Hawker-Siddeley Hawk / HS.1182
Варианты:
Hawker-Siddeley - Hawk / HS.1182 - 1972 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1972


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание:
British Aerospace (BAE Systems/Hawker Siddeley) Hawk
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Фотографии:

Ч/б фото (78)

British Aerospace (BAE Systems/Hawker Siddeley) Hawk

В 1964 году штаб британских ВВС подготовил требования к новому учебно-тренировочному самолету (Air Staff Target 362), который должен был заменить состоявшие на вооружении Hawker Siddeley Gnat. Однако было найдено лишь временное решение проблемы в виде двухместной модификации сверхзвукового SEPECAT Jaguar, и только в 1968 году компания "Hawker Siddeley" приступила к проектированию перспективного учебно-тренировочного самолета, имевшего дозвуковую скорость полета и получившего рабочее обозначение Р.1182 (затем HS.1182). Окончательно тактико-технические требования к перспективному самолету были утверждены в январе 1970 года (спецификация AST 397), причем уже предусматривалось, что он будет использоваться не только для подготовки летчиков, но и в качестве легкого штурмовика.
   1 октября 1971 года британские ВВС выбрали проект компании "Hawker Siddeley" как наиболее соответствующий этим требованиям, а 2 марта 1972 года был выдан первый контракт на поставку 175 самолетов. Прототипы или предсерийные машины не строились, а первый серийный самолет, Hawker Siddeley Hawk T.Mk 1, поднялся в воздух 21 августа 1971 года.
   Новый учебно-боевой самолет (УБС) представлял собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности (26° по передней кромке), с однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 тягой 23,13 кН. Кабина была расположена в передней части фюзеляжа и оснащалась катапультными креслами модели Martin-Baker Mk 10В класса "0-0". Расположение членов экипажа - по схеме тандем: впереди - курсант, за ним, несколько выше, - инструктор. Максимальная эксплуатационная перегрузка -4/+9 g.
   Крыло самолета было оснащено двухщелевыми закрылками, обеспечившими хорошую управляемость на малых скоростях полета, а в интегральном крыльевом топливном баке размещалось 836 л топлива. В варианте учебно-боевого самолета Hawk имеет один подфюзеляжный и два подкрыльевых узла подвески, а в варианте легкого штурмовика - пять внешних узлов подвески (подфюзеляжный и четыре подкрыльевых). В центральной части фюзеляжа располагается второй топливный бак емкостью 823 л, а по бокам находятся два воздухозаборника двигателя.
   Hawk T.Mk 1 начал поступать на вооружение британских ВВС в апреле 1976 года, первой новый самолет получила 4-я летная школа на авиабазе Вэлли. Переход на учебно-боевой самолет Hawk позволил сэкономить 10 ч в курсе усовершенствованной летной подготовки, поскольку на новой машине можно было также обучать летчиков и применению авиационного вооружения, что раньше возлагалось на самолеты Hawker Hunter. Поставки по первому контракту были завершены в конце 1976 года (по некоторым данным было поставлено 176 самолетов). В апреле 1977 года компания "Hawker Siddeley" вошла в состав "British Aerospace" (BAe), которая после слияния с компанией "Marconi Electronic Systems" в ноябре 1999 года стала именоваться "BAe Systems".
   В январе 1983 года Министерство обороны Великобритании заключило контракт на модернизацию 89 самолетов Hawk T.Mk 1 по стандарту Hawk T.Mk 1А, в результате чего самолет получил возможность нести на подкрыльевых узлах подвески две УР класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder и один пушечный контейнер с 30-мм пушкой на центральном, подфюзеляжном, узле подвески. Программа модернизации была завершена в мае 1986 года, после чего данные самолеты стали использоваться еще и как легкие истребители, применяемые в системе ПВО авиабаз для перехвата воздушных целей на малых высотах и в простых метеорологических условиях. Часть самолетов Hawk T.Mk 1 была позже модернизирована в вариант Hawk T.Mk 1W, из которых часть, в свою очередь, была дооборудована в вариант Hawk T.Mk 1FTS (у последних имелось только два подкрыльевых узла подвески, а подфюзеляжный - был удален).
   Для поставки на экспорт была разработана базовая модификация Hawk Mk 50, первым заказчиком стала Финляндия, получившая с декабря 1977 года 50 самолетов Hawk Mk 51 (четыре были построены в Великобритании, а остальные - финской компанией "Valmet"). В декабре 1990 года Финляндия разместила заказ еще на семь самолетов в варианте Hawk Mk 51А. В течение 1978 года Кения и Индонезия приобрели соответственно 12 самолетов Hawk Mk 52 и 20 Hawk Mk 53.
   Следующей экспортной модификацией стал Hawk Mk 60, оснащенный более мощным двигателем Adour Mk 861 тягой 25,35 кН и отличавшийся аэродинамическими гребнями на верхней поверхности крыла и четырехпозиционными закрылками, что обеспечило лучшие взлетно-посадочные характеристики. На этих машинах также были установлены усовершенствованные стойки шасси, усиленные колеса и адаптивная антиюзовая автоматика.
