Туполев Ту-144
Варианты:
Туполев - Ту-144 - 1968 - Россия
Страна: Россия
Год: 1968


Сверхзвуковой дальнемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (74)
Ту-144

  Ту-144 часто сравнивают с действительно очень похожим внешне Aerospatiale/BAC Concorde. Оба самолета являлись претендентами на первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Первый полет Ту-144 выполнил раньше конкурента, но выполнять пассажирские перевозки первым начал Concorde. Concorde эксплуатировался довольно долго и относительно успешно, в то время как эксплуатацию Ту-144 сопровождал шлейф проблем технического плана. Флагмана "Аэрофлота" из Ту-144 не получилось, но свое достойное место в истории авиации самолет занял.
  Разработка сверхзвукового пассажирского авиалайнера началась в СССР в первой половине 1960-х годов. Планировалось построить 75 самолетов для "Аэрофлота". По компоновке и характеристикам Ту-144 не сильно отличался от Concorde. Особенностями Ту-144 являлись оживальное дельтовидное крыло, сгруппированные под фюзеляжем двигатели и отклоняемая для лучшего обзора на взлете и посадке носовая часть фюзеляжа.
  Прототип Ту-144 (СССР-68001) выполнил первый полет 31 декабря 1968 года. В ходе испытаний самолет достиг скорости М=2,4, крейсерская скорость составляла М=2,35 (2500 км/ч). Но испытания выявили массу проблем, для решения которых конструкцию и аэродинамику пришлось серьезно изменить. Так, была увеличена площадь крыла и изменена его форма в плане, фюзеляж удлинен на 6,30 м, изменено месторасположение гондол двигателей, внедрены полностью регулируемые воздухозаборники, установлено убираемое ПГО. Масса самолета возросла со 130 т до 180 т, а емкость баков была увеличена с 87 500 л до 118 750 л.
  Первый из шести самолетов второй партии, СССР-77101, выполнил первый полет весной 1973 года. Вскоре в воздухе поднялся СССР-77102, этот самолет разбился вместе с экипажем при взлете на авиасалоне в Париже в июне 1973 года. Несмотря на катастрофу, работы по программе СПС (сверхзвуковой пассажирский самолет) были продолжены. 26 декабря 1975 года СССР-77106 начал выполнять регулярные грузовые перевозки между Москвой и Алма-Атой. Серийные Ту-144 при экипаже из трех человек могли брать на борт до 140 пассажиров.
  С февраля 1977 года Ту-144 приступили к выполнению технических рейсов на линии Москва - Хабаровск, а с ноября того же года начали перевозить пассажиров между Москвой и Алма-Атой. После выполнения 55 рейсов с пассажирами в июне 1978 года потерпел катастрофу улучшенный Ту-144Д (самолет не принадлежал "Аэрофлоту"), После катастрофы полеты Ту-144 с пассажирами прекратили, к этому времени летало 13 Ту-144.
  Было выпущено шесть улучшенных Ту-144Д (включая один переделанный из ранее построенного Ту-144) с повышенной дальностью полета и двигателями РД36-51 П. А. Колесова. Грузовые перевозки Ту-144 выполняли до 1983 года, когда программу СПС окончательно закрыли.
  Ту-144 использовались для различных летных экспериментов, в том числе совместных с США. Ту-144ЛЛ выполнял полеты в интересах агентства НАСА, позже на нем установили двигатели НК-321 ОКБ Н.Д. Кузнецова (как на Ту-160). Последний полет Ту-144ЛЛ выполнил в 1998 году.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-144

