Сухой Су-25 Грач
Варианты:
Сухой - Су-25 Грач - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Одноместный штурмовик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (238)
Су-25

   Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 "Грач") был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.
   Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для прочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на него установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее - бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д). Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-навигационной системой по типу Су-17М3, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А (ГШ-2-30).
   18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле - июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний - акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения - ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.
   Начиная с предсерийного Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195 - вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие - размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).
   Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штурмовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.
<...>
   На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-боевые Су-25УБК. Су-25БМ - вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.
   Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25КМ "Скорпион" (прототип облетан в 2001 году).


Варианты вооружения

   Су-25 вооружен встроенной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30-2 (с левой стороны внизу фюзеляжа; боезапас 250 снарядов), а также может нести на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески различные средства поражения в контексте суммарной нормальной/максимальной массы боевой нагрузки 1400/4400 кг. На внешних узлах - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; на внутренних и средних узлах - подвесные топливные баки; на всех, кроме внешних, - различные УР классов "воздух-поверхность" (включая "воздух - РЛС"), обычные и управляемые авиабомбы, блоки НАР калибров 57 (максимум 256 ракет), 80 (160), 122 (40), 240 или 266 мм (по 8 ракет последних двух калибров), контейнеры малогабаритных грузов и пр., а на двух внутренних пилонах с каждой стороны - пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-687.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Су-25

   Тип: одноместный штурмовик
   Силовая установка: два ТРД Р-195 максимальной тягой 44,13 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость с нормальной боевой нагрузкой 950 км/ч; практический потолок 7000 м; боевой радиус 300 км; практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой на высоте без ПТБ - 640 км, а с четырьмя ПТБ - 800-1250 км; разбег на бетонной/грунтовой ВПП - 550/600 м; пробег на бетонной/грунтовой ВПП - 600/700 м
   Масса: пустого 9315 кг; снаряженного 11600 кг; нормальная взлетная 14600 кг; максимальная взлетная 17600 кг
   Размеры: размах крыла 14,36 м; длина с ПВД 15,36 м; высота 4,8 м; площадь крыла 30,1 м2
   Вооружение: см. текст
Прототипы
Самолет Т8-1
Т8-1 в полете
Момент посадки Т8-1Д. На законцовках крыльев уже установлены гондолы тормозных щитков (односекционные)
Прототип Т-8-2 с двигателями РД-9Б в сборочном цехе. В носовой части фюзеляжа - контейнер СППУ-22-01
Самолет Т8-2Д
Обстрел протоипа Т-8-3.
Отстрел брони Су-25 на полигоне
Самолет Т8-4 с эмблемой Тбилисского авиазавода - "витязь в тигровой шкуре"
В полете самолет Т8-11
Россия
Су-25 первой серии. Отсутствуют светозащитные щитки.
Су-25 первой серии. Перед кабиной - антенна ответчика СРО-2, три секции прорезей вентиляции отсека пушки, на элеронах установлены триггеры.
Модернизированный Су-25СМ
Су-25 сводной эскадрильи Казакова на аэродроме Какайды. Февраль 1989 г.
Су-25 на стоянке аэродрома Баграм. За обвалованиями - истребители МиГ-23. В воздухе - вертолет боевого охранения Ми-24
Штурман 378 ошап п/п-к Г.А. Давыдов, первый боевой вылет. Рядом инженер полка по АВ м-р Ю.Н. Осипов. Баграм, февраль 1987 г.
Техник самолета 1 аэ И.А. Рябченко у Су-25 № 02 зав. № 25508106042. Баграм, 1987 г.
Инициатор и исполнитель эмблемы грача техник самолета И.А. Рябченко у закрепленного за ним нового Су-25 № 02 зав. № 25508109077. Баграм, 1987 г.
Су-25 №03 выруливает на взлет на аэр. Баграм
Су-25 N 03 в полете
Су-25
Зам. ком. аэ Анатолий Крамаревский у с-та №04 (заводской № 25508101023). На с-те нанесено 17 звездочек за боевые вылеты.
