
Ли-2 / ПС-84
Военно-транспортный самолет и дальний бомбардировщик. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Военный вариант пассажирского самолета ПС-84, являвшегося модификацией американского DC-3-178, лицензию на который приобрели в ноябре 1937 г. Переработкой конструкции DC-3 под отечественные требования руководили А.А. Сеньков и Б.П. Лисунов. Опытный образец ПС-84, собранный из узлов, изготовленных в США, проходил испытания в сентябре - декабре 1939 г. Сборку из импортных деталей начали с лета 1939 г., к настоящему серийному производству приступили весной 1940 г. Эти машины поступили в ГВФ, ВВС и ведомственную авиацию.
В мае - июне 1940 г. государственные испытания проходил военно-транспортный ПС-84К (на 26 десантников с полным снаряжением) с усиленным полом, грузовым люком и измененным интерьером кабины. Несколько ранее был изготовлен опытный образец санитарного ПС-84И для перевозки 18 лежачих и 3 сидячих раненых плюс один санитар. Элементы конструкции этих опытных машин были внедрены в серийные самолеты, выпускавшиеся в годы войны. ПС-84 (с сентября 1942 г. именовались Ли-2) строились заводами # 84 в Химках (с января 1942 г. - в Ташкенте), # 124 - в Казани и # 126 - в Комсомольске-на-Амуре (только в послевоенный период). Всего было изготовлено 4863 экз., в т.ч. 2258 до июня 1945 г. (включая собранные из американских деталей).
Экипаж 4 - 6 чел., 14 - 28 пассажиров или груз до 1600 кг, при снятии части оборудования до 2500 кг. Моторы М-62ИР.
С июля 1941 г. на отдельных машинах монтировались самодельные пулеметные установки. С августа начато оснащение самолетов ВВС и ГВФ 1 - 3x7,62. На заводе # 84 введена установка верхней турели с августа, бортовых и носового пулемета - с сентября. С апреля 1942 г. появились опытные установки под 12,7-мм пулеметы. С сентября того же года на заводе монтировалось вооружение 1x12,7+3x7,62. Одновременно приступили к перевооружению аналогичным образом самолетов более раннего выпуска. Непосредственно в частях устанавливались 3 - 4x7,62, 1x12,7+1x20 и т.д.
С начала 1942 г. на фронте на ПС-84 начали монтировать бомбодержатели. С мая 1942 г. штатное бомбовое вооружение устанавливалось прямо на заводе, одновременно различными предприятиями аналогично дорабатывались самолеты предыдущих серий. Бомбовая нагрузка до 1000 кг.
В годы Второй мировой войны Ли-2 использовались советскими ВВС и морской авиацией, а также с августа 1944 г.- ВВС Польши.
В годы войны серийно выпускались модификации:
- ПС-84 пассажирский на 13 - 21 место, экипаж - 5 чел. (в военное время - 4 чел.), строился до июля 1941 г., с конца 1940 г. комплектовался храповиками под автостартеры, зимними лобовыми капотами, оборудование, винты и колеса отечественные (ранее - американские), с августа 1941 г. устанавливалось стрелковое вооружение 1 - 3x7,62;
- ПС-84 военно-транспортный, строился с июля 1941г., экипаж - 4 чел., имел упрощенное оборудование салона, без кресел, усиленный пол, с августа - грузовую дверь на левом борту, бронеспинки пилотских кресел, вооружение 4x7,62, с октября 1941 г. часть самолетов комплектовалась для санитарных перевозок на 18 лежачих, 2 сидячих раненых и одного санитара, с марта 1942 г. двери, внутренние перегородки и некоторые другие узлы изготовлялись из дерева;
- ПС-84 (с сентября 1942 г. - Ли-2) многоцелевой (транспортный и ночной бомбардировщик), выпускался с июня 1942 г., имел дополнительные бензобаки, систему наддува основных баков отработанными выхлопными газами, усиленное шасси, антиобледенительную систему, экипаж - 4 чел., вооружение 4x7,62, с сентября - 1x12,7+3x7,62, бомбы до 1000 кг;
- Ли-2НБ, ночной бомбардировщик с вооружением 1x12,7+2x7,62, бомбы до 1000 кг, застекленная выпуклая дверь слева, экипаж - 6 чел.;
- Ли-2Т, военно-транспортный самолет без вооружения и системы отопления, в салоне - откидные фанерные лавки, экипаж - 4 чел., выпускался с мая 1945 г.;
Первый построенный ПС-84 использовали как санитарный в "зимней" войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной машины этого типа имелись в гражданской авиации, бригаде особого назначения ВВС, морской авиации и авиации НКВД. Пассажирские ПС-84 после нападения Германии были сосредоточены в авиагруппах ГВФ, приданных фронтам и флотам, в основном в Особой Московской авиагруппе (ОМАГ). С первых дней войны они обеспечивали перевозки людей и грузов в интересах вооруженных сил. В октябре 1941 г. участвовали в срочной переброске в район Орла частей 5-го воздушно-десантного корпуса. В том же месяце снабжали по воздуху гарнизон о. Даго.
