Mitsubishi A6M Reisen
Варианты:
Mitsubishi - A6M Reisen - 1939 - Япония
Страна: Япония
Год: 1939


Single-seat naval carrier-borne or land-based fighter
Описание:
A6M Reisen
Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)
Фотографии:

Ч/б фото (59)

A6M Reisen

Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством Дз. Хорикоси. Опытный образец этого самолета совершил первый полет 1 апреля 1939 г. Серийное производство начато в июне 1940 г. Строился заводами "Мицубиси" в Нагое, "Накадзима" в Окава, "Хитачи кокуки", 21-м авиаарсеналом флота в Омуре. Всего выпущено 10 938 экз. (вместе с учебными вариантами).
Мотор "Сакае". Вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении японского флота с июля 1940 г. (как "тип 0").
Основные серийные модификации:
  - A6M2 (модель 11) с мотором "Сакае" 12, вооружение 2x20+ 2x7,9, поздние серии (модель 21) с усиленным складным крылом и флеттнерами на элеронах;
  - А6МЗ (модель 32) с мотором "Сакае" 21, измененным капотом, урезанным законцовками нескладывающегося крыла, увеличенным боезапасом пушек, вариант A6M3-Ko (модель 32А) с длинноствольными пушками;
  - A6M2-N - поплавковый истребитель на базе A6M2;
  - A6M5 (модель 52) с мотором "Сакае" 21, усиленной обшивкой крыла, дополнительными бензобаками в консолях, нескладывающееся крыло меньшей площади с округлыми законцовками, бомбодержателями (бомбы до 100 кг), вариант А6М5-Ко (модель 52А) с усиленным набором крыла, А6М5-Оцу (модель 52В) с вооружением 2x20+1x7,69+1x13,2, бронестеклом, автоматической системой пожаротушения, А6М5-Хей (модель 52С) - с 2x20+3x13,2+1x7,69, протектированием бензобаков, подвеской 2хНУР, часть А6М5-Хей выпущена как модель 53С с мотором "Сакае" 31, А6М5-Тей - перехватчик с вооружением 3x20+ 1x7,69+1,13,2 (одна пушка наклонно в задней части фюзеляжа), переделывался из типа Хей;
  - A6M7 - истребитель-бомбардировщик с мотором "Сакае" 31.
В июле 1940 г. А6М перебросили в Китай. Первый боевой вылет - сопровождение бомбардировщиков в налете на Чунцин 19 августа. Первый воздушный бой с китайскими истребителями состоялся 13 сентября над Чунцином. Позднее неоднократно совершали рейды на Чунцин и Ченгту. В 1941 г. участвовали в захвате Французского Индокитая.
К концу 1941 г. А6М являлся основным палубным истребителем императорского флота. Эти машины базировались на шести авианосцах. Они участвовали в атаке на Гавайские о-ва 8 декабря 1941 г., поддерживали вторжение в Малайю и десант на Филиппинах. Самолеты с авианосцев "Сорю" и "Хирю" нанесли удары по о. Уэйк и поддержали высадку там войск.
Позднее палубная авиация обеспечивала захват о-вов Новая Британия и Новая Ирландия.19 февраля 1942 г. А6М сопровождали бомбардировщики при налете на Дарвин (Австралия). До марта эти машины воевали в Индонезии, как с авианосцев, так и с берега. Весной 1942 г. они приняли участие в рейде японского авианосного соединения в Индийский океан, в налетах на Коломбо и Тринкомали.
В мае 1942 г. А6М прикрывали десант, высадившийся на о-ва Кыска и Атту (Алеутские о-ва). Одновременно они сражались у о. Мидуэй. В ноябре 1942 г. японский флот использовал эти истребители на шести авианосцах и в трех соединениях на суше.
A6M5 появились на фронте с осени 1943 г., к ее концу такие машины уже несли девять авианосцев. Они приняли участие в двух сражениях в Филиппинском море летом 1944 г., обороняли о-ва Сайпан, Гуам и Тиниан. Последняя крупная операция проводилась с авианосцев в октябре того же года.
В конце войны применялись отрядами "камикадзе" с подфюзеляжной подвеской 250-кг бомбы. Впервые их бросили в бой у о. Себу в октябре 1944 г. Летчики-самоубийцы в широких масштабах встречались на Филиппинах, а затем на Окинаве. Ими был потоплен авианосец "Сент-Ло".
В конце войны в строю оставались только A6M5. Ими были вооружены шесть групп в Японии, одна - в Рабауле, одна - на Тайване и одна - в Шанхае. Устаревшие модификации служили как учебные или были переданы в подразделения "камикадзе". Последние использовали также двухместные учебные модификации A6M2-K и A6M5-K (на базе истребителей A6M2 и A6M5 соответственно).
Производство А6М было прекращено уже после капитуляции Японии.

Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)

Самым известным японским одномоторным истребителем является Zero-Sen (военно-морской палубный истребитель Тип 0), разработанный для замены самолета А5M. На A6M1 стоял мотор воздушного охлаждения Mitsubishi MK2 Zuisei мощностью 780 л. с. (582 кВт); первый полет самолет выполнил 1 апреля 1939 года. На испытаниях истребитель показал выдающиеся летные данные, за исключением максимальной скорости, оказавшейся ниже требуемого значения. Прототип A6M2 с мотором Nakajima NK1C Sakae мощностью 925 л.с. выполнил первый полет 18 января 1940 года. Уже в июле 1940 года с компанией "Mitsubishi" был заключен контракт на постройку 15 предсерийных A6M2 для проведения испытаний в Китае. В июле самолет пошел в серию как "военно-морской палубный истребитель Model 11 (A6M2 Model 11)". Данный вариант также строился в подвариантах A6M2 Model 21 со складными законцовками крыла и учебно-тренировочном двухместном A6M2-K. Вариант с поплавковым шасси A6M2N строила компания "Nakajima". К улучшенным вариантам A6M2 относится A6M3 Model 22 с мотором Nakajima NK1F Sakae 21 и с обрезанными, вместо складных, законцовками крыла.
<...>
Сборка первого опытного самолета "12-Се"
Установка двигателя на первый "Зеро". Обратите внимание на двухлопастный винт
Один из первых японских истребителей A6M1 "Зеро" в Китае
A6M2 - 27-й серийный самолет
Смена поколений. На смену A5M приходят A6M. Филиппины.
"Зеро" на палубе авианосца "Акаги" перед налетом на Перл-Харбор
Полетная палуба авианосца "Дзуйкаку" заполнена готовыми к взлету самолетами перед вылетом в районе Новой Гвинеи. На переднем плане "Рейсен Модель 21", за которыми следуют бомбардировщики "Аити D3A1" и бомбардировщики-торпедоносцы "Накадзима B5N2". Фото сделано 21 января 1942г.
"Зеро" на палубе авианосца "Секаку" перед налетом на Перл-Харбор
Повышенные дальность и продолжительность полета позволяли самолетам "Zero" действовать на удалении от авианосцев. На фотографии — самолеты A6M2 на палубе авианосца "Хирю" перед нападением на Перл-Харбор. Девять A6M2, 15 D3A1 и пять B5N2, сбитые во время налета - небольшая плата за одержанную победу.
Взлет ударной группы
Истребители Мицубиши A6M2 "Зеро" сопровождали ударные самолеты
Японский авианосец "Дзуйкаку" уцелел в битве с американским флотом в Коралловом море. На снимках - истребитель "Зеро" стартует с палубы "Дзуйкаку" в ходе сражения у Санта-Крус 21 октября 1942г.
A6M2 л-та Шинго Хайдеки. Авианосец "Секаку", окябрь 1942г.
Операция против Алеутских островов. С палубы авианосца стартует "Зеро", вооруженный двумя 60-кг авиабомбами
Погрузка A6M2 на транспортное судно. Хорошо видны сложенные законцовки крыла
A6M3 "модель 22" с закругленными законцовками крыла
A6M3 "модель 32". Хорошо видны "обрубленные" законцовки крыла
Истребители "Зеро" на Тайване готовятся к налету на Филиппины
Истребители A6M2 с началом серийного производства вытеснили из строевых частей истребители устаревших конструкций, например самолет A5M, отличавшийся исключительной маневренностью. Тем не менее самолеты А5М принимали участие в боях начального периода войны на Тихом океане. Часто на вооружении одного подразделения состояли истребители А5М и A6M2. Американцы впервые познакомились с японскими истребителями при отражении удара палубной авиации ВМС Японии по Перл-Харбору. Удар по Перл-Харбору планировался в обстановке тотальной секретности, подготовка нападения заняла несколько месяцев. Истребители "Zeke" эскортировали в налете на Перл-Харбор ударные самолеты и сбили в воздухе четыре американских самолета, не понеся потерь в воздушных боях. В дальнейшем самолеты японских авианосцев очень удачно действовали в Яванском море, в районе острова Уэйк и над Даренном.
Истребители A6M2 готовятся совершить первый боевой вылет