  Тип: сверхзвуковой дальнемагистральный авиалайнер
  Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-144 ОКБ Н. Д. Кузнецова тягой по 127,5 кН, тяга на форсаже 196,1 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость М-2,35 (2500 км/ч); нормальная крейсерская скорость на высоте 16000-18000 м М=2,2 (2300 км/ч); максимальная дальность со 140 пассажирами - 3500 км
  Масса: пустого 85 000 кг; максимальная взлетная 180000 кг
  Размеры: размах крыла 28,80 м; длина 65,70 м; высота 12,85 м; площадь крыла 438 мг
  Полезная нагрузка: 15 000 кг
Самолет Ту-144 (СССР-68001) в сборочном цехе ЖЛИиДБ, 25 августа 1968г.
Сборка первых опытных Ту-144 и Ту-154
Сборка первого опытного самолета Ту-154 на ММЗ "Опыт", апрель 1968г. На заднем плане опытный Ту-144
Экипаж Ту-144 в его первом полете, слева направо: Э. Елян (командир), Ю. Селиверстов, В. Бендеров и М. Козлов. В. Бендеров и М. Козлов погибнут в катастрофе в Ле Бурже.
Туполев поздравляет экипаж сверхзвукового лайнера Ту-144 после первого успешного полета, 1968 год.
Опытный Ту-144 (044) на аэродроме ЛИИ
В конце 1960-х гг. Ту-144 поражал своей красотой
Крыло прототипа Ту-144 имело менее угловатые формы, чем у серийных машин, а его размах был немного больше. Все четыре двигателя были сведены в единый блок, обрезы их сопел выступали чуть дальше задней кромки.
Перед испытательным полетом
Опытный экземпляр Ту-144 накануне первого вылета
Опытный Ту-144 готов подняться в небо. Носовой обтекатель - во взлетном положении
Ту-144 и аналог МиГ-21
Опытный экземпляр Ту-144 в сопровождении самолета А-144 "Аналог" впервые взлетает 31 декабря 1968 года.
Ту-144 на испытаниях в Москве.
Первый Ту-144 в полете
Первый опытный Ту-144
Опытный Ту-144 (044) в первом полете
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер. 31 декабря 1968г.: впервые поднялся в воздух прототип первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Самолетом с бортовым номером СССР-68001 управляли первый пилот Э. Елян, второй пилот М. Козлов, инженер-испытатель В. Бендеров и инженер Ю. Селиверстов. Его сопровождал самолет-демонстратор КБ А.И. Микояна "Аналог-144" (А-144 или МиГ-21И). Конструирование этого самолета началось в 1963 году по заказу ГВФ. В 1965 году проект был представлен публике на Парижском авиасалоне.
Ту-144 в первом полете, 31 декабря 1968г.
1 ноября 1977г.: с почти пятилетним отставанием от запланированных сроков "Аэрофлот" начал эксплуатацию сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 на линии Москва-Алма-Ата. До 1 июня 1978 года на этом маршруте было выполнено 102 полета.
А.С.Благовещенский с экипажем и конструкторами Ту-144, 1972 год
Д.Ф.Устинов осматривает Ту-144
Сборка одного из серийных Ту-144 в цехе Воронежского авиазавода
Редкая фотография сразу трех Ту-144 в Москве, 1973 год. В отдалении застыл прототип, в центре стоит первый серийный авиалайнер.
The Swedish contingent seen nestling under the nose of the Tu-144 (which was removed later) - SAAB 105G SE-XBZ, a Supporter (to the left), with the Viggen behind
When a French aircraft industry delegation visited Moscow recently, its members were shown Tupolev Tu-144 production at the Voronezh factory, about ten aircraft being seen in various stages of assembly. Almost ready to fly was what was described as the first production aircraft: having the same new features displayed by the development aircraft, this Tu-144 also displayed retractable foreplanes, similar in operation and purpose to those fitted to the Dassault-Breguet Milan
Ту-144
Tupolev Tu-144 supersonic transport, photographed at the 1975 Paris Air Show, with nose drooped and foreplanes extended for take-off
Заводские испытания серийного Ту-144
The Tu-144 with canard moustaches extended. This production model differed from the prototype with its new wing, longer and wider fuselage and new undercarriage.
Tupolev Tu-144 supersonic transport, in production form, with foreplanes and landing gear extended
Ту-144 (сер. N 05-2) перевозил пассажиров между Москвой и Алма-Атой, 1978г.
Испытания на больших углах атаки
Tupolev Tu-144 supersonic transport, in production form, with foreplanes extended. This aircraft was displayed at the 1975 Paris Air Show
Измененная форма крыла серийных лайнеров Ту-144 хорошо видна на этом снимке самолета СССР-77144 при посадке. "Усики" переднего горизонтального оперения также выпущены.
Очередной испытательный полет завершен
Злополучный Ту-144 взлетает в Ле Бурже, 1973 год. При демонстрации 3 июня этот самолет начал набор высоты, внезапно перешел в пикирование и при выравнивании разрушился. Причины так и остались неясными. Одна из основных версий - пилот хотел уйти от столкновения с французским истребителем Mirage IIIR, фотографирующим самолет в воздухе.
Снимок, сделанный с борта "Миража" за несколько секунд до катастрофы. 3 июня 1973г.
Встреча Ту-144 в Ташкенте, 20 сентября 1972г.
Seen at Tashkent Airport on 20 September at the conclusion of a 110-minute supersonic flight from Moscow - a distance of 1700 mls (2735 km) - this Tupolev Tu-144 development model shows a number of differences from the prototype. The nose is longer, with additional windows in the visor, the air intakes are of revised design and the main and nose undercarriage units have been repositioned.
Ту-144 в Киеве, 5 сентября 1974г.
Russia's SST, the Tupolev Tu-144, at Domodedovo-Moscow before its first regular freight flight to Alma-Ata on 26th December 1975.
Посадка пассажиров в Ту-144
No great changes were apparent in the Tupolev Tu-144, CCCP-77110. So far the type has been used only for cargo services
Командир Ту-144 Б.Ф.Кузнецов докладывает Б.П.Бугаеву о готовности к первому рейсу с пассажирами. 1 ноября 1977г.
Ту-144 выполняет регулярный рейс
Обслуживание Ту-144 в аэропорту Домодедово
Ту-144 на стоянке в Музее ВВС в Монино
Самолет "101" - Ту-144Д готов к установлению мировых рекордов. Аэродром Кипелово, 1983г.
В полете Ту-144Д
Взлетает Ту-144ЛЛ
Ту-144ЛЛ
Ту-144ЛЛ
Подготовка стенда усталостных испытаний в СибНИА
Вид на выхлопные сопла двигателей опытного (вверху) и серийного Ту-144
Носовая опора шасси опытного Ту-144
Основная опора шасси опытного Ту-144
Основная опора шасси серийного Ту-144
Переднее крыло в выпущенном положении
Воздухозаборник серийного Ту-144
Нижняя поверхность фюзеляжа и внутренняя поверхность мотогондол
Первая помывка монинского Ту-144
Полировка иллюминаторов
Работа с приводом носового обтекателя
Установка фар
Спонсорская помощь в действии
Замена колес
Подъем!
День открытых дверей в разгаре