
Описание
Страна : Италия
Год : 1938
Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Варианты
- FIAT - CR.40 / CR.41 - 1934 - Италия
- FIAT - CR.42 Falco - 1938 - Италия
CR.42 Falco
Одноместный истребитель, цельнометаллический биплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Создан в КБ концерна ФИАТ под руководством Ч.Розателли. Первый полет совершил в мае 1938 г. Серийное производство начато в 1939 г. на заводе ФИАТ в Турине. Всего построено 1782 экз. Мотор A.74R1C.38, вооружение 2x12,7. Самолет состоял на вооружении в Италии с весны 1939 г., в Венгрии - с лета 1939 г., в Бельгии -с января 1940 г., в Германии-с конца 1943 г.
Основные серийные модификации:
- CR.42, основной серийный вариант;
- CR.42AS, истребитель-бомбардировщик для использования в Африке, тропический противопыльный фильтр, усиленные лонжероны нижнего крыла, бомбы до 200 кг;
- CR.42CN, ночной истребитель, пламегасители выхлопа, фары-прожекторы;
- CR.42Egeo, дальний истребитель с дополнительным бензобаком.
Первое боевое применение CR.42 - оборона Бельгии в мае 1940 г. Итальянские истребители вступили в войну в июне 1940 г. во Франции, затем в августе участвовали в нападении на Грецию, в ноябре - в налетах на города Англии. В том же году появились в Африке, где применялись до января 1943 г. В 1941 г. CR.42CN начали использоваться в системе ПВО Италии. Венгерские истребители воевали на советско-германском фронте с июля по декабрь 1941 г. После капитуляции Италии часть самолетов захватили немцы и использовали их в ПВО некоторых городов южной части Германии, а также в качестве легких ночных бомбардировщиков. CR.42 снят с производства летом 1944 г. Хотя как боевые с осени 1943 г. эти самолеты в Италии не применялись, как учебные они сохранялись до 1950 г.
CR.42||
Размах:||9,7 м
Длина:||8,26 м
Моторы, количество х мощность:||1x850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2295 кг
Максимальная скорость:||430 км/ч
Практический потолок:||10200 м
Дальность:||1150 км
Описание:
- CR.42 Falco
- Fiat CR.42 Falco
Фотографии
-
Air Enthusiast 1973-07 / Model enthusiast
The Fiat C.R.42 {MM5701) of the 95a Squadriglia, 18° Gruppo Caccia Terrestre (detached from the 3° Stormo to the 56° Stormo for operation against the British Isles with the Corpo Aereo Italiano). This aircraft, based at Eechloo, Belgium, took-off at 1200 hours on 11 November 1940 as part of an escort for 10 Fiat B.R.20s of the 43° Stormo performing what was to prove to be an abortive attack on Harwich. Flown by Sergente Pilota Pietro Salvadori, MM5701 suffered a broken oil-pipe which resulted in the engine overheating. Salvadori eventually making a forced landing on the beach a quarter-mile north of the Orfordness lighthouse. Suffolk. The aircraft was later repaired and flown by the RAF as BT474, and is today preserved at Biggin Hill (although unfortunately repainted in an incorrect finish). The 18° Gruppo emblem comprised an axe with three arrows superimposed and the motto "Ocio che te copo!", the whole enclosed by a vertical rectangle.
-
Мировая Авиация 85
К лету 1942 года CR.42 уже был устаревшим самолетом и вчистую проигрывал истребителям-монопланам, а потому использовался преимущественно как легкий штурмовик, для чего вооружался двумя пулеметами в подкрыльевых обтекателях и парой 100-кг бомб.
-
Мировая Авиация 129
Стандартный CR.42 базировался в Скарпанто и действовал над Эгейским морем, на самолет нанесена маркировка соответствующего театра военных действий. Истребитель состоял на вооружении 162-й эскадрильи 161-й группы, изображен на период апреля-мая 1941 года.
-
Авиация и Время 2005-01 / В.Мараев - Средиземноморский ас империи /Портреты/
Fiat CR.42 из 97-й АЭ, 9-й Группы, 4-го авиаполка ВВС Италии. Ливия, июль 1940г.
