sintra.
С 1929 года "Aeropostale" использовала на почтовых маршрутах в Аргентине пять Potez 25. Часто им приходилось совершать перелеты через Анды. В 1933 году маршруты перешли под контроль "Air France", работавшей на них до 1936 года.
Группа Потэ 25 с подвешенными бомбами во время конфликта в Индокитае, 1941г.
A pair of IAR built Potez 25 reconnaissance/light bomber aircraft during field service with ‘Flotila 1 Aviatie’ based at Iasi, Moldavia, in the early 1930s.
Gipsy Major engine of an early Fleet F-10G, No 29, is serviced before take off. The pupil pilot is already sitting in the front cockpit, studying the on-board instruments with the help of a more experienced fellow airman. In the background two IAR-Potez-25s are lined up.
The IAR CV.11 fighter was the first IAR design. Depicted is the second prototype, the CV.11 C1, during an aviation show held at Brasov, in the summer of 1931. At right, an IAR manufactured Potez 25 can be seen.
In 1928 Capitaine Weiser and mechanic Clement delivered a Potez 25 to Afghanistan. Left to right: Air Force Commandant Ihsan Kahn, Weiser, Gaire and Clement.
"Потез-25", закупленный во Франции для авиации провинции Сычуань. Перед самолетом стоят китайский генерал (слева) и представитель фирмы.
Транспортный контейнер с фюзеляжем французского двухместного биплана "Потез-25", только что поступивший в Маньчжурию.
Самолеты "Потез-25" с опознавательными знаками ВВС Гоминьдана.
В условиях отсутствия воздушного противника летнабам маньчжурских "потэзов-25" приходилось вести огонь из своих турельных пулеметов только по наземным целям.
Финал: солдаты Квантунской армии Японии рассматривают один из захваченных ими в Маньчжурии бомбардировщиков "Потэз-25" и авиационное вооружение бывших маньчжурских ВВС, октябрь 1931г.
Another Potez 25, this time in Japanese markings. G. A. Church of Epping took the photograph .
Photograph depicts one of several Potez 25 reconnaissance biplanes of the French Armee de I'Air which operated in the North African area during World War II. I myself saw and photographed one or two of them. Roughly the equivalent of our own Hawker Hart, the Potez 25 was powered by a 450-h.p. Lorraine motor, although a considerable number also had Renault, Hispano-Suiza and Gnome-Rhone power units. Top speed was about 135 m.p.h. I must however point out that Edku is not in the Western Desert, but well east of Alexandria, in the Delta area of Egypt.
Potez 25 TOE - самый многочисленный вариант семейства. Данная машина в конце 1930-х годов находилась в Рамле (Палестина).
Потэ 25TOE на аэродроме Жолимин на юге Марокко, 1940 г.
French A.F. Potez 25TOE army co-operation aircraft on a Madagascan airfield before the war.
A Potez 25 TOE, lined up with others before taking off on Croisiere Noire, a formation tour of French Colonial Africa. It carries the Cocotte Blanche paper fold insignia of the flight’s leader, Colonel (later General) Vuillemin.
WAITING FOR WEATHER: The Henry Potez T.O.E. biplanes ("Lorraine" engines) at Istres aerodrome in readiness to start the flight to Africa. General Vuillemin is in command.
A nicely-posed ‘preparing to start’ impression of the Potez 25 TOE.
Potez 25 TOE - Theatre des Operations Exterieures - showing clearly the forward fuselage deepened by streamlined additional fuel tanks that marked this version.
Баскский многоцелевой полутораплан "Потэз-25" со звездообразным мотором "Гном-Рон" в 420 л.с. к началу гражданской войны уже считался морально устаревшим.
Potez 25.
Французские многоцелевые бипланы "Поте-25" в межвоенный период стали на долгое время основой ударной мощи ВВС многих малых стран. Не стала исключением из этого правила и авиация Эстонии.
Эстонский Потэ 25 с мотором "Юпитер" на лыжах
"Поте-25" по сравнению с "Бреге-19". безусловно, выглядел более современной машиной, но в начале 30-х устарел и он.
Pleasing air-to-air of one of a batch of eight Potez 25A-2s.
PORTUGUESE-BUILT: A Potez XXV with "Jupiter" engine, both entirely constructed in the Alverca workshops.
A wrecked Potez 25TOE and two Potez 63-11s
Potez 25A2