Short Stirling / S.29
Варианты:
Short - Stirling / S.29 - 1939 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1939


Тяжелый бомбардировщик
Описание:
Stirling / S.29
Short S.29 Stirling
Фотографии

Stirling / S.29

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовыми колесами. Экипаж 6 - 7 человек. Создан в КБ фирмы "Шорт бразерз" под руководством М.Липкомба. Первый полет опытный образец "Стирлинга" совершил 14 мая 1939 г. Серийное производство началось весной 1940 г. Выпускался заводами "Шорт бразерз" (Рочестер), "Шортэнд Гарланд" (Белфаст), "Остин моторс" (Лонгбридж), "Рутс секьюритиз" (Стоук-он-Трент). Всего построено 2375 экз. Состоял на вооружении в Великобритании с августа 1942 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - "Стирлинг" I с моторами "Геркулес" II (сер. 3 - 4х "Геркулес" XI), вооружение 6x7,69 (сер. 1 - 2) или 9x7,69 (сер. 3);
   - "Стирлинг" III с моторами "Геркулес" VI, вооружение 9x7,69.
Бомбовая нагрузка обеих модификаций до 6350 кг.
С февраля 1941 г" "стирлинги" приступили к ночным налетам на цели в Германии и оккупированной Голландии. Днем применялись против судов в открытом море. Участвовали во многих массированных ночных налетах на города Германии. Как бомбардировщики использовались до ноября 1943 г., далее служили как самолеты РЭП и военно-транспортные. Производство прекращено в 1945 г. "Стирлинг" снят с вооружения в июле 1946 г.


"Стирлинг" III||
Размах:||30,21 м
Длина:||26,63 м
Моторы, количество х мощность:||4x1460 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||31950 кг
Максимальная скорость:||430 км/ч
Практический потолок:||5200 м
Дальность:||3210 км

Short S.29 Stirling

По техническому заданию B.12/36 британского министерства авиации компания "Short Brothers" приступила к созданию перспективного семи-/восьмиместного тяжелого бомбардировщика. 19 сентября 1938 года в первый полет отправился исследовательский самолет S.31, оснащенный четырьмя двигателями Pobjoy Niagara мощностью 90л.с. и представлявший собой масштабную, в половину размера, версию самолета S.29 Stirling.
   Прототип Stirling был облетан 14 мая 1939 года, он оснащался четырьмя двигателями Bristol Hercules II мощностью 1375 л. с. Но первый серийный самолет, поднявшийся в воздух 7 мая 1940 года, имел уже двигатели Hercules XI мощностью 1595 л. с. Поставки начались в августе 1940 года, а первое боевое применение состоялось в ночь с 10 на 11 февраля 1941 года, когда три самолета 7-й эскадрильи нанесли удар по нефтехранилищу в Роттердаме. Stirling стал первым четырехмоторным бомбардировщиком-монопланом, поступившим на вооружение британских ВВС, и первым принял участие во Второй мировой войны. Он также стал первым бомбардировщиком, снятым в годы войны с вооружения, - последний вылет самолет сделал 8 сентября 1944 года. На смену Stirling в Бомбардировочном командовании пришли более современные бомбардировщики Avro Lancaster и Handley Page Halifax, имевшие лучшие показатели по потолку и способные нести авиабомбы более крупного калибра.
   Всего было построено 1759 самолетов, включая 712 Stirling Mk I и 1047 Stirling Mk III. Серийный вариант Mk II должен был строиться в Канаде и оснащаться двигателями Wright Cyclone R-2600, но его производство было отменено.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Short Stirling Mk III