   С июля 1982 года самолеты данной серии были проданы Зимбабве (восемь Hawk Mk 60 и позже еще пять Hawk Mk 60А), ОАЭ (эмират Дубай - девять Hawk Mk 61, эмират Абу-Даби -16 самолетов Hawk Mk 63, из которых 15 затем были модернизированы до стандарта Hawk Mk 63A, а также четыре Hawk Mk 63C), Кувейту (12 Hawk Mk 64), Саудовской Аравии (30 Hawk Mk 65), Швейцарии (20 Hawk Mk 66, из которых 19 были собраны компанией "F+W"), а также Южной Корее (20 самолетов Hawk Mk 67 с радиолокационным дальномером и возможностью управления разворотом колеса передней стойки шасси).
   С середины 1980-х годов BAe стала предлагать потенциальным заказчикам несколько усовершенствованный вариант, разработанный на базе самолета Hawk Mk 60 в модификациях учебно-боевого самолета или легкого штурмовика. Новый самолет получил обозначение Hawk Mk 100, оснащался двигателем Adour Mk 871 тягой 26 кН, имел крыло новой конструкции и увеличенного на 0,53 м размаха и мог нести на законцовках крыла две УР класса "воздух-воздух" Sidewinder. Кроме того, фюзеляж новой машины имел удлиненную носовую часть, позволявшую при необходимости размещать там лазерный дальномер и/или ИК-камеру переднего обзора. Было также усовершенствовано приборное оборудование кабин курсанта и инструктора, в которых установили многофункциональные дисплеи, а компоновка органов управления была построена по принципу HOTAS - все основные операции летчик может выполнять, не отрывая рук от ручки управления самолетом и ручки управления двигателем. Hawk Mk 100 также отличался усовершенствованными пилонами (их было уже семь - один подфюзеляжный и шесть на крыле), более совершенной системой управления оружием и станцией предупреждения о радиолокационном облучении. Предусматривалась возможность оснащения его и контейнером с аппаратурой РЭБ, а на центральном пилоне самолет мог нести пушечный контейнер с 30-мм пушкой ADEN. Первый полет новый самолет выполнил в октябре 1987 года. Первым заказчиком новой модификации стали ОАЭ (эмират Абу-Даби профинансировал приобретение 18 Hawk Mk 102, оснащенных станцией предупреждения о радиолокационном облучении и лазерным дальномером), за которыми последовали Оман (июль 1990 года, четыре Hawk Mk 103) и Малайзия (декабрь 1990 года, 10 Hawk Mk 108 - первый передан в феврале 1994 года). Затем восемь самолетов Hawk Mk 109 заказала Индонезия, а в июне 1997 года Австралия разместила заказ на 33 самолета Hawk Mk 127 (Lead-in Fighter) с началом поставок в августе 2000 года, причем 12 штук должны были строиться в Великобритании, а остальные - в Австралии. Данные самолеты оснащались новым БРЭО. В 1998 году ЮАР подписала контракт на поставку 24 самолетов Hawk Mk 120 (Lead-in Fighter Trainer) с двигателем Adour Mk 951: один был построен в Великобритании, остальные собраны в ЮАР.
   Самолеты модификаций Hawk Mk 120,127 и 128 имели новые крыло, носовую и среднюю части фюзеляжа, а также хвостовое оперение, в результате чего лишь на 10% имели совместимость с машинами семейства Hawk первого поколения, но зато отличались в четыре раза большим назначенным ресурсом. В 2002 году заказ на шесть Hawk Mk 129 разместил Бахрейн. В 2000-2001 годах в Канаду в рамках программы "Летная подготовка военнослужащих НАТО в Канаде" (NATO Flying Training in Canada) было поставлено 18 самолетов Hawk Mk 115, получивших местное обозначение CT-155. Через некоторое время количество машин возросло на четыре.
   В 2003 году Индия подписала контракт на закупку 66 самолетов Hawk Mk 132 (первоначальное обозначение Hawk Mk 115Y), из которых 24 должны были поставляться из Великобритании, а остальные собираться в Индии. Первая машина британской постройки была передана заказчику в декабре 2007 года, в феврале следующего года она поступила в эксплуатацию в ВВС Индии. До февраля 2008 года Индия высказывала намерение приобрести еще 57 самолетов данного типа - 40 для ВВС и 17 для ВМС, однако пока никаких соглашений по данному вопросу не подписано (вполне вероятно, что индийское военно-политическое руководство отказалось от этих намерений).
   В октябре 2006 года Министерство обороны Великобритании подписало с "BAe Systems" контракт на поставку 28 самолетов Hawk Mk 128 (Advanced Jet Trainer), с опционом еще на 20 машин данного типа, ставших дальнейшим развитием Hawk Mk 127 (первый полет самолет Hawk Mk 128 выполнил 27 июля 2005 года). Данные УБС стали первыми представителями самолетов нового, "цифрового", поколения и поступили на вооружение британских ВВС и авиации ВМС в 2008 году под обозначением Hawk T.Mk 2. Они отличались новой силовой установкой с двигателем Adour Mk 951 и усовершенствованным составом БРЭО, в том числе жидкокристаллическими индикаторами в кабинах инструктора и курсанта и разработанными специалистами BAe бортовыми компьютерами, построенными на принципе открытой архитектуры и позволившими осуществлять подготовку летчиков по применению вооружения по воздушным и наземным целям. Hawk Mk 128 неоднократно модернизировались: в рамках второй фазы, "Operational Flight Programme 2", самолет получил второй бортовой вычислитель и возможность осуществлять подготовку летчиков к применению УР класса "воздух-воздух" малой дальности и пушечного вооружения, а в рамках третьей фазы самолет получил усовершенствованную систему автопилотирования и возможность использования цифровых карт.
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