"Зеро" из состава авиагруппы авианосца "Дзуйкаку".
"Зеро" с аэродрома Рабаула готовятся стартовать в район Гуадалканала
Истребители "Зеро" из "Тайнань кокутая" на аэродроме Рабаул, лето 1942г. Надпись на борту самолета означает, что он был приобретен в дар императорской армии на деньги одной из гражданских организаций. Обратите внимание на отсутствие радиоантенны, что не характерно для истребителей этого типа. Возможно, радиостанция снята с целью облегчения машины.
Истребители "Зеро" на авиабазе Рабаул, осень 1942г.
A6M3 "Хэмп" из 204-го кокутая на аэродроме Лакунаи (Рабаул) в октябре 1943-го.
A6M3 на передовом аэродроме на Соломоновых островах
На этом фото запечатлены несколько "Зеро" из числа находившихся в Рабауле. Виден и самолет Ивамото с N 7-104 на киле.
Операция "Священный ветер". Когда поражение Японии стало очевидным, военное командование пошло на отчаянные меры - самоубийственные атаки бомбардировщиков. На фотографии снаряженный бомбами Zero выруливает со стоянки во время операций над заливом Лейте, ноябрь 1944 года. Сослуживцы салютуют камикадзе перед выполнением его последнего полета.
Звено Нисизавы готовится сопровождать пятерку пилотов-камикадзе на A6M с подвешенными 250-кг бомбами. На переднем плане самолет лейтенанта Юкио Секи. Аэродром Мабалакат на о.Лусон, 25 октября 1944г.
"Зеро" в Рабауле, 1943г.
Взлетающий "Хэмп". Снимок сделан камерой, установленной в хвостовой части фюзеляжа B-25 из состава 501-й бомбардировочной эскадрильи.
A6M с большим успехом действовали против китайцев во второй половине 1940 года. На снимке: A6M2 Type 0 Model 11 с ПТБ, вероятно пилотируемый знаменитым асом Сабуро Сакаи. Этот пилот, переживший войну, имел на своем счету 64 победы.
Истребитель A6M2 в полете
A6M2 сфотографирован вскоре после принятия самолета на вооружение. Этот самолет вместе с другими истребителями данного типа в составе 12-го смешанного авиакорпуса был направлен в Китай.
1 апреля 1939г.: самолет A6M1, вооруженный двумя 20-мм пушками и парой 7,7-мм пулеметов, стал лучшим палубным истребителем японского ВМФ.
"Мицубиси A6M2b" (красный борт. N Охи-101) Тетсудзо Ивамото из состава кокутая Оппама в районе священной горы Фудзияма, Япония, зима 1942-1943гг. Самолет был построен на заводе фирмы "Накадзима".
Истребители A6M2 "модель 11" в небе Китая
К моменту начала сражения при Соломоновых островах большинство эскадрилий имели на вооружении истребители модификации A6M3. На A6M3 стоял более мощный, чем на A6M2, мотор, но дальность полета из большего расхода топлива снизилась.
A6M3 Нисизавы в полете над Соломоновыми островами, 1943г.
"Зеро" в прицеле американских истребителей
"Алеутский подарок" - "Зеро" во время испытаний американцами
Захваченный на Новой Гвинее A6M3 доставили в США, где самолет в 1943-1944 годах прошел оценочные летные испытания.
В конце войны два трофейных Zero прошли испытания в подразделении ATAIU (Allied Technical Air Intelligence Unit), дислоцированном в Сингапуре.
Этот восстановленный А6МЗ демонстрируется в зале международного аэропорта в Нагое
Японский истребитель "Зеро"
Тетсузо Ивамото у хвоста своего "Рейсена" с бортовым N EII-102
Отметки побед на киле A6M2 в виде цветка сакуры
Вначале на вооружении авиации ВМС Японии состояли только одноместные самолеты A6M, а летчики тренировались на самолетах устаревших типов. С появлением двухместной модификации A6M-K процесс подготовки пилотов истребителей "Zeke" упростился.
Учебный A6M2-K, используемый в качестве буксировщика мишеней
Двухместные учебно-тренировочные истребители A6M2-K из авиационной группы Tenzan (Гёнзан кокутай). Точную модификацию этих спарок по фотографии установить сложно.
Якобы "Зеро"
Тормозной гак
Основная стойка шасси
Ниша уборки колеса со створкой
Стойка хвостового колеса