   Тип: тяжелый бомбардировщик
   Силовая установка: четыре звездообразных ПД Bristol Hercules XVI мощностью 1650 л. с. (1230 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 4420 м - 435 км/ч; практический потолок 5180 м; дальность полета с максимальной бомбовой нагрузкой 950 км
   Масса: пустого 19 595 кг; максимальная взлетная 31751 кг
   Размеры: размах крыла 30,20 м; длина 26,59 м; высота 6,93 м; площадь крыла 135,63 м2
   Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов, установленных в носовой, надфюзеляжной и хвостовой стрелковых установках, плюс до 6350 кг бомб
Stirling Mk I Srs I. Stirling поступил на вооружение семи эскадрилий 3-й группы британского Бомбардировочного командования. Первой их получила 7-я эскадрилья - в августе 1940 года, боевое крещение состоялось в ночь с 10 на 11 февраля 1941 года - самолеты бомбили нефтехранилище в Роттердаме. Stirling N3641, "MG-D", принадлежал как раз 7-й эскадрилье.
Изображенный Stirling Mk III (EF336) в начале 1943 года принадлежал 149-й эскадрилье британских ВВС. Как и многие другие машины данного типа, этот самолет во время взлета сломал шасси и 29 июля 1943 года был списан.
Неидентифицированный Stirling Mk I снаряжается бомбами перед очередным вылетом. Эта цветная фотография дает хорошее представление о размерах бомбардировщика. Первой в августе 1940 года Stirling получила 7-я эскадрилья 4-й группы.
Бомбардировщик Шорт «Стирлинг» готовится к боевому вылету
Перед каждым вылетом экипажи 149-й эскадрильи получали данные от офицеров метеослужбы. Оснащенные надфюзеляжными стрелковыми установками, Stirling имели экипаж из шести человек.
The prototype Stirling, L7600, first flew on May 14, 1939, but was totally wrecked on landing. The second prototype, L7605, did not fly until seven months later, on December 3, 1939.
Первый опытный полноразмерный "Стирлинг"
14 мая 1939г.: на фабрике фирмы "Short" в Рочестере впервые взлетел прототип бомбардировщика Short Stirling (на снимке). Пять месяцев спустя, 25 октября, впервые взлетел прототип бомбардировщика Handley Page Halifax. Эти два бомбардировщика, наряду с самолетом Avro Lancaster, стали основой британской стратегической бомбардировочной авиации, с 1941 года совершавшей разрушительные ночные налеты на Германию. Эти налеты стали воплощением планов маршала авиации Артура Харриса, верившего, что разрушение немецких городов и индустриальных центров подорвет моральный дух населения Германии и заставит ее капитулировать.
Второй опытный самолет с переделанным и усиленным шасси
The Stirling’s huge and complicated undercarriage is shown in the view of W7459. This particular aircraft served with Nos 149, 214 and 218 Sqns, 1651 Conversion Unit and Nos 26 and 214 Conversion Flights.
Second Stirling prototype, L7605, seen at Rochester Airport. Eventually taken over by the Royal Aircraft Establishment at Farnborough, this particular aeroplane was eventually written-off following a heavy landing in October 1942.
Только что собранный "Стирлинг" первой серии готов для поставки в 7-ю эскадрилью
"Стирлинг" I из 7-й эскадрильи, аэродром Окингтон
The Short Stirling, designed to Specification B.12/36, was the first four-engined monoplane bomber to enter RAF service, and the first to be used operationally in wartime. It was considered such an outstanding design that it was proposed in 1940 to send one to the USA to give American designers an idea of what could be achieved.
Этот "Стирлинг" I участвовал в налете на Берлин 7 ноября 1941 г., из которого не вернулся
Stirling I W7444 MG-G of 7 Sqn being bombed up at RAF Oakington in 1941. The type's maximum bomb load was 18,000lb.
Подготовка "Стирлинга" к боевому вылету
Массивный Short Stirling Mk I первым из британских тяжелых бомбардировщиков вступил в бой, совершив свой первый боевой вылет на Роттердам в ночь с 10 на 11 февраля 1941 года.
Bombing up a Stirling I of No 7 Squadron at Oakington in 1941. This squadron was the first to receive the Stirling and the first RAF unit to operate four-engined bombers.
Short Stirling Mk 1 MG-M, W7442, seen at Oakington in late 1941. No 7 Squadron Stirlings made their first attack on the night of February 10/11th, the target being oil storage tanks at Rotterdam.
Stirlings of No 15 Squadron, the second unit to receive the type.
An unidentified Stirling 1.
Short Stirling Mk I BF382, Q-Queenie, of No 214 Squadron. The author flew this aircraft at Chedburgh.
Изображенный Stirling Mk I из 7-й эскадрильи был захвачен немецкими войсками и испытывался в специальной части Люфтваффе (E-Stelle) в Рехлине.
The Short Stirling on No 7 Squadron RAF that was tested by the Luftwaffe from the Gilze Rijen base in the Netherlands in 1942.
A Klemm Kl 106 trainer makes a visit to an Air Force technical airfield. The large aircraft in the background in a British Short "Stirling" bomber that was forced down over Germany during a British raid.
The Klemm is painted in the RLM Grey that was common to most trainers, but the yellow band around the fuselage, normally symbolizing an aircraft operating on the Russian Front, is somewhat of a mystery.
