Noorduyn C-64 Norseman
Страна: Канада
Год: 1935


Транспортный самолет
Описание:
C-64 Norseman
Noorduyn Norseman
Фотографии

C-64 Norseman

Учебный и военно-транспортный самолет. Одномоторный цельнометаллический подкосный моноплан. Шасси сменное: колеса, лыжи или два поплавка Эдо Yd. Военный вариант гражданской машины, созданной в фирме "Нурдайн эйркрафт" под руководством Р. Нурдайна. Опытный образец пассажирского "Ноурсмэна" поднялся в воздух 14 ноября 1935 г. именно на поплавковом шасси. Серийное производство началось на заводе "Нурдайн эйркрафт" (позднее "Нурдайн авиэйшн") в Монреале в мае 1936 г. Поплавки к самолетам изготовлялись фирмой "Макдональд бразерс" в Виннипеге. Массовое производство военных самолетов развернули в конце 1941 г.
Военные варианты "Ноурсмэна" стояли на вооружении в Канаде с 1938 г., в США - с конца 1941 г., в Великобритании, Австралии и Бразилии - с 1943 г., в Норвегии - с марта 1945 г.
Экипаж - 1 чел. и 9 пассажиров. Двигатель R-1340. Вооружения нет.
На поплавки устанавливались следующие военные модификации:
   - "Ноурсмэн" IVW, первый военный вариант для ВВС Канады с мотором R-1340-S3H1, легкий транспортный, связной и учебный самолет, комплектовался поплавковым, колесным и лыжным шасси;
   - UC-64B (C-46B), переделка небольшой серии самолетов "Ноурсмэн" IV для экспорта в США с мотором R-1340-AN1 и дополнительными бензобаками под полом кабины, поплавки получила только часть самолетов;
   - UC-64A (C-64A, "Ноурсмэн" VI, JA-1), массовая продукция для ВВС армии США с мотором R-1340-AN1; поплавками укомплектована только часть машин.
Общее число военных "ноурсмэнов", установленных на поплавки, неизвестно. Поплавковые самолеты ВВС армии США использовались как транспортные на европейском театре военных действий, в частности, во время десантной операции в Нормандии в июне 1944 г. для снабжения передовых частей и эвакуации раненых, а также на Тихом океане. Канадские машины служили только на территории страны как транспортные, связные и учебные (для подготовки штурманов и радистов).
"Нурдайн" прекратила/выпускать эти машины в 1946 г., но гражданские модификации завод "Кэнэдиэн кар энд фаундри" (CCF) строил до 1950 г., затем возобновил производство завод в Монреале, который строил "ноурсмэны" до декабря 1959 г.
После войны "ноурсмэны" поступили в вооруженные силы Гондураса, Нидерландов и Швеции. Одна голландская машина участвовала в операциях против повстанцев в Индонезии, а затем перешла к индонезийским ВВС.

C-64A||
Размах:||15,75 м
Длина:||10,08 м
Моторы, количество х мощность:||1х 600 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3364 кг
Максимальная скорость:||238 км/ч
Практический потолок:||5000 м
Дальность:||885 км

Noorduyn Norseman

Фирма "Noorduyn Aircraft Ltd", вскоре сменившая название на "Noorduyn Aviation Ltd", была организована в Канаде в 1935 году, заняв помещения бывшего предприятия "Curtiss-Reid" поблизости от Монреаля. Еще до основания фирмы в 1934 году начались работы по созданию многоцелевого транспортного самолета, предназначенного как для военного, так и для гражданского использования, способного эксплуатироваться в условиях севера и оснащавшегося колесным, лыжным или поплавковым шасси (по выбору). Прототип, получивший обозначение Norseman I, совершил первый полет 14 ноября 1935 года. Это был подкосный высокоплан с неубирающимся шасси, оснащенный 420-сильным (313 кВт) радиальным ПД Wright R-975-E3 канадской постройки. Закрытая двухместная отапливаемая кабина пилотов располагалась перед центропланом крыла, а ниже и позади нее размещалась просторная восьмиместная пассажирская кабина. Сиденья в ней были быстросъемными, что позволяло быстро переоборудовать самолет под перевозку грузов. Под полом кабины размещался дополнительный багажно-грузовой отсек объемом 0,57 м3.
   Первым серийным вариантом стал Norseman II, имевший минимальные отличия от прототипа, но выявленная недостаточная тяговооруженность машины привела к тому, что вариант Norseman III оснастили 450-сильным (336 кВт) ПД Pratt & Whitney Wasp SC (построено только три самолета), а на Norseman IV устанавливали ПД Pratt & Whitney S3H1 или R-1340-AN-1 Wasp мощностью 550 л.с. (410 кВт).