С начала октября 1941 г. был организован знаменитый "воздушный мост" в Ленинград. В январе - феврале 1942 г., в ходе контрнаступления под Москвой, ПС-84 привлекались к выброске воздушных десантов, в частности, под Вязьмой. Позже они сбрасывали грузы десантникам и конно-механизированным группам, прорвавшимся в тыл противника.
Как бомбардировщики ПС-84 впервые использовали в Карелии в марте 1942 г. Это были кустарно переделанные машины. Первой же операцией "настоящих" бомбардировщиков стал налет на Щигры 24 июня 1942 г. Ли-2 с бомбами активно использовали в боях на Дону и под Сталинградом. Их количество в АДД постоянно возрастало. В феврале 1944 г. они участвовали в массированных ночных налетах на города Финляндии, в сентябре того же года бомбили Венгрию, в декабре - Восточную Пруссию. Последний случай применения Ли-2 в больших количествах в качестве бомбардировщиков - удары по Кенигсбергу в апреле 1945 г., при этом часть вылетов совершалась днем.
Всю войну с Ли-2 выбрасывались разведывательные и диверсионные группы в тылу врага. С сентября 1942 г. самолеты начали летать к партизанам, а со следующего года эта практика приобрела массовый характер.
В 1944 г. Ли-2 вместе с C-47 обеспечили выброску парашютистов на Букринском плацдарме за Днепром. В июле - августе того же года Ли-2 доставляли грузы бойцам Словацкого национального восстания, позднее они оперировали и в Югославии. Закончили войну, перевозя горючее стремительно наступавшим в Маньчжурии частям Советской армии. В Манчжурии и на Южном Сахалине они также высаживали посадочные десанты.
Ли-2 сняли с производства в 1953 г. В Польше последний Ли-2 списали в мае 1974 г., в СССР они летали до начала 1980-х гг. В послевоенный период эти самолеты состояли на вооружении в десяти странах, участвовали в ряде локальных вооруженных конфликтов. Они привлекались к перевозкам для нужд советских войск в Китае в конце 1940-х и начале 1950-х гг., работали в Северном Китае и Корее в ходе Корейской войны, участвовали в подавлении восстания в Венгрии в 1956 г. Последней войной для Ли-2 стала Вьетнамская. Летом 1968 г. эти машины (в т. ч. и с советскими экипажами) осуществляли сброс людей и грузов над Южным Вьетнамом.
Ли-2 (в варианте бомбардировщика, выпуск 1943 г.)||
Размах:||28,83 м
Длина:||19,65 м
Моторы, количество х мощность:||2x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||11500 кг
Максимальная скорость:||281 км/ч
Практический потолок:||5600 м
Дальность:||2350 км
Описание:
- Ли-2 / ПС-84
- Ли-2
- Ли-2
Фотографии
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Первые экземпляры советского "Дугласа" имели заводское обозначение ДС-3 2М-62ИР
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Один из первых серийных ПС-84 на лыжном шасси. Самолеты первых серий не имели коков винтов.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Первый экземпляр ПС-84-К. Один из первых выпущенных ПС-84 был оборудован мостом с бомбодержателями
-
Авиация и Время 1997-05 / К.-Ф.Геуст - В небе над Хельсинки и Карельским перешейком, зима-лето 1944г. /Аэроархив/ (2)
Ли-2 Героя Советского Союза командира 1-го ГвАПДД В.С.Гризодубовой выруливает на старт
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Перед заброской диверсионной группы в тыл противника. 1943г.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Ли-2, возившие представителей высшего командования, часто не имели вооружения
-
Моделист-Конструктор Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
Грузовой Ли-2Т, выпущенный в июле 1945 г.
