Aero L-39 Albatros
Страна: Чехословакия
Год: 1968


Двухместный легкий штурмовик и самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (93)
Aero L-39C, L-39Z, L-139 Albatros

  В странах Варшавского договора и дружественных СССР государствах L-29 работал в самых различных климатических условиях. В ходе эксплуатации были выявлены отдельные технические проблемы самолета, включая недостаточную мощность двигателя и его тенденцию глохнуть при взлете с мокрых или заболоченных полос из-за слишком низкого расположения воздухозаборников.
  Несмотря на это, в целом L-29 оказался настолько удачным, что был объявлен конкурс на создание улучшенной модели этой машины с целью исключения выявленных недочетов.
  Новый самолет проектировался, прежде всего, с учетом требований, выдвигавшихся советскими ВВС. Конструкторы проверяли конфигурацию машины в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института под Москвой.
  На новом Aero L-39 прежняя Т-образная хвостовая часть заменена на хвостовую часть обычной аэродинамической формы. Но, как и L-29, модель имела низко расположенное крыло для лучшей управляемости на малых скоростях. Хотя нестреловидное крыло ограничивало возможности машины, ее максимальная скорость несколько возросла.
  Модульная конструкция L-39 состоит из трех главных элементов: основного фюзеляжа, задней части фюзеляжа вместе с хвостовым оперением, крыла с топливными баками. Необычно здесь то, что хвостовое оперение интегрировано в заднюю часть фюзеляжа и снимается вместе с ним, тем самым обеспечивается легкий доступ к двигателю. Носовой обтекатель, управляющие поверхности, шасси и фонарь кабины - отсоединяемые детали.
  L-39 обладал улучшенными характеристиками благодаря более сильному двигателю - усовершенствованному советскому турбовентиляторному АИ-25ТЛ. Двухвальный двигатель АИ-25ТЛ имел мощность вдвое большую по сравнению с устанавливавшимся на L-29 турбореактивным Motorlet М 701, при этом он был намного экономичнее и лучше приспособлен для аэробатики.
  Кабину L-39 сконструировали так, чтобы она походила на кабину советского МиГ-21. Курсант и инструктор располагались в креслах Aero VS-1-BRI, далеко отставленных друг от друга по вертикали, что улучшало обзор с обоих мест (особенно сзади, где находился инструктор).
  Вспомогательная турбинная силовая установка Safir 5 поставляла сжатый воздух для запуска двигателя. Шины низкого давления и прочное шасси позволяли L-39 взлетать и садиться на неподготовленные взлетно-посадочные полосы.
  К концу 1970 года было построено пять летающих прототипов и еще два для наземных испытаний. После первых пробных полетов несколько увеличили длину и диаметр воздухозаборников. Еще десять предсерийных машин появились в 1971 году, после чего испытания продолжались весь следующий год. В конце 1972 года L-39 был официально выбран в качестве замены L-29 в Чехословакии, СССР и ГДР. В 1973 году самолет, успешно выдержав приемные испытания в Чехословакии и СССР, начал поступать на вооружение.
  На Западе Albatros впервые показали в 1977 году - на Парижском авиасалоне. К тому времени поступили заказы приблизительно на 1 000 таких машин. L-39 быстро превзошел по популярности своего предшественника L-29. В общей сложности было построено 2900 самолетов L-39.


Модификации L-39

  L-39C: стандартный учебный самолет
  L-39V: тот же L-39C в варианте "летающей мишени"; всего было построено восемь таких самолетов для Чехословакии и ГДР
  L-39ZO: учебный самолет с вооружением; первый полет совершил 25 августа 1975 года; имел усиленное крыло с четырьмя подкрыльевыми подвесками для вооружения; был одноместным, заднее кресло убиралось, вместо него устанавливался дополнительный топливный бак
  L-39ZA: усовершенствованный вариант штурмовика и разведчика L-39ZO; первый полет совершил 29 сентября 1976 года; имел усиленное шасси и полупогруженный в фюзеляж обтекатель, внутри которого устанавливалась 23-мм спаренная пушка ГШ-23Л с боеприпасом на 150 выстрелов; для управления огнем использовался пушечный прицел ASP-3 NMU-39 Z; в кабине устанавливался фотопулемет FKP-2-2
  L-39ZA/MP: вариант L-39ZA с более совершенной электроникой, позволявшей самолету выполнять роль ведущего в звене; предназначался на экспорт, но было построено только несколько опытных образцов; оснащался западным электронным оборудованием, включая интегрированную цифровую систему навигации и наведения (бортовой компьютер, электронную систему AlliedSignal Bendix/King и другое навигационное оборудование)
  L-39ZA/ART: вариант, близкий к L-39ZA, продававшийся Таиланду с электронным оборудованием Elbit
  L-39MS (L-S9): усовершенствованный вариант базового L-39
  L-139 Albatros 2000: вариант L-39, выставлявшийся на объявленный ВВС и ВМС США конкурс JPATS на создание нового основного учебно-тренировочного самолета; в июне 1991 года был подписан договор об участии в проектировании самолета компании "AlliedSignal"; на L-139 установили турбовентиляторный двигатель AlliedSignal (Garrett) TFE731-4-1T мощностью 18,15 кН, катапультные кресла VS-2A zero/zero, дисплей отображения информации на фоне лобового стекла Flight Visions и электронное оборудование AlliedSignal Bendix/King; первый полет был совершен 8 мая 1993 года; L-139 не сумел выиграть конкурс JPATS, уступив первенство самолету Beech Т-6 Texan II