   Такая же силовая установка использовалась на вариантах Norseman V и Norseman VI. Последнее обозначение использовалось для самолетов, выпускавшихся в годы Второй мировой войны для ВВС Канады и США. Руководитель фирмы зарезервировал обозначение Norseman V для первого послевоенного гражданского варианта. В начале 1946 года компания "Canadian Car & Foundry" (CCF) приобрела права на производство и продажу самолета. Был создан единственный прототип Norseman VII с крылом и оперением цельнометаллической конструкции и удлиненной кабиной, взлетевший в 1951 году, но серийно он не выпускался. В мае 1953 года CCF продала все права на Norseman специально организованной фирме "Noorduyn Norseman Aircraft Ltd", продолжившей обеспечивать поддержку самолета. В общей сложности "Noorduyn" и CCF построили около 900 машин, большая часть из которых была поставлена военным в годы Второй мировой войны. В 1938 году ВВС Канады начали закупки с получения четырех Norseman IV, использовавшихся для подготовки радистов под обозначением Norseman Mk IVW. Дополнительные закупки были сделаны после начала войны. Но основным покупателем были ВВС США, после испытаний одного Norseman IV закупившие еще шесть машин, получивших обозначение YC-64. Последующие контракты на Norseman V (получивший вначале обозначение C-64A, а позднее - UC-64A) позволили довести общее число поставленных машин до 749. Три из них были переданы ВМС, где получили обозначение JA-1, а шесть UC-64B на поплавковом шасси использовались инженерным корпусом Армии. Среди других военных операторов самолета Norseman во время и после Второй мировой войны были ВВС Австралии, Бразилии, Гондураса, Голландской Ост-Индии, Индонезии, Норвегии и Швеции.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Noorduyn Norseman V (колесное шасси)