British Aerospace (Hawker Siddeley) Hawk T.Mk 1

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет
   Силовая установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 с нефорсированной тягой 23 кН
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 3355 м - 1038 км/час; начальная скороподъемность 2835 м/мин; набор высоты 9145 м - за 6 мин 6 с; практический потолок 15 240 м; дальность полета с двумя ПТБ 3094 км; дальность полета без ПТБ 2428 км
   Масса: пустого 3647 кг; максимальная взлетная 5700 кг
   Размеры: размах крыла 9,39 м; длина 11,17 м (без штанги ПВД); высота 3,99 м; площадь крыла 16,69 м2
   Вооружение: в базовом варианте - до 680 кг, максимальная нагрузка на внешних узлах подвески - до 3084 кг


   British Aerospace Hawk Mk 100

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет/легкий штурмовик
   Силовая установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 871 тягой 26,00 кН
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 10 975 м- 1038 км/час; начальная скороподъемность 3597 м/мин; набор высоты 9145 м - за 7 мин 30 с; практический потолок 13 545 м; дальность полета с двумя ПТБ - более 2594 км; боевой радиус в варианте легкого штурмовика с боевой нагрузкой 907 кг - 1223 км
   Масса: пустого 4400 кг; максимальная взлетная 9100 кг
   Размеры: размах крыла 9,39 м (с нормальными законцовками) или 9,93 м (в варианте с размещением на законцовках УР класса "воздух-воздух"); длина 11,68 м (без штанги ПВД); высота 3,99 м; площадь крыла 16,69 м2
   Вооружение: до 3000 кг полезной нагрузки на внешних узлах подвески
UK
Первый Hawk, облетанный Дунканом Симпсоном, на площадке в Дансфолде в августе 1974 года. Схема окраски обычная, красная с белым, как и у других учебных самолетов RAF.
"The ... ventral Hawk airbrake was added virtually as an afterthought." Like the airbrake on the Hunter, and as this illustration clearly indicates, it cannot be used in landing, because of lack of ground clearance.
The prototype Hawker Siddeley Hawk, photographed by JOHN RIGBY during a Farnborough rehearsal.
View of XX154 in clean configuration, before vortex generators were added, to the wing upper surface. The strakes beneath the tail were added after initial flight trials, and the wing fences were later lengthened.
The Hawker Siddeley Hawk XX154, flown in RAF training colours by Duncan Simpson, had made only 9 flights before its Farnborough appearance.
The Hawker Siddeley Hawk and the McDonnell Douglas TF-15 Eagle, seen together during a pre-Farnborough photographic sortie.
BAe Hawk
A new impression of the Hawker Siddeley HS.1182 now entering production for the RAF.
The handsome new tricolour paint scheme is well displayed by the example on the left.
Hawker Siddeley Hawk two-seat basic and advanced jet trainer, fitted with underwing rocket pods
The first Hawk, XX154, displays its stubby underwing Matra 155 launchers, each with accommodation for 13 2.75in air-to-surface rockets.
Hawk XX173 of 4FTS gets down to some low-level training on April 11.
An early Hawk, XX161, displays the widely praised clear-view canopy and well elevated rear seat.
View of XX154 in clean configuration, before vortex generators were added, to the wing upper surface.
The RAF is in course of acquiring 175 Hawk T Mk 1s, the first examples of which began to reach No 4 FTS at Valley during 1977, in Support Command's red and white finish as depicted here.
Four Hawker Siddeley Hawks airborne together for the first time from Dunsfold on March 4, 1976. They are, front to rear, XX157 with a centreline gun pod for intensive firing trials, XX158, XX154 and the camouflaged XX156 which was flown on hot-climate trials in Malta. All are used for development flying.