Техник самолета лейтенант Анатолий Новиков у своего Су-25
В.Сидоров в кабине №04 готовится к вылету
Зам. ком. аэ по ИАС м-р Наумкин. Аэр. Шинданд
Техник самолета Су-25 № 05 зав. № 25508109078 ст. л-т В.Д. Леоненков. Баграм, 1987 г.
Верхом на «граче». Баграм, 1987 г.
Приподняли... Понесли! Баграм, 1987 г.
Гв.подполковник С.Ю.Шаршин после полета. Бутурлиновка, 2006г.
У Су-25 №06: нач. мед. службы полка м-р В.В. Сидоров, к-p звена 2 аэ к-н С.П. Сальников, ст. л-к 1 аэ ст. л-т И.И. Коноваленко, зам. к-ра 1 аэ к-н И.И. Свиридов, нач. ВОТП полка п/п-к В.К. Краснощеков, нач. штаба 1 аэ к-н В.Т. Шушпанов, л-к 2 аэ ст. л-т А.Л.Ульянов. Баграм, 1988 г.
Запуск двигателей Су-25 от аэродромного пускового агрегата (АПА)
Напутственные слова маршала авиации А.Н. Ефимова в день отлета
Инженер 378 ошап по СД м-р Ю.Б. Шапуров. Баграм, 1987 г.
Самолет Т8-10
Командир 368 ошап п-к А.И. Давыдов в кабине Су-25 № 12 зав. № 25508107054. Баграм, 1987 г.
ИТС на фоне самолета №12
Ст. л-т А.В. Почкин, п/п-к Г. Г. Стрепетов, м-р А.Б. Рыбаков, ст. л-т А.М. Матвеев. Баграм, 1987 г.
"Грач" взлетает с ракетами С-24
Су-25БМ (сер. номер 772313-10529), 60-й ОШАП ВВС СНГ. Под крылом - блоки НУРС Б-8М1, на земле - УБ-32.
Окно лазерного дальномера "Клен-ПС" и пушка ГШ-2-30
Су-25 N 21 "отличный самолет" из состава 1 аэ. Под козырьком фонаря нанесены отметки за боевые вылеты. Баграм, 1985г.
В полете Су-25 N 21, на котором погиб Гордиенко Б.В.
Су-25
Посадка Су-25 N 22. Баграм, 1987г.
Ст. лейтенант А. Мосеев у самолета №24, установленного на подъемники. Баграм, октябрь 1984 года.
Су-25 ВМФ Украины, весна 1992г., опознавательные знаки еще не изменены. Номера - красные с белым, Грач - черный+серый+белый, клюв - желтый, пасть - красная, бомба - черная
Ощетинившийся подвесками штурмовик пехота звала "расческой"
Штурмовик Су-25 российских ВВС
Подвеска вооружения на штурмовики из состава 1 аэ. Баграм, 1985г.
Борт №27, подвеска 4 КМГУ. На переднем плане ст. лейтенант В. Дроздов, на крыле (заправляет) техник самолета лейтенант А. Болюх. На заднем плане видна баня, еще только строящаяся (летом 1985 года она сгорит в результате попадания реактивного снаряда). Баграм, октябрь 1984 года.
Ст. л-т А. Мосеев у с-та №27. Этот борт будет потерян 10.12.84 г. Баграм, 1984 г.
В этом же полете. В кабине самолета Владислав Гончаренко, 1986 г.
Стоянка 1 аэ. Баграм, 1985г.
Штурмовик Су-25
Л-т П. В. Шабалин и ст. л-т Ф. Н. Ибрагимов на фоне N 30. Баграм, июнь 1985г.
"Грачи" на баграмской стоянке
Борт № 31 рулит после посадки по завершению полета на РУД. Баграм, 1988 г.
Су-25 сводной эскадрильи Казакова на аэродроме Какайды. Февраль 1989 г.