-
Авиация и Время 1996-06 / Д.Кальной, А.Совенко - Полтавская история /Аэроархив/ (1)
На полтавскую авиабазу прибыл ее командир генерал-майор Перминов. Апрель 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2008-06 / М.Никольский - Липецкий ЦБП
Подсчет пробоин в конусе-мишени после практических стрельб
-
Авиация и Космонавтика 2005-11 / М.Никольский - 12-я дивизия ВТА
Офицеры 12-го полка у Ли-2
-
История Авиации 30 / А.Бортник - Небо, самолеты и жизнь /Об авиации и немного о себе/ (1)
У самолета Ли-2. С борттехником курсанты (слева направо) В.Баранов, А.Бортник, Б.Захаров, А.Голубев
-
Авиация и Время 2009-02 / С.Дроздов - Воздушные пираты Страны Советов (1)
Т.Т.Ромашкин, И.М.Гаранин (первый, второй слева) и другие члены экипажа возле своего Ли-2. Конец 1940-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / Д.Пичугин, М.Никольский - 604-й учебный авиационный полк
Звено облета РТС радиозавода. Экипаж Ю.А.Максименко
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / Д.Пичугин, М.Никольский - 604-й учебный авиационный полк
Летный состав эскадрильи у самолетов Ли-2
-
АвиаПарк 2010-02 / В.Кондратьев - Дальневосточные десанты
Самолеты и танки Квантунской армии, захваченные советскими десантниками на аэродроме Мукден. В центре транспортный "Мицубиси" Ки-57, правее пассажирский Фоккер "Универсал" маньчжурской авиакомпании, на заднем плане справа "Дугласы" и Ли-2 12-й Воздушной армии
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935Fokker/Atlantic F.9 Universal / F.18 / F.XI Super Universal - США - 1926Mitsubishi Ki.57/L4M - Япония - 1940
-
Авиация и Время 2009-06 / А.Котлобовский, И.Сеидов - На дальнем форпосту (1)
Первыми на ляодунских аэродромах появились C-47 и Ли-2 54-й авиатранспортной дивизии, доставившие 22 августа из Мукдена посадочные десанты в Порт-Артур и Дальний
-
АвиаПарк 2010-02 / В.Кондратьев - Дальневосточные десанты
Ли-2Т 12-й Воздушной армии на аэродроме в Мукдене (Маньчжурия), август (июль?) 1945 г.
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Ли-2, принимавший участие в высадке высокоширотной (арктической) экспедиции 1947 года.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Ли-2 из 408-го УАП Балашовского летного училища. Аэродром Петровск (Саратовская обл.), декабрь 1952г.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Ли-2 из 45-го ОСАП. Группа советских войск в Германии, аэродром Ораниенбург, 1972г.
-
Авиация и Космонавтика 2005-11 / М.Никольский - 12-я дивизия ВТА
Ли-2 использовался и как транспортный самолет, и как ночной бомбардировщик
-
Aeroplane Monthly 1993-05 / M.Oakey - Grapevine
The Federation of Enthusiasts of Russian Aviation at Tushino AB, north-west of Moscow, has refurbished the Lisunov Li-2 in preparation for a round-the-world-flight. The Soviet Union licence-built some 2,390 Russian-engined Li-2s after General Designer Boris Pavlovich Lisunov spent 1936-39 at Douglas’s Santa Monica factory, observing DC-3 production methods. The Li-2 is seen here over the outskirts of Moscow, near its Tushino base.
-
Авиация и Время 2006-02 / О.Алферов - Над джунглями Индокитая
Один из экипажей 338-го ВТАП на аэродроме Сам Нео. Февраль 1961г.
-
Авиация и Время 2006-02 / О.Алферов - Над джунглями Индокитая
Самолет Ли-2 (борт 01) к-на П.М.Антонова
-
Авиация и Космонавтика 2019-06 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (2)
Экипаж к-на П.М.Антонова на фоне своего Ли-2 с лаосскими друзьями. Лаос, начало 1962 г. (1961г. ???) Хорошо видны знаки ВВС «народного» Лаоса и смонтированный в аварийном фюзеляжном люке 7,62-мм пехотный пулемет Горюнова (СГМ)
-
Авиация и Время 2006-02 / О.Алферов - Над джунглями Индокитая
Экипаж к-на В.И.Гассиева у своего самолета. Снимок сделан 22 февраля 1962 г. в Лаосе, незадолго до гибели этого экипажа почти в полном составе
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Ли-2Т, экспонирующийся в учебном центре в г.Иваново.
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Ли-2Т послевоенного выпуска, демонстрируемый в музее на Поклонной горе. Обратите внимание на расположение маслорадиатора ("губа").