-
АвиаМастер 2000-02 / М.Никольский - Африканское эхо второй мировой /Неизвестная война/
"Фиат" CR.42 из 412-й эскадрильи итальянских ВВС, аэродром Гура, октябрь 1940г.
-
История Авиации 2002-05 / Д.Кондратков - Итальянское фиаско над туманным альбионом /Маленькие эпизоды больших войн/
"Фиат" CR.42 из состава 85-й эскадрильи 18-й авиагруппы итальянских Королевских ВВС. Авиабаза Урсель, Бельгия, осень 1940г.
-
Air International 1993-03 / Flying colours
Right: CR.42AS of the Sezione Autonoma Collegamenti, Aeronautica Militare Italians, flying from Rome-Centocelle in 1945-46.
-
Air International 1993-03 / Flying colours
Fiat CR.42 Falco of 1./4 Sqn, 1./II Group, Royal Hungarian Air Force, 1941, in three-colour disruptive camouflage. The scrap view shows an alternative style of camouflage with a narrow yellow Eastern Front theatre band.
-
Мировая Авиация 198
Венгрия. Пятьдесят CR.42 было поставлено Венгрии в конце 1940 года. Эти самолеты поступили на вооружение двух эскадрилий 1-го истребительного авиаполка.
-
АэроХобби 1994-04 / А.Котлобовский - В тени Люфтваффе (Венгерские ВВС на Восточном фронте в 1941г.) /Аэроархив/ (1)
Fiat CR.42 Falco, борт V.265 из эскадрильи 2/3 "Ричи". Потерян в бою 12.07.1941г.: летчик таранил советский истребитель
-
Air International 1993-03 / Flying colours
CR.42 of 1./3 Sqn, 1./11 Group with the Hungarian Fast Corps in late-1941.
-
АвиаМастер 2003-04 / М.Жирохов - Они сражались за Фландрию. Бельгийские ВВС во второй мировой войне /Из истории воздушных войн/
"Фиат" CR-42 из эскадрильи "Кокот Бланш", аэродром Нивеллес, апрель 1940г.
-
Air International 1993-03 / Flying colours
CR.42 of 4eme Esc IIeme Group de Chasse of the Belgian Aeronautique Militare based at Nivelles in May 1940. Unit insignia appears forward of the roundel while the camouflage appears to be of Italian origin.
-
Мировая Авиация 198
Бельгия. Заказанные в сентябре 1939 года, первые из 34 самолетов Falco были поставлены в марте 1940 года, поступив на вооружение 3-й истребительной эскадрильи. Тринадцать из них было уничтожено пикировщиками Ju 87 во время германского вторжения, а оставшиеся машины не сыграли заметной роли в боевых действиях.
-
Air International 1993-03 / Flying colours
Luftwaffe-operated CR.42LW of 2. Staffel, NSGr 9 based in the Rimini area in early-1944. The spats have been modified to prevent mud clogging the wheels.
-
Мировая Авиация 198
Германия. Базировавшиеся в начале 1944 года в районе Римини и использовавшиеся для ночных операций и борьбы с партизанами, эти Falco были приписаны ко 2-й эскадрилье 9-й группы ночных бомбардировщиков.
-
Air Enthusiast 1973-07 / Model enthusiast
A Fiat C.R.42 operated by 1./NSGr.7 based at Banya-Luka, Croatia, May 1944, as part of Fliegerfuhrer Kroatien. Note all-black undersurfaces, lack of underwing crosses and tail swastika. The Italian rudder marking can still be seen beneath the camouflage and the outer ring of the original Italian upper wing markings was retained after the application of German insignia.
-
Air International 1993-03 / Flying colours
In Swedish serviceable CR.42 was designated J 11 and this example served with 3 Division of Flygflottilj 9 at Save Gothenburg in late-1942.
-
Мировая Авиация 198
Швеция. Крупнейшим зарубежным покупателем CR42 стала Швеция, получившая в 1940-1941 годах 72 самолета. После войны некоторые из них использовались в качестве буксировщиков мишеней.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / 1994 UK Aircraft Collections and Museums Guide
The immaculate Fiat CR.42 in the Royal Air Force Museum.