Два звена «ночников»: В.Б. Новогурский, Д.А. Котов, Г.А. Бухтаревич, Г.Г. Стрепетов, В.П. Федченко, В.А. Палтусов, К.В. Чувильский, А.В. Резников. Баграм, 1987 г.
Су-25 из 186-го (инструкторского) ШАП ВВС РФ, авиабаза Кокайды, Узбекистан, сентябрь 1993г.
Модернизированный штурмовик Су-25СМ
Ст. л-т Т. Кононенко, п/п-к В. Чергенцов, к-н С. Малоокий, ст. л-т В. Буторин
Су-25 (35 красный) возвращается с задания. Этот Су-25 брал в полет бомбы. Буденновск, февраль 2002г.
Су-25 из состава 2 аэ на стоянке. Кандагар, 1985г.
Тормозной щиток и механизация задней кромки крыла
Борт N 46 рулит после посадки. Кандагар, 1988г.
Су-25 № 47 зав. № 25508106073 ст. л-та П.Н. Голубцова, поврежденный ракетой ПЗРК «Стингер». 24 октября 1987 г., Кандагар
Л-к 3 аэ ст. л-т В.П. Федченко. Кандагар, 1988 г.
Зам. к-ра 3 аэ к-н В.В. Лохов. Кандагар, 1988 г.
Борт N 49 зав. N 25508110070 с эмблемой 3 аэ и отметками за боевые вылеты. Кандагар, 1988г.
Борт 49. За горой г. Кандагар. Ноябрь 1986 г.
Ремонт штурмовика в ТЭЧ полка
Летчики 1 аэ: ст. л-т С.В.Шумихин, к-н В.М.Аннюк, к-н С.Г.Малоокий, ст. л-т В.А.Буторин. Баграм, июнь 1985г.
Летчики 3 аэ с главным конструктором Су-25 В.П.Бабаком. Кандагар, 1988г.
Борт № 52 рулит после посадки по завершению полета на БШУ. Баграм, 1988 г.
Су-25 с бортовым номером "53" из состава 368-го Отдельного штурмового полка (368 ОШАП) российских ВВС - участник югоосетинского конфликта. Снимки сделаны на аэродроме "Буденновск" в 2007 году
К-н С. Малоокий и п/п-к В. Чергенцов у с-та №53.
Летчики Сушкин и Алдохин у с-та N 53. Шиндант, 1988г.
Су-25, снаряженные для вылета на РУД на стоянке
Штурмовики 3 аэ на стоянке. Кандагар, 1988г.
Командир 2 аэ п/п-к Табаченко В.Н. Баграм, декабрь1988 г.
Подготовка самолетов к вылету. Баграм, 1988 г.
Ст. лейтенант Родных С.Е. на стоянке. Баграм, 1988г.
Штурмовик Су-25 (борт № 59) из Черниговки (187-й ОШАП), воевавший в составе 387-го ОШАП, после полета на РУД рулит на стоянку «грачей» мимо стоянки соседей - разведчиков Су-17М4 из 263 ораэ. Баграм, ноябрь 1988 г.
Тормозные щитки, не убранные после посадки, становились настоящим бедствием для других самолетов - растопыренными "сандалетами" Су-25 то и дело сворачивали ПВД соседних машин
Б.Гордиенко, И.Непорожний, Ю.Агуров. Баграм, 1988г.
К-p звена к-н В. Ешмяков (первый слева) и летчики П. Шабалин, С. Романов, О. Яковлев поздравляют л-та В. Чемерилова (второй слева) с первым самостоятельным вылетом на Су-25. Ситал-Чай, март 1984 г.
Монумент летчикам-штурмовикам в центре г. Бутурлиновка
Су-25 из Краснодарской ШАД
"Небесный Гусар" и ныне летает в полку
"Ментик" на Су-25 пилотажной группы "Небесные Гусары"
Съемки западных журналистов боевого применения Су-25 в Афганистане
Над баграмской «зеленкой»
Боевой дебют штурмовика Су-25 состоялся в Афганистане. Там его прозвали "Грач".