XX154 leads XX157/3, XX158/4 and XX156 in box formation in 1976. By the end of the year up to eight Hawks had entered operational service with the RAF.
The official handover of the ninth British Aerospace Hawk to the Red Arrows took place on November 15, 1979, when Flight’s photographer, Tom Hamill, was able to catch all nine airborne together.
All nine Hawker Siddeley Hawks flew to the show on Wednesday, the lead aircraft being fitted with Sidewinders on its outboard pylons.
By Wednesday, following further arrivals. Hawker Siddeley were able to put up this formation of nine Hawks. In the lead is camouflaged stores-carrying XX156, followed by G-HAWK, the company demonstrator
In a fitting tribute, 20 Hawk T.1 training aircraft of 4 FTS performed a flypast in 50 formation.
"Конкорд" в совместном полете с пилотажной группой "Рэд Эрроуз" над Фэйрфордом, 1985г.
The Red Arrows during their first public display with the new Hawks, at Sywell Expo 80 on Easter Sunday.
Everyone stops to look at the Red Arrows, whether they perform at home or overseas. Their overseas venues are shown in italics in the list below.
A pair of 1TWU Hawk T1-As departing RAF Linton during the exercise.
Tornado, Jaguar, Harrier and Hawk in a get-together formation to illustrate the four major military aircraft types produced by British Aerospace
XX157 at Dunsfold in January 1976, carrying a centreline-mounted 30mm Aden gun and ammunition pack and with the flaps and rear fuselage airbrake in evidence.
4FTs got into the 75th Anniversary act with its Hawk display aircraft seen here at Scampton
Hawk T.1 XX314 of No. 4 F.T.S., Valley, with palm tree and pyramid fin badge; No. 4 F.T.S. was formed at Abu Sueir, Egypt, on 1st April 1921
On 4th November, 1976, the first two Hawker Siddeley Hawk T.1s for the R.A.F., XX162 (illustrated) and XX163, were delivered to No. 4 F.T.S. at Valley, Anglesey, where they will replace Gnats and Hunters on advanced flying and weapons training
Newest type present was Hawk T.1 XX164 from C.F.S. Valley
Four Hawks on the flight line at Valley between turn-round. The nearest machine, XX184, carries the badge of 4FTS on its fin.
By the end of 1976 Hawker Siddeley had delivered ten Hawks to the R.A.F.; total order is for 175. This picture, taken at Dunsfold, shows (left to right): XX156, G-HAWK [company demonstrator), XX158, XX759, XX154, XX157 and XX160-164 inclusive
BAe (HS) Hawk T.1s.
East meets West at RAF Scampton. The Hawks of the Red Arrows and the Sukhoi SU-27s of the Russian Knights.
Hawk XX341 is one of three that were supplied, in distinctive red/blue/white finish, for use by the ETPS. It is now at Cranfield to be modified as the ASTRA (Advanced System Training Aircraft) with variable stability.
A similar finish is sported by three Hawk T Mk Is (on photo), but not all the School aircraft carry the crest.
The second flying Hawk, XX156, seen during hot-climate trials in Malta, displays the vortex generators and longer wing fences characteristic of production aircraft.
Export deliveries of the British Aerospace Hawk are about to begin as this issue went to press. Illustrated is the company demonstrator with gun pod and eight 1,000-lb (454-kg) bombs.
Hawk XX220 of No 1 TWU in the markings of No 63 Squadron. A trainee navigator occupies the rear seat.
Hawk XX220 of No 1 TWU in the markings of No 63 Squadron. A trainee navigator occupies the rear seat.
Although these two Brawdy Hawks are carrying two wing pylons four can be fitted.
Photograph shows a Hawk of No 1 Tactical Weapons Unit firing a salvo of 68mm unguided rockets from a Sneb pod.
Hawk XX220 of No 1 TWU in the markings of No 63 Squadron. A trainee navigator occupies the rear seat.
The eighth Hawk off the line was the aptly registered private venture aircraft G-HAWK, seen with a housing for the 30mm Aden gun installation on the centreline, for aerodynamic tests.