-
Flight 1939-06 / Flight
The Fiat CR 42 represents the biplane formula and is said to be extremely manoeuvrable.
The display by the Fiat C.R. 42 “was what would be expected from a clean biplane.” -
Мировая Авиация 198
Основные особенности CR.42 хорошо видны на этом снимке самолета раннего выпуска. Являясь одним из самых совершенных из принятых на вооружение истребителей-бипланов, CR.42 быстро оказался в тени новых перехватчиков-монопланов.
-
Авиация и Время 2005-01 / В.Мараев - Средиземноморский ас империи /Портреты/
Считается, что именно этот "Фиат" CR.42 (N MM4308) был засчитан Пэттлу по итогам боя 8 августа 1940г. На самом деле самолет получил повреждения, совершил вынужденную посадку, но был восстановлен и введен в строй
-
АэроХобби 1994-04 / А.Котлобовский - В тени Люфтваффе (Венгерские ВВС на Восточном фронте в 1941г.) /Аэроархив/ (1)
Истребители Fiat CR-42 на полевом аэродроме
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Fiat C.R.42s in Swedish service.
-
Мировая Авиация 20
В состав бельгийских ВВС входили 23 итальянских истребителя Fiat CR.42, оказавшихся одними из самых эффективных в ходе этой части немецкого блицкрига.
-
Авиация и Время 2004-02 / Е.Пинак - Франко Луччини - "Везунчик" /Портреты/
Истребитель "Фиат" C.R.42 из 4-го полка ВВС Италии
-
Air Enthusiast 2001-11 / D.Garcia - Air Force on the Edge
"Фиаты" CR-42 из состава 4-й эскадрильи "Кокот бланш" 2-й авиагруппы 2-го истребительного полка бельгийских ВВС.
One of 3/II/2's Falcos. -
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Истребитель ФИАТ CR.42 ВВС Италии
-
Мировая Авиация 198
Falco в варианте ночного истребителя обозначался CR.42CN и оснащался пламегасителями, радиостанцией и поисковыми фарами под крылом. На снимке - самолеты из 300-й эскадрильи.
-
Мировая Авиация 198
85-я эскадрилья была одной из трех эскадрилий 18-й группы, которая в 1940 году присоединилась к 56-му полку в Бельгии для участия в операциях над Ла-Маншем.
-
Мировая Авиация 198
Этот снимок группы CR.42 ВВС Италии, несущих разные схемы камуфляжа, сделан над Средиземным морем в мае 1942 года.
-
История Авиации 2002-05 / Д.Кондратков - Итальянское фиаско над туманным альбионом /Маленькие эпизоды больших войн/
Единственная радость - письмо из дома.
-
АвиаМастер 2000-02 / М.Никольский - Африканское эхо второй мировой /Неизвестная война/
"Фиаты" CR.32 и CR.42, захваченные англичанами в Эфиопии - экспонаты выставки трофейного вооружения.
Другие самолёты на фотографии: FIAT CR.30 / CR.32 Chirri - Италия - 1932
-
Мировая Авиация 198
В 1940 году дочернее подразделение "Fiat" - компания CMASA, имевшая предприятие в Марина-ди-Пиза, - построила прототип ICR.42, оснащенный двухпоплавковым шасси. Масса пустой машины составляла 1846 кг, снаряженной - 2420 кг (на 124 кг больше, чем у сухопутного самолета). Хотя максимальная скорость ICR.42 была всего на 8 км/ч меньше, чем у стандартного CR.42, в серии он не строился.
-
Мировая Авиация 198
Другим опытным вариантом был CR.42B, оснащенный рядным ПД Daimler-Benz DB.601. Его проектная максимальная скорость составляла 520 км/ч, но планер плохо подходил под новую силовую установку, и работы по этому самолету, а также варианту с убирающимся шасси, были остановлены.
-
Мировая Авиация 231
Самолеты Folgore из состава 360-й и 361-й эскадрилий 155-й группы на аэродроме около Чинисии (Сицилия) перед вылетом в район Мальты, 14 июня 1942 года. 155-я группа находилась на Сицилии с начала мая, а в конце июня к ней присоединились 20-я группа. На створке ниши шасси второго самолета видна красная стрела - знак того, что самолет пилотирует младший лейтенант. На фотографии видны также самолеты SIAI-Marchetti S.79, Fiat CR.42 и Macchi МС.200.