The Su-25 Frogfoot subsonic close air support aircraft is one of the more recent additions to the SovAF inventory and is currently being manufactured at Tbilisi.
Су-25 в полете.
В Бамианском ущелье, 1986 г.
Полет на РУД
Су-25 в полете над Ахтубой, 1990-е гг.
Маскировочная окраска самолетов Су-25 10-й серии на фоне рельефа местности
В полете борт № 26 с эмблемой «Витязь», 1986 г.
Пара Су-25 п-ка А.Руцкого уходит на задание
На маршруте в Кандагар
Звено в составе: ведущий группы В.Ф. Гончаренко - С.В. Ситников, С.Н. Грицкевич - В.В. Янков (автор фото) возвращается с боевого задания. В одном боевом порядке самолеты в «зеленой» и «песочной» камуфляжной окраске, 1986 г.
Замыкающая пара Су-25 группы РУД (разведывательно-ударных действий), осуществляющая прикрытие разведчиков Су-17М3Р. Осень 1986г.
Крутое снижение при заходе на посадку с выпущенными закрылками, предкрылками и воздушными тормозами
Мощные и надежные ракеты С-24 входили в большинство вариантов снаряжения штурмовика
В первой половине 1980 года в Афганистан были направлены два опытных Су-25, результаты боевого применения которых были высоко оценены советскими военными - в следующем году для участия в афганской войне была сформирована первая штурмовая эскадрилья. Всего же там воевали 118 штурмовиков, оказавших ощутимую помощь своим войскам.
Момент касания ВПП аэродрома Баграм
Су-25 с ракетами С-24 выруливает на ВПП по "мосткам" металлического настила
Техник командирского самолета дает эскадрилье сигнал на запуск двигателей
Ст. л-т С.Г. Пашко после вылета.
П/п-к В.Е. Рябинин на борту кабины нового Су-25 в «песочной» окраске без бортового номера. Баграм, 1986 г.
Л-т П.В.Шабалин после боевого вылета расписывается в журнале подготовки с-та. Баграм, 1985г.
Техник с-та № 28 ст. л-т С.Н. Аксенов закатывает свой борт в укрытие. Баграм, 1987 г.
Группа ДРААД ТЭЧ 378 ошап. Крайний слева начальник группы ст. л-т Е.В. Ломаш, рядом с ним инженер группы ст.л-т С.Г. Романюк. Баграм, 1987 г.
Сергей Горшков у своего с-та. Баграм, 1984 г.
Техник с-та №33 С. Горшков на стоянке. Кандагар, декабрь 1984 года.
Борт №48, на переднем плане техник самолета лейтенант Мишин. Баграм, октябрь 1984 года.
Командир 3 аэ 378 ошап п/п-к С.В.Комаров. Кандагар, 1986г.
Нач. ВОТП аэ к-н Н. Любчик и нач. ПДС аэ к-н Н. Приходько. Шинданд, 1983 г. Видны звездочки за боевые вылеты на борту самолета.
НТЗ Родных С.Е и техник самолета Скоринчук А. Кабул, декабрь 1988 г.
Летчики 4-й смены: нач. ПО полка п/п-к С.И.Махонин, зам. к-ра полка М.Ф.Кукушкин, л-к ст. л-т А.В.Кудрявцев. Баграм, 1987г.
Под крылом самолета...
Техники самолетов В. Чубарев, А. Болюх, А. Мосеев. Баграм, октябрь 1984 года.
Техник самолета ст. лейтенант Мосеев у своего Су-25 N 51. Баграм, октябрь 1984 года.
Ком. 1 аэ п/пк П.С. Стрижак перед полетами на БШУ и минирование. Баграм, 1986 г.
П/п-к П.С. Стрижак перед полетом на боевое применение УР Х-25Л. Баграм, 1986 г.
Техник группы регламентных работ РТО ТЭЧ ст. л-т В.И. Яценко у самолета, оборудованного контейнером фотоконтрольной системы «Филин». Баграм, 1986 г.
