Douglas AD / A-1 Skyraider
Варианты:
Douglas - AD / A-1 Skyraider - 1946 - США
Страна: США
Год: 1946


Одноместный штурмовик корабельного и берегового базирования
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (92)
Douglas AD и А-1 Skyraider

   Главный конструктор "Douglas El Segundo" Эдвард Хайнеман, недовольный самолетами семейства XBTD, решил спроектировать более простую машину. В итоге 18 марта 1945 года в воздух поднялся XBT2D-1, ставший впоследствии AD-1 Skyraider и прослуживший долгую и яркую карьеру. Причем AD-1 стал самым большим одноместным боевым самолетом, находившимся тогда в серийном производстве. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, с шасси с хвостовым колесом и полностью адаптированный к эксплуатации на авианосцах. В составе силовой установки был использован звездообразный двигатель Wright R-3350 - меньший, чем R-4360, примененный на конкурирующих образцах. Хотя внутренний объем был достаточно большой, вооружение размещалось лишь на внешней подвеске - например, крыло, у которого для облегчения базирования на авианосцах внешние секции были выполнены складывающимися, получило по семь точек подвески под каждой консолью. Опыт боев Второй мировой войны показал, что одной из наиболее важных характеристик самолета данного класса является способность применять широкую номенклатуру средств поражения. Машина оказалась настолько удачной, что до завершения серийного выпуска в 1957 году были собраны 3180 самолетов.
   Опоздав на Вторую мировую войну, AD-1 успел к началу войны в Корее, где его большая боевая нагрузка и способность находиться в воздухе по 10 часов резко контрастировали с малой боевой нагрузкой и незначительной продолжительностью полета первых реактивных самолетов, применявшихся в конфликте. Оказался востребованным Skyraider и во Вьетнаме. Модификации с AD-1 по AD-4 отличались друг друга незначительно, но AD-5 имел более широкую пилотскую кабину, что позволило разместить в ней двух человек, а также оснащался РЛС APS-20A, а часть машин - еще и заднюю, вторую, кабину для двух-трех операторов средств РЭБ. На базе AD-5 были также созданы медицинский, грузовой, транспортный варианты, а также буксировщик воздушных мишеней. AD-6 и AD-7 представляли собой улучшенные одноместные модификации, значительная часть одноместных машин использовалась французскими ВВС в ходе боевых действий в Алжире. В течение 1962 года оставшиеся самолеты семейства AD получили новое обозначение - A-1 разных модификаций. И во Вьетнаме 1-я авиагруппа специального назначения Тактического авиационного командования ВВС США весьма успешно использовала самолеты вариантов A-1E, A-1H и A-1J.


Варианты

   XBT2D-1N: два из 25 прототипов и опытных самолетов XBT2D-1, модифицированные в прототипы трехместных ночных штурмовиков с двумя операторами РЛС, расположенными в отсеке за высокорасположенной пилотской кабиной; РЛС находилась в гондоле под левой консолью крыла, а под правой - поисковый прожектор
   XBT2D-1P: одноместный прототип самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки
   XBT2D-1Q: один двухместный XBT2D-1, переоборудованный в постановщик помех; РЛС и дипольные отражатели располагались в гондолах, а оператор систем РЭБ находился внутри фюзеляжа
   AD-1: серийный вариант со звездообразным ПД R-3350-24W мощностью 2500 л.с. (1864 кВт), вооруженный двумя 20-мм пушками и возможностью подвески до 3629 кг различных боеприпасов (построено 242 самолета)
   AD-1Q: двухместный самолет - постановщик помех, созданный на базе XBT2D-1Q (построено 35 машин)
   XAD-1W: один самолет XBT2D-1, переоборудованный в прототип трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя операторами РЛС, находившимися в основной кабине за пилотом, и поисковым радаром в громадном обтекателе под фюзеляжем
   XAD-2: один самолет XBT2D-1, переоборудованный в прототип усовершенствованного штурмовика; вначале обозначался как BT2D-2 и оснащался звездообразным ПД R-3350-26W мощностью 2700 л.с. (2014 кВт)
   AD-2: улучшенная модель штурмовика, с обтекателями ниш шасси, увеличенным запасом топлива и другими небольшими изменениями (построено 156 самолетов)
   AD-2D: неофициальное обозначение дистанционно-управляемых ЛА для получения радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний
   AD-2Q: двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина)
   AD-2QU: один самолет AD-1Q, переоборудованный в буксировщик мишеней
   XAD-3: варианте газотурбинным двигателем GETG-100. Также предлагались варианты с двумя двигателями Allison 500, либо Westinghouse 24С или 19XB, либо даже двухтурбинные силовые установки разработки компании "Douglas"
   AD-3: обозначение модели AD-2 с удлиненными амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота, улучшенным воздушным винтом и т.д. (построено 125 машин)
   AD-3E и AD-3S: противолодочные варианты; AD-3E - поисковый самолет, а AD-3S - ударный; два AD-3W были переоборудованы в AD-3E и два AD-3N - в AD-3S; хотя на испытаниях был подтвержден высокий потенциал системы, в последующем программа пошла по иному пути - один AD-3S был переоборудован в поисково-ударную машину с РЛС APS-81 в гондоле под левой консолью крыла, с увеличенным запасом средств поражения
   AD-3N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин)
   AD-3QU: буксировщик мишеней; машины поставлялись как самолеты РЭБ AD-3Q, но имели оборудование Mk 22 для буксировки мишеней (построено 23 машины)
   AD-3W: трехместный вариант AD-3 для раннего обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты системы самолета XAD-1W (построена 31 машина)
   AD-4: основная серийная модель Skyraider; оснащена звездообразным ПД R-3350-26WA мощностью 2700 л.с. (2014 кВт) и автопилотом; усовершенствован фонарь кабины пилота (построено 372 машины)
   AD-4B: специализированный вариант AD-4 с возможностью применения ядерного оружия; использовалась техника бомбометания "через плечо"; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (28 самолетов переоборудованы из AD-4, а вновь построено 165 машин)
   AD-4L: вариант AD-4, оснащенный противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (переоборудованы 63 самолета)
   AD-4N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-4 с оборудованием серии "S" для поиска подводных лодок (построено 307 машин)
   AD-4NA: обозначение 100 самолетов AD-4N, с которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку (применялись в Корее); вооружены четырьмя 20-мм пушками; в 1962 году получили новое обозначение - A-1D
   AD-4NL: вариант AD-4N, идентичный AD-4L (переоборудовано 36 машин)
   AD-4Q: двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов)
   AD-4W: трехместный вариант AD-4 - самолет раннего обнаружения; 50 машин были переданы ВМС Великобритании под обозначением Skyraider AEW.Mk 1, а 118 оставшихся у ВМС США самолетов получили оборудование для раннего обнаружения подводных лодок (построено 168 самолетов)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas AD-7 (A-1J) Skyraider

   Тип: одноместный штурмовик корабельного и берегового базирования
   Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-3350-26WB Duplex Cyclone мощностью 2800 л. с. (2088 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6095 м - 552 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1830 м - 314 км/ч; начальная скороподъемность 985 м/мин; практический потолок 7740 м; дальность с максимальной боевой нагрузкой 1448 км
   Масса: пустого 5486 кг; максимальная взлетная 11340 кг
   Размеры: размах крыла 15,25 м; длина 11,84 м; высота 4,78 м; площадь крыла 37,19 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки M3 в крыле, плюс до 3629 кг авиационных средств поражения на одном подфюзеляжном и 14 подкрыльевых узлах подвески
USA
Первый Skyraider носил обозначение XBT2D-1 Dauntless II. Впервые показанный самолет произвел впечатление на наблюдателей огромным размером своего винта, законцовка лопасти которого в верхней точке находилась на расстоянии более 4,8 м от земли. Летчик-испытатель в каске - Лаверн Браун, получивший известность благодаря своим воздушным трюкам в фильме, где он изображал героя комиксов 1930-х годов "Tailspin Tommy".
Самолеты после XBT2D-1 Dauntless II не оснащались коком винта. Это незначительное внешнее изменение было сделано фирмой "Douglas" для максимального снижения массы машин по сравнению с основным конкурентом - Martin Mauler. Позднее обозначение BTD сменили на AD, что отражало новое назначение самолета - штурмовик.
The Prototype Douglas XBT2D-1 Single-seat Naval Attack which is now in production as the AD-1.