Другие самолёты на фотографии: Macchi MC.200 Saetta - Италия - 1937Macchi MC.202 Folgore - Италия - 1940Savoia-Marchetti / SIAI SM.79 Sparviero - Италия - 1934
-
АвиаМастер 2000-02 / М.Никольский - Африканское эхо второй мировой /Неизвестная война/
Обломки "Фиата" CR.42, сбитого капитаном Фростом 3 февраля 1941г.
-
Мировая Авиация 198
Типичная судьба многих CR.42, сражавшихся в Западной Пустыне, - этот Falco стал жертвой истребителей-бомбардировщиков союзников.
-
Aviation Historian 13 / G.Alegi - Ninety Seconds over Tobruk
The remains of a 4° Stormo Fiat CR.42 at T.2 after the RAF raid on June 28. A number of CR.42s were scrambled to intercept what is believed to have been a force of Blenheims, but none managed to get airborne to defend the landing ground.
-
Air Enthusiast 2001-11 / D.Garcia - Air Force on the Edge
Сожженный на аэродроме в ходе боев бельгийский "Фиат".
Burned-out remains of Belgian Falco after a German attack. -
Air Enthusiast 2001-11 / D.Garcia - Air Force on the Edge
Разбитый при посадке и захваченный немцами бельгийский "Фиат".
CR-42 Falco of 4/II/2 following an accident. CR-42s gave a good account of themselves. -
История Авиации 2002-05 / Д.Кондратков - Итальянское фиаско над туманным альбионом /Маленькие эпизоды больших войн/
Вынужденная посадка одного из подбитых итальянских истребителей из состава 95-й эскадрильи 18-й авиагруппы на английской территории после боя 11 ноября 1940г.
-
Мировая Авиация 24
Один из наиболее известных символов немецкого блицкрига был пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87В Stuka. Красноречивый образ поражения Бельгии - Stuka на стоянке между двумя разбитыми бельгийскими истребителями CR.42.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.87B - Германия - 1938
-
Flight 1938-11 / Flight
TWO LINES OF FIGHTER DEVELOPMENT: The new Fiat biplane (below) is derived from the strong, manoeuvrable C.R.32 machine flown with such success in Spain. Above it is a new Macchi monoplane (fitted, like the biplane with a two-row Fiat with a maximum output of 840 h.p.) which, like all the new Italian fighter monoplanes, has been specially studied to provide good vision for the pilot.
Другие самолёты на фотографии: Macchi MC.200 Saetta - Италия - 1937
-
Flight 1939-08 / Flight
Fiat C.R.42 single-seater fighter (Italy).
-
Air International 1993-03 / Flying colours
Italian post-war finish on a CR.42 trainer with Z-1 (1° Zona Territoriale) coding.
-
Air International 1979-04 / Fighter A to Z
This general arrangement drawing depicts the standard production version of the CR.42 Falco.
-
Мировая Авиация 129
Fiat CR.42
-
Air Enthusiast 1973-07 / Model enthusiast
The Fiat C.R.42 (MM5701) of the 95a Squadriglia, 18° Gruppo Caccia Terrestre (detached from the 3° Stormo to the 56° Stormo for operation against the British Isles with the Corpo Aereo Italiano). This aircraft, based at Eechloo, Belgium, took-off at 1200 hours on 11 November 1940 as part of an escort for 10 Fiat B.R.20s of the 43° Stormo performing what was to prove to be an abortive attack on Harwich. Flown by Sergente Pilota Pietro Salvadori, MM5701 suffered a broken oil-pipe which resulted in the engine overheating. Salvadori eventually making a forced landing on the beach a quarter-mile north of the Orfordness lighthouse. Suffolk. The aircraft was later repaired and flown by the RAF as BT474, and is today preserved at Biggin Hill (although unfortunately repainted in an incorrect finish). The 18° Gruppo emblem comprised an axe with three arrows superimposed and the motto "Ocio che te copo!", the whole enclosed by a vertical rectangle.
- Фотографии