   Тип: транспортный самолет
   Силовая установка: один радиальный ПД Pratt & Whitney R-1340-AN-1 Wasp мощностью 550 л. с. (410 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 249 км/ч; потолок 5180 м; дальность полета 1851 км
   Масса: пустого 2123 кг; максимальная взлетная 3357 кг
   Размеры: размах крыла 15,70 м; длина 9,75 м; высота 3,12 м; площадь крыла 30,19 м2
Начиная с 1942 года, ВВС США приобрели более 700 транспортных Norseman канадского производства, широко используя их на всех ТВД. Этот самолет с лыжным шасси и яркой окраской был предназначен для эксплуатации в Арктике.
Ascher Ward’s Noorduyn Norseman N1037Z, now being restored as a USAAF UC-64 based in the UK in 1944, will be displayed at Barksdale AFB, Louisiana.
Norseman, создававшийся как самолет-вездеход для Канады, мог эксплуатироваться на поплавковом, лыжном или колесном шасси.
Norseman CF-BTC was an RCAF aircraft acquired by Cheesman ’s Thunder Bay Airlines on February 1,1946. It went through 13 owners before purchase in 1994 by Red Lake Seaplane Serve, of Red Lake, Ontario. Fully restored, it is considered the oldest flying Norseman in Canada
This Noorduyn Norseman, C-FSAN, is used exclusively by the president and founder of Buffalo Airways, Joe McBryan.
Noorduyn Norseman. Первый самолет поднялся в воздух в конце 1935 года. Хотя Norseman много и справедливо критиковали за недостаточную мощность двигателя, особенно первые варианты с мотором Whirlwind, машина строилась серийно вплоть до 1950-х годов, а всего было построено более 800 самолетов.
NO TENDERFOOT: The Noorduyn Norseman is a light transport particularly suited to the Canadian market. Its designer, Mr. R. B. C. Noorduyn, has worked, at various periods, with Fokker (America), Bellanca and Pitcairn. With one of the new 420 h.p. Wright Whirlwinds it does 160 m.p.h. as a landplane with a 1,950-lb. payload. The seaplane version does 146 m.p.h. while on skis the machine is capable of 148 m.p.h.
The C.C.F. Norseman Mk. V Transport Monoplane (550 h.p. Pratt & Whitney Wasp engine).
American actor Andy Devine (centre in canoe) was an occasional visitor to ‘Al’ Cheesman’s northern bases in the late 1930s. Noorduyn Norseman CF-BDC served until 1947 after being destroyed by severe winds at Hudson, Ontario.
One of the Noorduyn Norseman floatplanes delivered to the Royal Canadian Air Force.
C-46A на поплавках Эдо Yd
USAAF float-equipped UC-64A 43-5121, virtually identical to the UC-64Bs used by the Army Corps of Engineers. This aircraft was turned over to the Army in 1947 and was operated until 1949.
Polarity's Noorduyn Norseman LN-PAB at Tromsoe on Norwegian national day, 17th May 1949
NORDIC SEA BOOTS. Reader L. Wilkins queries the size of Cub floats and whether many European aircraft are fitted with floats. The accompanying photograph should satisfy most flotation gear enthusiasts. Taken in 1950, near Oslo, the aircraft are (left to right) Noorduyn UC-64A Norseman (LN-PAE); Fairchild UC-61K Forwarder or Argus III (LN-HAO); the sole Norwegian Honningstad C-5 Norge (LN-DBW) and Piper L-4J Cub (LN-RAD) . The two black and white buoys were once German sea mines.
The Canadian-built Norseman in its military training form. To outward appearance, apart from the Air Force markings, there is very little difference between this and the standard commercial type, which is being used in quite large numbers for general transport work.
The Noorduyn C-64 Norseman Transport Monoplane (550 h.p. Pratt & Whitney Wasp engine).
C-64 считался одним из лучших израильских самолетов
CCF Norseman.
Norseman ‘QT-787’ was a favourite of ‘Al’ Cheesman while serving in Labrador. A UC-64A Mk VI, it began life as USAAF 43-5145 but was accepted by the RCAF on June 10, 1943. Stored in 1954, it became the property of Canada’s National Aviation Museum in Ottawa in 1964 and is currently on display
The Noorduyn "Norseman" Transport Monoplane on skis (550 h.p. Pratt & Whitney "Wasp" engine).
Один из трех самолетов Norseman, использовавшихся ВВС Швеции в 1949-1959 годах. Красный крест указывает на санитарное назначение самолета.
THE LATEST NOORDUYN: A 1939 model Norseman which has recently been delivered to Hudson Bay Air Transport. This machine has full blind-flying equipment and Marconi two-way radio. The skis have M. and C. shock absorbing pedestals, and special Noorduyn skis which are shod and edged with Bakelite
Ski-equipped Noorduyn JA-1 unloading from the 'Mount Olympus' for the 1946-47 expedition.
A motley collection of USAAC aircraft at the Cold Weather Test Detachment (CWTD) at Ladd Field. Among the types are a Curtiss P-40 and a pair of North American P-51 Mustangs (foreground), a North American AT-6 and Noorduyn Norseman (centre right), a Republic P-47 undergoing maintenance in a shelter, two Curtiss C-46 Commandos, a Consolidated B-24 and Boeing B-17.
Nothing is known about this engineless Noorduyn Norseman. It carried no owner’s identification and was presumably awaiting a replacement engine. It was silver overall with black lettering and was photographed in February 1950.
Payen greatly modified a Noorduyn UC-64 Norseman to make it look like a Latecoere Late-17.
The Noorduyn Norseman Transport.
Noorduyn Norseman
Noorduyn C-46A Norseman