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Aero L-39ZA Albatros

  Тип: двухместный легкий штурмовик и самолет-разведчик
  Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель АИ-25 ТЛ мощностью 16,87 кН
  Летные характеристики: (для самолета с полной нагрузкой в 4570 кг и пустыми топливными баками на консолях крыла) предельная скорость 900 км/ч; максимальная скорость на уровне моря 700 км/ч. на высоте 6000 м - 780 км/ч; максимальная скороподъемность 1320 м в минуту; время подьема на высоту 5000 метров - 6 минут; практический к 11500 м; дальность полета на высоте 5000м -1015 км без дополнительных топливных баков, 1800 км с дополнительными крыльевыми топливными баками
  Масса: пустого - 3565 кг; нормальная взлетная - до 4548 кг; максимальная взлетная - 6000 кг
  Размеры: размах крыла 9,46 м, включая топливные баки на консолях; длина 12.13 м; высота 4,77 м; площадь крыла 18.80 кв. м
  Вооружение: одна расположенная по центру спаренная 23-мм пушка ГШ-23Л с боеприпасом в 150 выстрелов в нижней части фюзеляжа; до 1100 кг боеприпасов на четырех внешних подкрыльевых подвесках
Прототипы
Первый прототип L-39 с индексом OK-32 (X-02) впервые взлетел 4 ноября 1968 года. Это машина более старшего поколения, чем такие самолеты, как BAe Hawk.
Опытный самолет L-39 X-03
Испытания катапультного кресла на L-39 X-03
Aero L-39 Albatros two-seat jet trainer (licence-built Ivchenko AI-25-TL turbofan engine) in Czechoslovak Air Force insignia
Aero L-39 two-seat trainer in its production form (licence-built Ivchenko AI-25-TL turbofan engine)
Опытный самолет L-39 X-05
Испытания самолета L-39 X-06 на раскисшем аэродроме. Весна 1974г.
Самолет L-39 X-07 во время Госиспытаний в СССР
"Альбатрос", проходивший испытания в США
Серия
"Альбатросы" в сборочном цехе "Аэро-Водоходов"
Один из первых "Альбатросов" 105-го УАП Черниговского ВВАУЛ
L-39 из 105-го УАП ЧВВАУЛ с подвешенными учебными ракетами Р-3У. Аэродром Конотоп, лето 1995г.
Of the jet trainers discussed in the accompanying article, the most successful, in terms of production, is the Aero L 39 Albatross, sales of which are approaching the 1,000 mark thanks to its selection as the standard trainer in the Soviet Union and its associated Warsaw Pact nations (except Poland). Illustrated is an export model for Iraq.
Л-39 - основной пилотажный самолет группы "Гусары"
L-39 Вооруженных сил Республики Беларусь
Довольно значительный парк учебно-тренировочных L-39 позволял эфиопам готовить пилотов на месте.
Узбекские L-39 на аэродроме Джизак
Вьетнамские "Альбатросы" на авиабазе Нха Транг
Подготовка к вылету L-39 из 378-го ОШАП. Баграм, осень 1986г.
Буксировка самолета 203-й УАБ. Чугуев, июнь 2005г.
Отремонтированный на Чугуевском АРЗ L-39 ВВС Узбекистана. Октябрь 2004г.
Взлетает пара L-39 Смоленского центра ДОСААФ. 1992г.
L-39 Школы летчиков-испытателей ЛИИ им. М.М.Громова
L-39 из состава 201-й авиабазы ХИЛа. Район Чернигова, лето 2000г.
L-39 пилотирует мастер спорта на реактивных самолетах военный летчик-инструктор 1 класса подполковник А.Зализко
Пара из пилотажной группы "Русь" во время выступления на МАКС-2005. Жуковский, август 2005г.
Основным покупателем L-39 стал СССР, получивший в 1973-1991 годах более 2000 самолетов L-39C. Самолет стал основным реактивным УТС в ВВС и ДОСААФ. На L-39 выступало несколько советских пилотажных групп.
