МиГ МиГ-21У
Варианты:
МиГ - МиГ-21У - 1960 - Россия
Страна: Россия
Год: 1960


Описание
Фотографии:

Ч/б фото (51)
МиГ-21

<...>
  Разработанные двухместные варианты самолетов МиГ-17 и МиГ-19 серийно не выпускались, и было ясно, что МиГ-15УТИ не подходит для подготовки пилотов новых МиГ-21. Поэтому ОКБ приступило к созданию двухместного учебного варианта на базе модификации МиГ-21Ф-13. РЛС и вооружение были сняты, хотя предусматривалась возможность подвески пушечного контейнера, и имелись два пилона под крылом. Кабину инструктора организовали позади штатной кабины за счет сокращения объема топлива, снабдив ее отдельным открывающимся вбок фонарем. Первый полет новой машины состоялся 17 октября 1960 года, и она была запущена в серию под обозначением МиГ-21У (обозначение НАТО - "Mongol-A"), Самолеты раннего выпуска имели киль с малой хордой и тормозной парашют в задней части подфюзеляжного киля. Этот вариант выпускался с 1964 по 1968 год.
  На варианте МиГ-21УС ("Mongol-B"), выпускавшемся с 1966 по 1970 год, ввели киль с увеличенной хордой и тормозным парашютом в основании, усовершенствованные катапультные кресла, выдвижной перископ, увеличенный накладной топливный бак и систему сдува пограничного слоя.
  На варианте МиГ-21УМ установили новые приборы, автопилот и БРЭО, как на МиГ-21Р, а по правому борту в носовой части появился датчик угла атаки. Самолет был запущен в серию в 1971 году. В 2001 году учебные МиГ-21 имелись у большинства операторов одноместных вариантов и использовались для переучивания и поддержания летной подготовки.
<...>
Россия
Опытный самолет Е-6У/1 - прототип МиГ-21У
МиГ-21У (изделие 66) поздней серии, выпущенный заводом N 60. Характерной чертой самолетов этого завода был один (вместо двух) блок предохранительных клапанов (темное пятно над задней кромкой крыла) и отсутствие антенны УКВ на верхней кромке киля.
Взлетает МиГ-21У поздних серий Черниговского ВВАУЛ. Аэродром Иван-Город, 1985г.
Курсанты Черниговского ВВАУЛ, выпускники 1964г., получают инструктаж возле МиГ-21У на аэродроме Певцы. Четвертый слева - будущий летчик-космонавт СССР А.Левченко
Заход на посадку в сопровождении МиГ-21У
МиГ-21УС (изделие 68) Барнаульского училища. Размещение бортового номера на обтекателе антенны УКВ на киле вообще-то является ненормальным, но обычным для "двадцать первых" этого училища.
ЛЛ на базе МиГ-21УС, которая применялась в ЛИИ им. М.М.Громова
МиГ-21УМ
МиГ-21УМ (изделие 69).
Подготовка МиГ-21УМ к повторному вылету. Люк САРПП (перед звездой на киле) открыт для замены кассеты. Идет заправка топливом и замена пневматика основного колеса. Перископ поднят.
МиГ-21УМ из 702-го УАП Черниговского ВВАУЛ. Аэродром Иван-город, 21 сентября 1988г.
МиГ-21УМ заруливает на стоянку после выполнения учебного полета
Летчик 279-го ОКШАП ст.л-т Н.Руденко возле МиГ-21УМ. Северный флот, аэродром Североморск-3, лето 1977г.
Летчики А. Болбеков и В. Соловьев после полета
Летчики 27-го гв.иап обсуждают вылет на "спарке" МиГ-21УМ
Для частей ВВС СССР обычной практикой было одновременное использование различных типов самолетов (например, МиГ-17 и МиГ 21) или различных вариантов одного самолета (например, МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ). На снимке пилоты бегут к своим машинам. Обратите внимание на эмблему на носовой части переднего самолета и пару учебных МиГ-21У. Также на снимке виден МиГ-15УТИ. Он часто сохранялся в истребительных полках для тренировок и разъездных полетов.
Ми-26 696-го полка перевозит на внешней подвеске МиГ-21У
Афганистан
МиГ-21УМ из 322-го ИАП. Баграм, 1979г.
Вьетнам
Вьетнамские истребители из состава 921-го ИАП на авиабазе Ной Бай. Хотя встречается несколько вариантов камуфляжа МиГ-17Ф, основная масса этих машин в составе ВВС ДРВ "щеголяла в серебре". На заднем плане виден МиГ-21У, вооруженный блоками УБ-16-57.