Опытный самолет XBT2D-1
XBT2D-1. С июня 1945 года по май 1948 года ВМС США получили 25 самолетов XBT2D-1. Эти машины, заказанные по контракту от июля 1944 года, использовались в качестве опытных и для оценочной эксплуатации. Вооружение - две 20-мм пушки и до 3629 кг средств поражения на внешней подвеске. Две машины позже переоборудовали в XBT2D-1N - прототип трехместного ночного штурмовика с РЛС под крылом.
The Prototype Douglas XBT2D-1 Single-seat Naval Attack Monoplane (2,400 h.p. Wright R-3350-24 engine).
Установить в хвостовой части фюзеляжа фотоаппаратуру массой 18 кг было возможно всего за 20 минут (на фотографии - XBT2D-1P).
AD-1. Первый серийный Skyraider, AD-1, был облетан 5 ноября 1946 года. Всего выпущено 242 самолета, вооружение и силовая установка которых идентичны варианту XBT2D-1. В результате изменений, внесенных в конструкцию машины, ее максимальная взлетная масса возросла до 8178 кг. Первые подразделения, вооруженные самолетами Skyraider, находились в составе Атлантического флота - штурмовые эскадрильи VA-3B и VA-4B, приписанные в июне 1947 года к авианосцу "Франклин Д. Рузвельт". До своего первого боевого похода самолеты прошли комплекс квалификационных проверок на эскортном авианосце "Сицилия". Последний AD-1 поступил в войска в августе 1949 года.
AD-1 в темно-синей окраске, являвшейся стандартом для морских самолетов того времени. На машинах раннего выпуска створки не полностью закрывали основные стойки шасси, оставляя колеса уязвимыми для поражения.
AD-2. Один XBT2D-1 был переоборудован в прототип более мощной и тяжелой модификации Skyraider - на машину установили двигатель Wright R-3350-26W. Данная модификация позже стала известна как AD-2 - в течение 1948 года ВМС США получили 156 таких самолетов, отличавшихся значительной частью нового оборудования, включая усиленную конструкцию машины, створки ниши уборки колес шасси, модифицированную кабину, а также увеличенный запас топлива. В 1954 году AD-2 был продемонстрирован в варианте самолета для тушения лесных пожаров - огнетушащая смесь находилась в модифицированных баках для напалма емкостью 946 л.
Пикирующий AD-2 Skyraider демонстрирует один из предлагавшихся (но так и не выбранных) вариантов вооружения для Skyraider. На внешних пилонах под крылом подвешено 12 НАР HVAR (High-Velocity Aircraft Rockets), а на внутренних - две 298-мм ракеты класса "воздух-поверхность" Tiny Tim.
Несмотря на размеры самолета, установленный на AD-2 Skyraider (на снимке) двигатель Wright R-3350-14 мощностью 2300 л. с. (1715 кВт) обеспечивал ему высокие характеристики.
Конструкция первых Skyraider не выдерживала жестких посадок на авианосцы, но на AD-2 (на снимке) ее усилили. На фотографии хорошо виден отклоненный тормозной щиток большой площади.
Skyraider раннего выпуска без тактических обозначений и и характерных следов выхлопа за капотом двигателя во время испытательного полета. Он несет вторую схему камуфляжа, выбранную для семейства Skyraider - серый ("gull-grey") цвет на верхних поверхностях и белый - на нижних.
Самолет РЭБ AD-1Q. Под крылом подвешен контейнер с РЛС AN/APS-4
AD-1Q. В ВМС США поступили 35 Skyraider, получивших обозначение AD-1Q и являвшихся двухместным самолетом РЭБ, - установленное на них оборудование было идентично тому, что испытывалось на XBT2D-1Q (последний в семействе XBT2D-1). Изображенный здесь самолет несет авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты, а под крылом - контейнеры РЭБ.
AD-4N, созданный для ночных атак и противолодочных операций, отличался контейнером РЛС под крылом и кабиной оператора в задней части фюзеляжа. В Корее самолет использовался для ночных ударов по шоссе и железным дорогам.
Самолеты 5-й авиагруппы на борту авианосца "Вэлли Фордж". На переднем плане - AD-2Q Skyraider, декабрь 1951г.
23 самолета Skyraider заказали в варианте буксировщика мишеней AD-3QU, но в итоге все самолеты собрали в двухместном варианте РЭБ AD-3Q.
AD-3. Сначала обозначение AD-3 присвоили "турбинному" Skyraider (с ТВД), предложенному в 1947 году и в итоге ставшему XA2D-1, а затем обозначение AD-3 получила третья основная серийная модификация AD. Построено 125 самолетов, отличавшихся новым шасси, фонарем кабины, воздушным винтом и системой охлаждения двигателя.