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
В столь плачевном состоянии находится Ли-2 Ульяновского музея ГА
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / Д.Пичугин, М.Никольский - Челябинское авиационное училище штурманов
Ли-2 заруливает на стоянку после выполнения задания. 1962г.
-
Авиация и Космонавтика 1997-10 / В.Беляев - МАКС-97 - новинки авиасалона
Ветеран пассажирских перевозок Ли-2 в летном состоянии
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
В.Котельников на фоне летающего экземпляра Ли-2. МАКС-99.
-
Авиация и Космонавтика 2007-01 / М.Никольский - 103-й полк ВТА
Восстановленный Ли-2 на аэродроме Смоленск-Северный
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
ПС-84 "Аэрофлота" на центральном аэродроме, май 1941г. Обратите внимание, что подкосы шасси исходного американского образца.
-
Мировая Авиация 235
Ли-2 военного выпуска работали вместе с примерно 700 американскими C-47, поставленными по ленд-лизу. После войны Ли-2 стал основным ближнемагистральным лайнером "Аэрофлота".
-
Авиация и Космонавтика 2011-10 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Ли-2, аэродром Халактырка, 1959г.
-
Авиация и Время 2009-02 / С.Дроздов - Воздушные пираты Страны Советов (1)
Самолет Ли-2 на перроне таллинского аэропорта. Первая половина 1950-х гг.
-
Мировая Авиация 29
Этот Ли-2 находился в составе Латвийского Управления авиакомпании "Аэрофлот".
-
Авиация и Космонавтика 2020-03 / В.Морозов - Отчаянное время, отважные женщины
Рейсовый Ли-2 «Аэрофлота» доставил пассажиров в г. Сургут, конец 1950-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2011-10 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Техническое обслуживание Ли-2
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
В ленинградском аэропорту Пулково Ли-2 базировались до конца 60-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2011-10 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Фотосъемка самолета Ли-2
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Один из линейных Ли-2 "Аэрофлота".
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Самолет-аэрофотосъемщик Ли-2Ф
-
Авиация и Космонавтика 2011-10 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Посадка Ли-2, аэродром Палана
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Ли-2 АВИААРКТИКА.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Во время обслуживания на полярном аэродроме Маточкин Шар. Февраль 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / В.Котельников - Гофрированные гиганты Туполева в Арктике
Самолеты Полярной авиации ПС-84 с деревянными лыжами (на переднем плане) и АНТ-6А (вдали), 1941 г.
Другие самолёты на фотографии: Туполев АНТ-6А Авиаарктика - Россия - 1936
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Ли-2 полярной авиации на шасси с цельнометаллическими лыжами
-
Мировая Авиация 235
Ли-2Т из Полярной авиации обслуживали советские полярные экспедиции. В данном случае он доставил груз для дизель-электрохода "Обь". В декабре 1968 года этот самолет был поврежден в Антарктике при посадке и затем уничтожен во время шторма.
-
Мировая Авиация 29
Ли-2 использовались всеми Управлениями "Аэрофлота", данный самолет мог эксплуатироваться практически на всех типах аэродромов. На фотографии: использовавшийся при исследованиях Арктики самолет Ли-2 с лыжным шасси.
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Ли-2 СССР-04219 Управления Полярной авиации. Астрокупол появился на поздних модификациях самолета. Апрель 1961г.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Выгрузка Ли-2 с теплохода "Обь". Антарктида, 1956г.
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Самолет Ли-2Т в воздухе.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Выпускавшиеся после войны Ли-2 не несли вооружения
-
История Авиации 30 / А.Бортник - Небо, самолеты и жизнь /Об авиации и немного о себе/ (1)
Камчатка, аэропорт Соболево, февраль 1962г. Самолет-зондировщик атмосферы. На крыльях видны кронштейны крепления метеоприборов
-
История Авиации 30 / А.Бортник - Небо, самолеты и жизнь /Об авиации и немного о себе/ (1)
Камчатка, извержение вулкана Карымского, 16 февраля 1962г. Фото сделано с борта самолета зондировщика атмосферы Ли-2
-
Авиация и Время 1999-05 / Е.Гордон, В.Ригмант - Флагман /Авиасалон/ (2)
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-114 - Россия - 1957
-
Авиация и Космонавтика 2005-11 / М.Никольский - 12-я дивизия ВТА
Ил-12 и Ли-2 на аэродроме
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-12 - Россия - 1946
-
Авиация и Космонавтика 2011-10 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Аэродром Халактырка, 1958г.