Эфиопия
Учиться военному делу настоящим образом после нескольких лет разрухи и гражданской войны было трудно, но в условиях начавшейся войны вдвойне необходимо, а потому многим эфиопским летчикам прежде чем постигать суворовскую науку побеждать, пришлось начинать буквально с азов (с полетов на "спарках").
Югославия
Самолеты НЛ-12 (МиГ-21У)
Хорватия
Боевой и учебный МиГ-21 хорватских ВВС на загребском аэродроме.
29 ноября 2013г. в международном аэропорту Одессы состоялась презентация модернизированных истребителей МиГ-21, которые Хорватия приобрела в Украине. Испытательный полет провел летчик-испытатель национальный герой Хорватии Иван Селак (Ivan Selak). На мероприятии присутствовал министр обороны Хорватии Анте Котроманович. Согласно подписанным в 2013 г. соглашениям между «Укрспецэкспортом» и министром обороны Республики Хорватия, Украина взялась поставить 5 таких самолетов, а также отремонтировать и модернизировать еще семь МиГ-21, уже принадлежащих Хорватии. Работы по ремонту и модернизации производит ГП «Одесский авиационный завод», выигравший тендер у румынской компании «Аэростар». Во время посещения Одессы хорватская делегация побывала на авиазаводе, где ознакомилась с ходом выполнения контракта (на фото).
Сербия
F-16CG из 510-й тактической истребительной эскадрильи 31-го авиакрыла ВВС США и МиГ-21УМ ВВС Сербии, авиабаза Батайница, 23 июня 2006г.
Проход МиГ-21УМ ВВС Сербии над ВПП. Высота явно меньше 200 м.
Болгария
МиГ-21 ВВС Болгарии
Чехия
The initial training variant, the Mongol-A being an adaptation of the Fishbed-C with the enlarged mainwheels first employed by the Fishbed-D.
Учебная спарка МиГ-21УМ чешских ВВС
A two-seat training version of the MiG-21, in Czechoslovakian insignia
Венгрия
МиГ-21УМ ВВС Венгрии
The MiG-21MF has now been largely supplanted in the Magyar Legierd Air Division assigned to the War Par by later types, such as the MiG-23MF, but it still serves with non-assigned regiments, together with the MiG-21US conversion trainer.
Германия
The Mongol-B tandem two-seater embodies some of the refinements introduced by later Fishbeds.
Финляндия
One of the quartet of tandem two-seat MiG-21UM conversion trainers currently included in the inventory of HavLLv 31.
Куба
Кубинский МиГ-21УМ в тренировочном полете. Конец 1970-х - начало 1980-х гг.
Группа кубинских МиГ-21МФ и МиГ-21УМ
Индия
The ejector seats being removed from a tandem two-seat MiG-21U for servicing. This version of the MiG-21U, known to the IAF as the Type 66 - 600 series and distinguished by its broader-chord vertical tail surfaces and "acorn" parabrake fairing at the base of the rudder, is equipped with a damage simulator which is operated by the instructor from the rear seat. During the MiG-21 conversion course, IAF pilots normally fly between two and four sorties on the tandem seater, these being devoted primarily to instrument flying and aerobatics.
MiG-21FLs and tandem two-seat MiG-21Us at dispersal. The broader-chord fin and "acorn" type parabrake housing characterising the later production version of the trainer may be clearly seen.
МиГ-21У и МиГ-21ФЛ из 45-й эскадрильи ВВС Индии
Румыния
Учебно-тренировочный самолет Lancer B из состава ВВС Румынии
Ливия
Два МиГ-21бис и спарка МиГ-21 УМ ВВС Свободной Ливии были сфотографированы в полете над Бенгази 27 июня 2011 г.
Сирия
Сирийский МиГ-21УМ, захваченный на авиабазе Аль-Табка
Мали
МиГ-21УМ из состава 101-й авиабазы ВВС Мали
Монголия
Истребители МиГ-21ПФМ и МиГ-21УС/УМ ВВС МНР на авиабазе Нахайх. Снимки 1970-1980-х гг.
 
Размещение и крепление тормозного парашюта на МиГ-21У ранних серий. Справа - замок крепления троса, желоб для троса, слева - крышка отсека парашюта.