AD-3 (серийный номер 122737) "Hefty Betty" (порядочная Бетти) эскадрильи VA-923 вернулся на авианосец "Орискани". Октябрь 1951г.
AD-3N - первый серийный ночной штурмовик семейства Skyraider и основной подвариант AD-3. В сентябре 1949 года - мае 1950 года построено 15 самолетов, из которых два были переоборудованы в противолодочные AD-3S, которые предполагалось применять вместе с самолетами AD-3E - противолодочным вариантом AD-3W. Последний играл роль "следопыта и охотника", а первый выступал "убийцей" и мог применять глубинные бомбы, а также сохранил способность действовать в ночных условиях.
Ударный AD-3S (на фотографии) дополнял поисковый противолодочный AD-3E. Для потопления обнаруженных субмарин также планировалось использовать штурмовики AD-4N. Помощь в поиске подводных лодок самолетам AD-3E оказывали AD-4W.
AD-4 с подвешенными 225-кг бомбами и 127-мм НУРС "Холли Мозес". Авианосец "Вэлли Фордж", июль 1950г.
AD-4 с подвешенными НУРС HVAR, "Тайни Тим" и 500-фт бомбой
Типичной боевой нагрузкой Skyraider являлись неуправляемые ракеты и 454-кг бомбы.
AD-4B. Самолет вначале выпускался путем доработки стандартных AD-4 - усиленная конструкция позволяла применять ядерные боеприпасы бомбометанием с кабрирования. До стандарта AD-4B переоборудовали 28 самолетов AD-4, а еще 165 по данному варианту достроили на заводе. Один AD-4B (№ 132 363) во время перегонки на Атлантический флот сделал остановку 21 мая 1953 года в Далласе. Там, поднявшись в воздух со взлетной массой 12129 кг, он установил мировой рекорд по взлетной массе для однодвигательных самолетов. После поступления на вооружение ВМС США самолета A-4, способного нести ядерные боеприпасы, и специализированного ударного варианта A-5, "ядерные" задачи с AD-4B сняли.
VMA-121 стала первой в морской пехоте эскадрильей с самолетами Able Dog, переброшенной в Корею. На фюзеляже самолета изображено огромное количество отметок о боевых вылетах.
Успешное применение Skyraider в Корее, где он в основном использовался для непосредственной поддержки, и разработка новой тактики применения обеспечили самолету длительную боевую карьеру.
AD-4. Вариант строился в наибольшем количестве и первоначально разрабатывался в восьми различных подвариантах, включая самолет РЭБ AD-4Q, а также модификации AD-4L и AD-4NL для действий в зимних условиях и на Корейском ТВД, соответственно. Внизу изображен первый самолет, получивший обозначение AD-4 (№ 122 853) и отличавшийся наличием автопилота, доработанными посадочным гаком и лобовым остеклением кабины. Выпущено 372 самолета в базовой конфигурации.
AD-4NA (A-1D). Один из наиболее интересных вариантов Skyraider получался из AD-4N путем удаления оборудования, характерного для ночного штурмовика. Самолет применялся в Корее, мог нести дополнительное количество авиабомб и отличался четырьмя 20-мм пушками в крыле. Другой модификацией, специально доработанной под требования корейской войны, стал AD-4L, выпущенный в количестве 63 машин, - в данный стандарт дорабатывались ранние варианты. AD-4L имел четыре пушки и получил противообледенительную систему.
AD-6 (A-1H). "Douglas" выпустила 713 одноместных штурмовиков AD-6, являвшихся усовершенствованным вариантом AD-4B, доработанным для бомбометания с малых высот и оснащенным усовершенствованными бомбодержателями (впервые применены на AD-5). На AD-6 конструкторы вернулись к одноместной высокорасположенной кабине с каплевидным фонарем. AD-6 преимущественно предназначался для решения задач в светлое время суток, так что наличие второго члена экипажа считалось не обязательным. Примечательно, что когда AD-5 из состава ВВС США совершали дневные вылеты в небе Кореи, очень часто второй член экипажа оставался на земле.
YET ANOTHER SKYRAIDER variant is this first production AD-7 (BuAer. 142010a) finished in "gull grey". Delivery commenced 1st August 1956.