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Аэропорт Хабаровска. На стоянке пара Ли-2 и Ил-12. 50-е годы.
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-12 - Россия - 1946
-
Авиация и Время 2000-05 / К.Удалов, Р.Мараев - Пассажирский первенец Ильюшина /Монография/
Ил-12Б и Ли-2 на стоянке аэропорта г.Сталино (ныне Донецк). 9 апреля 1950г.
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-12 - Россия - 1946
-
Авиация и Время 2009-02 / С.Дроздов - Воздушные пираты Страны Советов (1)
Якутский аэропорт Черский (бывший Нижние Кресты), где 25 октября 1958г. два преступника решили захватить Ан-2
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-2 - Россия - 1947Ильюшин Ил-14 - Россия - 1950
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Стойка со сдвоенным подкосом основной ноги шасси.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Борттехник 408-го УАП ст.л-нт Н.Коротин осматривает шасси
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Винтомоторная установка и основная опора шасси
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Двигатель самолета Ли-2 выпуска начала 50-х с измененным маслорадиатором ("губой") и флюгирующим винтом.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Осмотр двигателя АШ-62ИР
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Дольше всех авиакомпаний Ли-2 эксплуатировала китайская CAAC
-
Aeroplane Monthly 1991-02 / M.Jianming - China collection
This pair of Lisunov Li-2s (Douglas DC-3 copies), standing at the gates to the museum, were once the personal transports of Mao Zedong and Zhou Enlai.
-
Авиация и Космонавтика 2019-06 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (2)
В полете звено Ли-2 919-го ВТАП ВВС ДРВ. Начало 1960-х гг.
Как видно на снимке, Ли-2 из состава 919-го транспортного авиаполка северовьетнамских ВВС несли разную окраску. -
АвиаМастер 2004-02 / В.Морозов - Корейский пролог /Из истории воздушных войн/
Нынешний руководитель КНДР товарищ Ким Чен Ир на фоне одного из северокорейских Ли-2. Конец 40-х годов.
-
Авиация и Космонавтика 2019-06 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (2)
Один из первых Ли-2, полученных 919-м военно-транспортным авиаполком ВВС ДРВ. Ханой, Не ранее 1959 г.
-
Air International 2000-04 / A.Mladenov - Balkan Bulgarian Airlines /Commercial aviation/
Two Lisunov Li-2s entered service with the Bulgarian air carrier in 1947. Eight more followed in 1948 and 1949, and the type was the main TABSO aircraft until the introduction of the Il-14 in 1957.
-
Авиация и Время 1997-04 / К.-Ф.Геуст - В небе над Хельсинки и Карельским перешейком, зима-лето 1944г. /Аэроархив/ (1)
Ли-2НБ с бомбами на внешней подвеске на испытаниях, декабрь 1943 г. Ли-2 - бомбардировщики составляли значительную часть парка самолетов АДД.
-
Мировая Авиация 173
Всего выпущено не менее 5000 самолетов ПС-84/Ли-2 разных модификаций, самолет DC-3/C-47 был выпущен в количестве порядка 10000 машин.
-
Air International 1979-08 / Model enthusiast
A close-up view showing the cold-weather baffle plate inserted in the engine cowlings of some Li-2s.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Характерным отличием бомбардировочного варианта Ли-2ВП было остекление на месте передней двери
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Раткин - Ли-2 на войне /Крупным планом/
Колхозник сельхозартели "Красный луч" Чувашской АССР А.М.Сарсков передает самолет, приобретенный на собранные средства, Герою Советского Союза Ф.Н.Орлову. 10 июля 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-12 / М.Никольский - 708-й полк ВТА
Командир эскадрильи 2-го ТАП ОН майор Плеханов и командир корабля старший лейтенант Бондарев у самолета Ли-2. Монино, 1943г.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Экипаж Ли-2 у своего воздушного корабля
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Офицеры 29-го Гвардейского красносельского бомбардировочного полка дальнего действия у одной из машин своей части. Аэродром Сокол (Сахалин), октябрь 1945г.