Техник самолета Су-25 борт №54 В. Дроздов. Баграм, ноябрь 1984 г
Н.В. Коровин, Ю. Росляков, П.Ф. Гинс (РП на полигоне), Г.Н Гарус перед отлетом из Ситал-Чая
Подарок "духам". Баграм, 1988г.
Группа генералов и офицеров Главного штаба ВВС во главе с Главкомом ВВС маршалом авиации П.С. Кутаховым на стоянке 200 ошаэ
Су-25 №22 в укрытии. В каменных стенах входы в потерны, на заднем плане видны модули десантного полка
Су-25 на стоянке 1аэ. Баграм, 1987г.
Подготовка самолетов к вылету
Один из Су-25, проходивших обслуживание в Марах.
Комплекс мероприятий по повышению живучести конструкции и экранированию систем исключил возможность выхода из строя обоих двигателей при одном попадании средства поражения.
На ВПП аэродрома Баграм
Стоянка 3 аэ 378 ошап. Кандагар, ноябрь 1986 г.
Штурмовик Су-25 на аэродроме Моздок
Russian Frontal Aviation Sukhoi Su-25 Frogfoot attack aircraft being bombed up for a mission over Chechnya. Note that only one aircraft carries the post-Communist marking in addition to the red star.
Смена поколений: истребители-бомбардировщики Су-17 из состава 34-го апиб и штурмовики Су-25 на стоянке аэродрома Чирчик
Стоянка дежурных сил. Кандагар, 1988г.
Подготовка к снаряжению блоков Б-8М НАР С-8. Под крылом штурмовика видны подвешенные баки ПТБ-800 и два блока Б-8М
Линейка штурмовиков Су-25 на аэродроме Баграм
Подготовка к вылету пары штурмовиков. К самолетам подвозят авиационные бомбы ФАБ-250М62
Обычный день на аэродроме Баграм
Работа для полка Су-25 на день - бомбы ФАБ-500М54 на бомбоскладе Баграма
Доставка объемно-детонирующих бомб для подвески на Су-25
Подвеска авиабомб
Подвеска авиабомб на самолет. Кандагар, 1986 г.
Подвеска на с-т и снаряжение ОФАБ-250-270
Приспособление для снаряжения ленты с боеприпасами для пушки ГШ-30
Детали
Откидная ступенька на левом борту Су-25 в зоне кабины. Толщина титановой брони - 24мм.
Вид на аппаратуру прицельно-навигационного комплекса. Носовые люки правого и левого бортов открыты.
Посадочная фара до установки светозащитного щитка.
Руль поворота
Сварная из титанового сплава кабина пилота Су-25
Выдвижной трап Су-25
Передняя стойка шасси
Основная стойка шасси
Вид на бортовую нервюру центроплана и мотогондолу
Вид на входное устройство левого двигателя самолета №10
30-мм пушка ГШ-2-30
Дульный тормоз пушки
Поворотные пушечные установки СППУ-22-01, блок НУРС УБ-32 и бомбы П-50Ш под крылом Су-25
Ракета К-60 под крылом штурмовика Су-25
Подвеска ракет Х-25МЛ
Подвеска станции активных помех СПС-141МВГ
Кассеты ИК ловушек АСО-2 и контейнер тормозного парашюта
Мотогондола двигателя Р-95Ш. Балки с кассетами АСО-2 не установлены.
Мотогондола двигателя Р-195
Двигатель Р-9-300
Двигатель Р-95Ш
Украина
28 сентября 2012г. 299-я бригада тактической авиации Воздушных сил Украины (Николаевская обл.) получила очередной модернизированный Су-25М1. С Запорожского предприятия "МиГремонт" его перегнал командир соединения п-к Владимир Помогайбо. Самолет первым в бригаде получил т.н. цифровой камуфляж. Как сказал п-к Помогайбо, на сегодняшний день в бригаде несут службу уже десять модернизированных самолетов: пять Су-25М1, один Су-25УБМ1 и четыре L-39M1. До конца года должны поступить еще два обновленных штурмовика.