Словацкая пилотажная группа "Белые альбатросы"
Летчик-инструктор С.В.Молдавский (слева) проводит разбор полета с курсантом Е.А.Галуненко. Аэродром Добрянка Черниговского ВВАУЛ, 1988г.
Во время экзаменационных полетов на аэродроме Камень-на-Оби Барнаульского ВВАУЛ
Подготовка L-39 к полету. 1995 г.
Российские военные передают L-39 представителям МО Таджикистана. 25 июля 2007 г.
Перед экзаменационным полетом в 393-м УАП ВВС в Афганистане
Во время выпускных полетов в Училище ВВС и ПВО ДРА. В задней кабине L-39 занял место советник командира 393-го УАП м-р В.А.Пехотин. Мазари-Шариф, 15.08.1979г.
Учебно-боевой самолет Л-39 "Альбатрос" - одна из четырех машин, имеющихся у Абхазии
Учебно-тренировочные Л-29 и Л-39, учебные Ту-134УБ-Л и Ту-134УШС, транспортные Ан-12А и Ан-24Т
Авиационный музей в Луганске
Бывший советский аэродром "Марнеули" стал основным местом базирования грузинских ВВС. В частности тим размещались учебно-боевые самолеты Л-29 "Дельфин" и Л-39 "Альбатрос", которые видны на снимках, сделанных в 2007 году
"Неуставные" опознавательные знаки на Ми-8: зеленый волк и флаг Ичкерии (зеленое полотнище, внизу которого две белые полосы, а между ними - красная)
Серийный самолет L-39ZO из состава ВВС ГДР
Строй ливийских L-39ZO
L-39ZO ВВС Венгрии
Пилоны самолета L-39ZO с 350-литровым ПТБ
Самолет L-39 X-11 в экспозиции Парижского аэрокосмического салона
Czechoslovakia's new jet trainer, the Aero L-39 Albatros, OK-HXA, a worthy successor to the L-29 Delfin
Взлетает румынский L-39ZA (сер. N 533218). Аэродром Ианка, 14 сентября 2004г.
Болгарский L-39ZA (сер. N 035137). Учения Cooperativ Key 2005, авиабаза Граф Игнатьев, 1 сентября 2005г.
Тайландский L-39ZA/ART с подвешенной мишенью "Дарт". Авиабаза Утапао, лето 1994г.
Сирийский L-39 атакует НАРами
Буксировщик мишеней L-39V и мишень KT-04
Зона размещения воздушной турбины на L-39V и установленная в его задней кабине лебедка
Опытный L-39C для отработки фотоконтейнера
Советская летающая лаборатория для отработки концевых аэродинамических поверхностей
Модернизированная "Элка" с "шариком" обзорно-прицельной системы ГОЭС
Модернизированный L-39CM
Украино-израильский L-39U. Аэрокосмическая выставка "Авiасвiт-XXI". Киев, сентябрь 2002г.
Подфюзеляжная пулеметная установка L-39U
Единственный экземпляр самолета L-139
14 сентября 2015г. на аэродроме компании Aero Vodochody Aerospace в Одолена-Вода под Прагой состоялся первый полет модернизированного учебно-боевого самолета L-39NG (сер. N° 332626).
Стрельба из бортовой 23-мм пушки с самолета L-39
Детали
Двухщелевой закрылок. На фюзеляже видны окна воздушного канала воздухо-воздушного радиатора СКВ
Правая половина горизонтального оперения
Тормозные щитки
Вертикальное оперение
Левый крыльевой топливный бак
Пушка ГШ-2-23 с открытым обтекателем
Двигатель АИ-25ТЛ
Сопло двигателя
Отсек радиоэлектронного и самолетного оборудования
Манометр воздушной системы (левый борт носовой части)
Аварийный электрогенератор ЛУН 2117.02
Правая основная опора шасси
Носовая опора шасси
Левая ниша шасси
Ступеньки кабины летчиков в открытом положении
Пилон самолета L-39C с блоком НАР УБ-16
Обслуживание самолетов в ТЭЧ 203-й авиабазы. Чугуев, начало 1999г.