AD-4N. Вариант трехместного ночного штурмовика на базе AD-4, построено 307 самолетов. 100 этих машин позже переоборудовали в специализированные AD-4NA (затем A-1D), а 38 самолетов стали AD-4NL. Изображен самолет, на котором Джей Каллум в 1988 году участвовал в авиагонках в Рино (Reno National Championship Air Races). Самолет окрашен в цвета 176-й штурмовой эскадрильи времен вьетнамской войны, к началу которой поздние модификации Skyraider, от A-1D до A-1J, несли унифицированные опознавательные знаки ВС США.
AD-7 - последняя серийная модификация семейства Douglas Skyraider, отличавшаяся от AD-6 силовой установкой (Wright R-3350-26WB вместо R-3350-26WA), усиленным шасси, доработанной моторной рамой и отъемными частями крыла усиленной конструкции. К концу 1962 года самолет получил обозначение A-1J, но строился в небольшом количестве - всего 72 машины. Последний самолет данной модификации покинул завод в Эль-Сегундо 18 февраля 1957 года. В отличие от модификаций A-1E, A-1G и A-1H времен вьетнамской войны вариант A-1J никогда на вооружение ВВС США не поступал. Другой особенностью было то, что у него не было ни одного подварианта.
One of the COAN Corsairs taxies past a row of parked US Navy Douglas Skyraiders at NAS Atlanta in the early summer of 1957, before embarking on the epic 11-aircraft ferry flight from Georgia to Argentina via Texas, Mexico, Nicaragua, Panama, Ecuador and Peru. Note the anchor insignia on the Corsair’s upper wing surfaces.
A US Navy Douglas AD-5 Skyraider landing on HMS Victorious.
Штурмовики A-1H и A-4B на палубе авианосца «Интерпид» в Тонкинском заливе. Начало 1960-х гг.
Лучшим противопартизанским самолетом оказался Skyraider
Палубный штурмовик «Скарейдер» и атомная бомба BOAR.
Штурмовик «Скайрейдер» с атомной ракетой BOAR.
Одноместный A-1H из подразделения VA-165 "Boomers" перед взлетом с авианосца "Интрепид", 20 мая 1966 года, недалеко от побережья Вьетнама.
Skyraider из эскадрильи VA-702 взлетает с авианосца "Кирсардж", чтобы нанести удар по целям в Корее. Одним из достоинств самолета была его способность действовать с борта небольших авианосцев.
Дуглас AD (A-1) "Скайрейдер"
AD-2 Skyraider с тремя 454-кг бомбами взлетает с авианосца "Вэлли Фордж", Корея. Самолеты применялись для нанесения ударов по наземным целям, но майор Джордж Линнемейер из КМП США отличился 15 июня 1953 года - сбил северокорейский По-2.
AD-4Q (серийный номер 124055, пилот л-нт Джо Каги) эскадрильи VF-194 с авианосца "Боксер" после отказа двигателя совершил вынужденную посадку на воду. 16 июля 1953г.
Пилот вооруженного бомбами Skyraider с авианосца "Боксер" (CVA-21) готовится атаковать два важных моста через реку Чангин
Douglas AD-4N Skyrider 124156, owned and operated by Jimmie MacMillan of Breckenridge, Texas. Photograph by MICHAEL O'LEARY
Штурмовик «Скайрейдер» с атомной ракетой BOAR.
Штурмовик A-1H «Скайрейдер» из эскадрильи VA-25 ВМФ США над Тонкинским заливом. Фото января-марта 1968 г.
На фоне аэродинамически "чистых" реактивных современников очень шумный, вечно грязный из-за потеков масла Skyraider, что называется, не смотрелся. На фотографии - A-1H из 22-й эскадрильи сил специальных операций, вооруженный кассетными бомбами, блоками НАР и контейнерами с пулеметами. Самолет выглядит несколько угловатым.
Среди предшественников A-10 были поршневой штурмовик A-1 Skyraider и «противопартизанский» самолет OV-10 Bronco
Штурмовик A-1H эскортирует спасательный вертолет HH-53 над Северным Вьетнамом.
Odd bedfellows. Two Skyraiders from the 6th SOS escort an HH-3E of the 37th ARRS on a rescue mission.
An AC-119K gunship over Laos, escorted by A-1 Blood, Sweat and Tears from the 1st SOS.