Third Hawker Siddeley Hawk to fly, camouflaged and carrying four underwing rocket pods
Another shot of XX156, this time with four Matra 155 launchers on its wing pylons. The good view from the rear seat, achieved with minimal cockpit framing and vertically staggered seating, is well shown.
One of the Brawdy Hawks - a camouflaged T Mk 1 serving with the RAF's Tactical Weapons Unit, where the type is in process of replacing the Hunter.
Air Vice-Marshal Peter Latham, AOC II Group, RAF, arrives at RAF Chivenor in a Hawk hearing the insignia of No 63 Squadron to establish at this base the newly-formed No 2 Tactical Weapons Unit.
Front and rear close-ups of the Matra rocket pods on XX156, starboard and port side respectively. Clusters of four practice bombs can be carried as an alternative.
Another view of the all-grey T Mk 1A XX221 at No 1 TWV.
Back-up for U.K. air defence - British Aerospace Hawk T.1A XX350 of No. 234 "Shadow" Squadron (No. 1 T.W.U.), Brawdy, armed with Sidewinders and cannon pod, and Panavia Tornado F.3 ZE162 "AY" of No. 65 "Shadow" Squadron (No. 229 O.C.U.), Coningsby
Taking over from the Canberra with 100 Squadron is the Hawk, two of which are being prepared for a sortie from Wyton. The Hawk T.1A nearest the camera, XX285/CH, was formerly operated by 151 Squadron of 2 Tactical Weapons Unit at RAF Chivenor.
ATS/208R Squadron Hawk T.1A XX196/DB with Welsh language titles ‘Ysgol Babanod-y-Twynn’ emblazoned on the fuselage sides to commemorate the squadron's traditional association with a local school which has recently 'adopted' one of RAF Valley's Hawks.
First of the new RAF Hawk rebuild airframes under the Fuselage Replacement Programme, XX348, made its first flight from St Athan on March 22, 2000. The aircraft, carrying No 74(R) Sqn colours, is fitted with a new brake parachute housing above the engine exhaust.
Finland
Учебно-боевой Hawk Mk 51 из HavLLv 11 (под фюзеляжем - контейнер с пушкой "Эден"), июнь 1986г.
The recently delivered Finnish Air Force BAe Hawk HW-302.
The Hawk Mk 51 has now seen five years of Finnish service, being operated by the advanced flying and weapons training element of each Lennosto, by the Central Flying School and by the Reconnaissance Squadron, this particular example (HW-306) being the first assembled by Valmet.
The BAe Hawk has had a 17-year association with the Finnish Air Force and operates with both the frontline fighter squadrons in the attack role as well as with the Air Academy at Kauhava for training. To date, Finland has purchased 57 Hawks, 50 Mk 51s and seven Mk 51As.
Kenya
Hawk Mk 52s were the earliest of the exported versions, with first deliveries to Kenya in April 1980.
Indonesia
One of the first batch of Hawk Mk 53s delivered to Indonesia, in tactical three-colour camouflage despite their specific training role.
The first of eight British Aerospace Hawk T Mk 53s for Indonesia, seen on a pre-delivery test flight. The first four Hawk T Mk 53s were being delivered during September 1980.
One of the final batch of British Aerospace Hawks delivered to No 103 Squadron, showing the new finish with white-and-red fuselage, red tailplane and grey wings with yellow tips.
Zimbabwe
Зимбабвийский легкий штурмовик "Хок"
Flight Lieutenants Michael Enslin (left) and Sam Sigauke pose beside Hawk “605” in 2000. Enslin had just won the AFZ’s prestigious “Jungle Dustbin Marksmanship Trophy”, having fully recovered from his ejection and evasion from enemy forces in DRC in 1998. He went on to fly Chengdu F-7s with No 5 Sqn.
Saudi Arabia
RSAF Hawk Mk.65A ZH996/7902 in RAF ferry’ markings, accompanied by RSAF Tornado IDS ZH915/6629.
 
The eighth Hawker Siddeley Hawk off the jigs is the private venture G-HAWK, seen during assembly at Dunsfold.