Captured Short Stirling N3705, minus three engines, at Rechlin in the company of a Messerschmitt Bf 109 armed with underwing cannon.
Stirling Mk 1 N3641, MG-D, took part in No 7 Squadron’s first operational mission.
This war-weary Stirling Mk I, W7447, served with No 1651 Conversion Unit in 1942, which probably accounts for its battered appearance.
Stirling Mk I W7459 was built by Austin Motors at Longbridge, who shared production of the type with the Short factories at Belfast and Rochester.
В полете "Стирлинги" I из состава учебной части
A brace of Short Stirlings Mk I of No 1651 HCU based at Wratting Common, with whom the author flew during his training.
Stirling Is of 1651 Conversion Unit. The one nearest the camera aircraft, N6069, failed to return from a raid on Hamburg on July 29, 1942.
Будучи в целом хорошим бомбардировщиком, Stirling имел недостаточные характеристики по скорости, потолку и по бомбовой нагрузке. Причиной этого во многом было не слишком большое крыло, размах которого был ограничен шириной дверей ангаров, имевшихся в распоряжении британских ВВС на момент проектирования бомбардировщика. Самолеты Stirling Mk I из состава 15-й эскадрильи приняли участие в испытаниях системы Trinity - предшественницы системы "слепого" бомбометания Oboe.
Боевой дебют бомбардировщика Short Stirling Mk I (на снимке) состоялся в феврале 1941 года. Достаточно маневренный для своих размеров, Stirling испытывал недостаток мощности двигателей при полной нагрузке.
Самолеты 1651-го отряда переподготовки над Литтл-Сетфорд, графство Кембриджшир, 29 апреля 1942 года. Все эти три Stirling были впоследствии потеряны - самолет в центре ("G") потерян в рейде на Гамбург три месяца спустя.
Whilst Rolls-Royce favoured the liquid-cooled in-line engine, Bristol preferred the air-cooled radial, achieving one of the most efficient piston engines of its day with the two-row, sleeve-valved Hercules. The Short Stirling was among the many Hercules-engined aircraft of World War II.
Stirling OJ-N of 149 Sqn shows off the type's comparatively stubby wings, which provided good manoeuvrability but poor high-altitude performance - its service ceiling was only 17,000ft.
1941г.: в полете самый большой и самый маленький бомбардировщики британских ВВС - Шорт "Стирлинг" и истребитель-бомбардировщик "Харрикейн"
Stirling III BF509 also served with 149 Sqn.
A Short Stirling V of 1588 Heavy Freight Flight low over the vicinity of Juhu Beach near RAF Santa Cruz in the spring of 1946.
Бомбардировщик "MacRobert's Reply" из 15-й эскадрильи был куплен на средства семьи Мак-Роберт и стал знаменит в начальный период войны.
Вылет одного бомбардировщика обеспечивали: восемь членов экипажа, офицер метеослужбы, укладчица парашютов, воздушный диспетчер, 12 человек службы летного обеспечения, 18 человек наземного персонала, группа из 11 вооруженцев, тракторист, водители масло- и бензозаправщиков
Short Stirling I N6086 MacRobert’s Reply was presented by Lady MacRobert after her three sons were killed in service with the RAF. The aircraft was allocated to 15 Sqn.
Поздние серийные Stirling Mk I из 7-й эскадрильи, оснащенные надфюзеляжной турелью Fraser-Nash FN.50, заправляются перед боевым вылетом, Оакингтон, 1942 год.
"Стирлинги" готовят к боевому вылету, 1942 г.
A.III NA135 of 190 Squadron at Great Dunmow in June 1945 - an Anson and Stirlings behind. Built at Speke by Rootes in 1945, it served only with 190 and was struck off charge in February 1947.
"Стирлинг" Mk.l первой серии собирается на заводе "Шорт энд Гарленд"
Конструкция самолета была разбита на ряд крупных узлов, которые могли производиться на небольших "теневых" заводах, распределенных по всей стране
Готовые узлы и агрегаты доставлялись автотранспортом для окончательной сборки
S.31 - уменьшенный в два раза прототип бомбардировщика
The half-scale Stirling that was used to test out design problems for Short’s first, an only, four-engined bomber. Powered by four 90hp Pobjoy Niagara III radial engines (later replaced by Niagara IVs), this miniature carried both a pilot and observer.
The flight deck of a 7 Sqn Stirling. The first pilot, seated on the left, had the benefit of armour plate protection.
Nigel Beckett, left, and David Wade of the East Anglian Aircraft Research Group, lend scale to the Stirling port tailplane found at Barrow. It still retains the wartime camouflage pattern
This close-up shows the damage to the leading edge of the tailplane, probably caused by impact with the trees which tore off the section from the aircraft in 1943
A photograph of the half-scale Stirling, the Short S.31, mounted in the 24-ft ( 7,32-m) wind tunnel at the RAE Farnborough in June 1940, at which time it was fitted with half-scale mock-ups of the Boulton Paul Type O ventral turret and Type H dorsal turret; both of these twin 20-mm cannon turrets were projected for eventual installation in a Stirling variant.
The Short Stirling (Four 1,600 h.p. Bristol Hercules engines)
Short Stirling III
The Stirling III Heavy Bomber.
Шорт "Стирлинг" III