Атакуют "Скайрейдеры"
Ударные варианты Skyraider хорошо проявили себя во время войны в Корее, благодаря своей способности нести большую боевую нагрузку и часами находиться над полем боя. Способность Skyraider с высокой точностью наносить удары бомбами или ракетами (на снимке) позволила сохранить множество жизней американских военных.
A-1 «Скайрейдер» с подвесным контейнером заправляет палубный штурмовик A-4 «Скайхок»
The USS Ticonderoga departs Hawaii for its WestPac on October 9, 1965. Ranged forward are Douglas Skyraiders, A-4 Skyhawks and Vought F-8 Crusaders, with Douglas A-3 Skywarriors and a sole Grumman E-1B Tracer of VAW-11 ranged aft. It was on this tour that Lt (jg) Doug Webster was lost along with Skyhawk “472”.
Авианосец «Интрепид» у берегов Вьетнама, сентябрь 1966 г. На палубе видны штурмовики A-1 «Скайрейдер» и A-4 «Скайхок», а также вертолет ПСС
Вид с авианосца «Орискани» на горящий «Форрестол», 29 июля 1967 г.
А это явно постановочное фото майора Фишера и спасенного им ведомого Майерса сделано уже после 10 марта 1966 г.
South Vietnam
Один из первых A-1H, поступивших в 514-ю аэ VNAF. Начало 1960-х гг.
Главнокомандующий VNAF генерал Нгуен Као Ки проводит смотр эскадрильи «Скайрейдеров». Середина 1960-х гг. Этот генерал лично совершил несколько десятков боевых вылетов против партизан на различных типах самолетов и вертолетов, чем впоследствии страшно гордился.
Поисково-спасательный вертолет HH-43 «Хаски» из 38-й американской эскадрильи ПСС на авиабазе Дананг. На заднем плане виден штурмовик A-1H ВВС Южного Вьетнама. Фото 1965-1966 гг.
A South Vietnamese Air Force Douglas A-1H Skyraider armed with 250 lb bombs.
Пара A-1H лейтенантов Нгуен Ван Ку и Пхам Пху Куока из 514-й аэ VNAF уходит над р. Меконг после авиаудара по президентскому дворцу в Сайгоне. 11 ноября 1962г.
France
ВВС Франции направили в Алжир на помощь T-6G, оказавшемуся слишком уязвимым от огня с земли, самолеты T-28 Trojan (названы французами Fennec) и AD-4N/NA Skyraider (эксплуатировались с 1960-1962 годов).
Skyraider отлично зарекомендовал себя в Алжирской кампании 1955-1962 годов. На фотографии - AD-4NA из состава EC 1/20 "Aures-Nemencha", дислоцировавшейся в 1960-1963 годах в Боне (ныне Аннаба) и Буфарике.
Cambodia
Камбоджа получила несколько бывших французских Skyraider; весьма вероятно, что камбоджийский Skyraider в 1964 году сбил O-1 ВВС США над территорией, контролируемой кхмерами.
The AVRK received ten AD-4N Skyraiders from France, delivered in crates by sea between December 1964 and February 1965. The Cambodians requested a minimum of four additional airframes by the end of 1967 but to no avail. Instead, the French delivered additional spare parts as well as seven new engines the same year. The AD-4Ns operated alongside two former VNAF A-1Hs (AD-6s) that defected to Cambodia.
A poor-quality but rare photograph of Su Sampong (holding propeller tip) in front of one of the AVRK Sky raiders delivered during November 1964 - October 1965, an action vehemently protested by the American government, which reportedly had expressed an interest in acquiring them for use in neighbouring Vietnam.
Gabon
Former Armee de I’Air pilot Jacques Borne joined the GPG in September 1975, and is seen here at the controls of Skyraider "45"/TR-KMP. Note the "ship’s door" in the fuselage, into which Rene Gras clambered after having forced-landed his own Skyraider at Zouar in July 1977.
AD-5, A-1G
Звено A-1E одной из эскадрилий специальных операций ВВС США над Южным Вьетнамом. Начало 1960-х гг.
AD-5 Тренировочного командования авиации Резерва ВМС США. Обозначение "7T" наносилось на вертикальное оперение самолетов 89-го резервного авиакрыла, дислоцированного в Сиэтле, Вашингтон. Учебные самолеты окрашивались в белый и оранжевый цвета, флот эксплуатировал такие самолеты в 1950-1960 годах.