-
Авиация и Космонавтика 2007-01 / М.Никольский - 103-й полк ВТА
Экипаж гвардии старшего лейтенанта Недорезова у именного самолета "Красносельский". Пушкино, 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2007-01 / М.Никольский - 103-й полк ВТА
Технический персонал у Ли-2
-
Авиация и Время 1997-03 / Д.Кальной, А.Совенко - Полтавская история /Аэроархив/ (4)
Советские и американские летчики - участники операции "Фрэнтик-III"
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / Е.Арчаков - Воздушные перевозчики. История 196-го ВТАП /К Дню Военно-транспортной авиации России/
Летчики полка на фоне Ли-2, 1944 г
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / ??? - Дальняя Авиация России 100 лет /Юбилей/
Самолеты Ли-2НБ составляли значительную часть Дальней Авиации в годы Великой Отечественной войны
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
В суровых фронтовых условиях Ли-2 приобретали не поддающийся описанию "камуфляж"
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Предполетное обслуживание ПС-84 первых серий
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / Е.Арчаков - Воздушные перевозчики. История 196-го ВТАП /К Дню Военно-транспортной авиации России/
Бомбардировщик Ли-2НБ из состава АДД ВВС КА
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Загрузка боеприпасов в Ли-2 Черноморского флота
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Раткин - Ли-2 на войне /Крупным планом/
Загрузка самолета. Район Мелитополя, 1943г. Четырехзначный номер в хвостовой части - последние цифры заводского номера самолета. Квадратное окно перед цифрами - для стрельбы из хвостового пулемета ШКАС.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Разгрузка военного ПС-84 (Ли-2ВП) в Ленинграде. Хорошо видна верхняя турель МВ-3 и бортовые шкворневые установки
-
Air International 1979-08 / Model enthusiast
Paratroops boarding an Li-2 equipped with the bulbous VUS-1 dorsal turret
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Раткин - Ли-2 на войне /Крупным планом/
Эвакуация специалистов Кировского завода из блокадного Ленинграда. 1942г.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Погрузка личного состава 1-й Чехословацкой воздушно-десантной бригады в самолеты 53-й дивизии АДД. Сентябрь 1944г.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
ПС-84 Московской и Северной групп ГВФ работали на трассе, связывавшей блокадный Ленинград с "Большой землей"
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Загрузка ПС-84 перед очередным полетом в блокадный Ленинград
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Раткин - Ли-2 на войне /Крупным планом/
Загрузка вооруженного Ли-2Т ст.л-та Саркисова (5-я АЭ) для вылета на спецзадание. Турель с пулеметом УТК-1. 47 ОГРАП. 1943г.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Отработка погрузки 45-мм противотанковой пушки на ПС-84-К
-
Авиация и Космонавтика 2005-11 / М.Никольский - 12-я дивизия ВТА
Подвеска бомб на Ли-2
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Внешняя подвеска парашютных тюков и бомб ФАБ-500
-
Моделист-Конструктор Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
Ли-2НБ вылетает на ночную бомбежку, 30 декабря 1944 г.
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Раткин - Ли-2 на войне /Крупным планом/
Бомбардировщик Ли-2. 1943г.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Полет на предельно малой высоте
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Эвакуация специалистов Кировского завода из блокадного Ленинграда. Самолет имеет верхнюю турель ВУС-1 с пулеметом ШКАС. 1942г.
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Раткин - Ли-2 на войне /Крупным планом/
Ли-2 возвращается из рейса в блокадный Ленинград. Аэродром Хвойное, сентябрь 1941г.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
ПС-84 из состава ОСАГ на аэродроме Хвойное. 1942г.
-
Моделист-Конструктор Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
Ли-2 выпуска конца 1940-х гг. с макетом верхней турели стоит на Поклонной горе а Москве
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Раткин - Ли-2 на войне /Крупным планом/
Клепальные работы. Сборка Ли-2 на ташкентском заводе N 84. Снимок военного времени.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Техники устраняют неисправность двигателя. Слева - Р.В.Розенко
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Передняя огневая точка. Вниз отогнут гильзосбрасыватель
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
ПС-84 на ленинградском фронте, 1942г. Хорошо виден носовой неподвижный пулемет ШКАС.
-
Мир Авиации 1999-04 / В.Котельников - От DC-3 до Ли-2 /Крупным планом/
Испытания глушителя-плямегасителя ГАМ-10 на самолете Ли-2.
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Опытный Ли-2 на гусеничном шасси
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Ли-2 с двигателями М-88Б
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
На заднем плане - носовая часть Ли-2ИРЭ
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Летающая лаборатория Ли-2РЭО
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Самолеты-лаборатории Ли-2 "Метео"
-
Авиация и Время 1999-05 / С.Смирнов, К.Удалов, Р.Мараев - "Дуглас" Лисунова /Монография/
Наземное обслуживание Ли-2 "Метео"
Тип фотографий