Су-25М1 из 299-й БрТА. Аэродром Кульбакино, март 2016 г.
Су-25, представленный ВВС Украины
10 апреля 2019г. Украинский милитарный портал сообщил, что Воздушные Силы Украины получили очередной штурмовик Су-25М1К, который прошел капитальный ремонт и частичную модернизацию на Запорожском государственном предприятии «МиГремонт». В частности, он оснащен средствами защиты «Адрос» КУВ 26-50, приемником спутниковой навигационной системы GPS NAVSTAR СН-3307, модернизированным прицелом АПС-17БЦ-8М2.
Су-25 пилотирует командир эскадрильи отдельного штурмового авиаполка подполковник Н.Дикий
24 ноября 2011г. в Запорожье на аэродроме ГП "МиГ-ремонт" летчики-испытатели Григорий Грищенко и Юрий Яковуник провели контрольный облет очередной партии из двух модернизированных штурмовиков Су-25М1 Воздушных сил Украины.
На заводе «МиГремонт» занимаются очередным Су-25
Туркменистан
Штурмовики Су-25 - недавнее приобретение ВВС Туркменистана. Ак-Тепе, осень 1999г.
Казахстан
Армения
Пара армянских Су-25 над аэродромом Гюмри. 2012 г.
Азербайджан
Азербайджанский Су-25 готовится к ночному вылету в ходе одного из предвоенных учений. 13 июля 2019 г.
Бомбы ОФАБ-250-270 под крылом азербайджанского Су-25
Чехия
Чешский Су-25 1-й эскадрильи 30-го полка
The photograph of the Su-25 Frogfoot show the fifth smaller wing pylon outboard which it may be assumed is intended to carry Atoll IR missiles for self-defence.
The photograph shows clearly the somewhat complex levered-suspension, narrow-track under­carriage with low-pressure tyres, the laser ranger in the nose and the 30-mm cannon in the portside of the forward fuselage. It may be assumed that, as with virtually all Soviet single-seat combat aircraft, a two-seat variant exists for conversion training.
Seen in service with the Czechoslovak air arm, the Su-25 Frogfoot close support aircraft is now being more widely deployed by the Soviet Air Forces after having seen some three years of deployment in Afghanistan in operations against the Mujahideen. Noteworthy features include the large-area split flaps, the split spoilers at the wingtips and the divided rudder. The recessed object in the upper portion of the nose between the sensor probes is as yet unidentified.
Словакия
Словацкий Су-25, 2001г.
Македония
Летом 2001г. из Украины в Македонию прибыли четыре штурмовика Су-25
Македонские Су-25 на аэродроме "Петровец".
КНДР
Су-25К на ВПП аэродрома в Улан-Удэ.
Ирак
Подвеска на иракский Су-25 авиабомбы ОФАБ-250
Бывший иракский Су-25 с иранскими опознавательными знаками. Это одна из тех машин, которые в 1991 году, во время операции "Буря в пустыне" были эвакуированы (либо угнаны) в Иран иракскими летчиками.
Намибия
Группа Гумерова на базе Намибе
Чад
Этот чадский Су-25 был в свое время куплен в Украине
Уганда
Французские "Трансол" и пара "Геркулесов". На переднем плане - хвостовые части угандийских Су-25, которые не использовались в ходе операции "Сервал". Нджамена, начало 2013 г.
Грузия
Атакуют грузинские Су-25
Дебютант салона - грузино-израильский штурмовик Су-25КМ "Скорпион"
После распада Советского Союза Грузии досталось "в наследство" несколько штурмовиков Су-25, проходивших ремонт на тбилисском заводе "Тбилавиастрой" (ныне - акционерное общество "Тбилавиамшени"). Впоследствии часть из них была продана на экспорт, а остальные поступили на вооружение грузинских ВВС
Су-25К в старой окраске. Марнеули, октябрь 2004 г.
Су-25К с подвешенными ОФАБ-250-270 в цеху "Тбилавиамшени". На бомбах написано: "Путину от грузин!" и "Подарок Кокойты!"