A-1 Skyraiders provided the ‘Sandy’ service, arguably one of the most dangerous roles of the war.
South Vietnam from the cockpit of a Douglas A-1E Skyraider.
"Скайрейдеры" наносят штурмовой удар по позициям южно-вьетнамских партизан.
EA-1F в тренировочном полете в районе авиабазы ВМС США Куонсет Пойнт на острове Род Айленд, сентябрь 1962 года. EA-1F (ранний AD-5Q) предназначался для постановки помех и был спроектирован на основе планера AD-5N.
"Скайрейдер" южновьетнамских ВВС на боевом курсе с полным комплектом вооружения
DOUGLAS AD-5 SKYRAIDER. Mounting a 10,500-lb. bomb load, the AD-5 Skyraider represents the ultimate in multi-purpose, carrier-borne (single) piston engine monoplanes. Unlike the earlier AD-1 to 4 (AD-4W is also the Royal Navy A.E.W. Mk.1) and the AD-6 (improved AD-4), the AD-5 has a completely revised internal layout as well as a new (side-by-side seating) canopy and altered-shape fin and rudder. In July 1953 the AD-5 entered production in three long-range forms - AD-5W special radar search; AD-5N night operations "killer" and AD-5 day attack-bomber. The last-mentioned type is "multiplex" (many roles), and may be speedily converted to any one of a dozen types from a 12-seat transport (or 6 V.I.P.s), to a casualty evacuation 4-stretcher ambulance.
Salient features: Essentially "square-cut", the AD-5 has a broad equi-taper low wing on which sits a severe "slab-sided" fuselage dominated by a broad up-curved single fin and rudder. The powerful Wright Cyclone 18 radial appears dwarfed by comparison.
Illustration shows AD-5 in day attack form.
AD-5N (A-1G). Четырехместный ночной штурмовик - вариант двухместного "дневного" AD-5, отличавшийся поисковой РЛС и поисковыми прожекторами под крылом. В сентябре 1962 года самолет получил обозначение A-1G, построено 239 таких самолетов. На базе планера AD-5 был создан экспериментальный самолет ПЛО - AD-5S, оснащенный магнитометром и испытывавшийся на полигоне в Ки-Уэст, штат Флорида. Еще одним специализированным вариантом стал AD-5Q (затем EA-1F) - четырехместный самолет РЭБ, получавшийся путем переоборудования с использованием специальных комплектов.
EA-1E, ранее принадлежавший Дону Хенрику, ныне стал собственностью "Midwest Wild Relics Refuge Inc.". До продажи самолет находился в музее Корпуса морской пехоты США в Куантико.
South Vietnamese Air Force Douglas A-1G Skyraider preparing to depart on a mission over North Vietnam with an SOG resupply canister destined for an agent team. Such high-speed resupply methods were developed because of the vulnerability of the C-123 to North Vietnam’s formidable air defence system.
AD-5 (A-1E/UA-1E). AD-5, предложенный в 1948 году, является первым усовершенствованным вариантом Skyraider, принятым на вооружение ВМС США после начала корейской войны. Более широкая носовая часть фюзеляжа обеспечивала посадку летчиков плечом к плечу, воздушные тормоза убрали, а также ввели усовершенствованные бомбодержатели. Первый полет состоялся в августе 1951 года, выпущено 212 самолетов. Благодаря специальным комплектам, штурмовик мог быть быстро переоборудован в один из семи подвариантов.
Несмотря на изрядную (к середине 60-х) устарелость конструкции, A-1 нес внушительный арсенал авиационных средств поражения, а довольно приличная маневренность и живучесть делали этот самолет почти незаменимым в противопартизанских операциях.
Douglas AD-5 (132646) multi-purpose version of the Skyraider. The AD-5N illustrated is a night-attack machine.
This much-modified Douglas AD-5Q is in service with the Pacific Missile Range. Note the belly tank, covered rear cockpit and various bumps and radomes in ventral and dorsal positions
A rare picture of the transient parking area of Souda taken in 1958 with a West German HU-16B and a US Navy Skyraider parked together
Четверка AD-5Q из эскадрильи VAW-33, эксплуатировавшей эти Able Dog с 1949 года по 1968 год. Данный вариант Skyraider предназначался для постановки помех.
Target-towing conversion of the Douglas Skyraider produced by Scottish Aviation
One of three Skyraider AS-4Ws recently offered for sale by the Swedish Air Force Museum.