Мировая Авиация 106
-
A-4M, A-4N и A-4KU (включая TA-4KU). Skyhawk серийно выпускался много лет благодаря совершенствованию двигателя P&W J52, причем тяга нового варианта - P-408 возросла еще на 20%. Модификация "Mike" поступила в эксплуатацию в 1971 году и оставалась в авиации КМП США до 1990 года, а в резерве - до 1994 года. Всего собрали 158 самолетов, на которых установили увеличенный фонарь кабины, такой же тормозной парашют, как и на A-4H и K, а также угловатую законцовку киля (с антенной системы "свой-чужой"), В ходе производства самолеты получили ИЛС, системы РЭБ и синхронный бомбардировочный прицел с измерением скорости перемещения угла визирования цели (ARBS). Израиль заказал 117 самолетов A-4N с 30-мм пушкой DEFA и другими незначительными изменениями, а Кувейт - 30 самолетов A-4KU и восемь TA-4KU, с меньшими возможностями подвески вооружения.
10 апреля 1970г.: летчик-испытатель Уолт Смит поднял в небо первый серийный штурмовик McDonnell Douglas A-4M, предназначенный для авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США.
В 1979 году самолет с серийным номером 160264 стал 2960-м и последним Skyhawk, выпускавшимся в течение 27лет. Модификация A-4M для КМП США вобрала в себя все улучшения, включая реконструированную кабину пилота, индикатор на лобовом стекле "Elliott", лазерную станцию точного сопровождения и наведения, системы РЭБ и новый электрогенератор. В 1977 году добавили синхронный бомбардировочный прицел с измерением скорости перемещения угла визирования цели (ARBS). С внедрением на A-4M этих изменений самолеты последних серий собирались переименовать в A-4Y, но отказались, так как большинство ранних A-4M были все же модернизированы.
Благодаря работам "Pratt & Whitney" по повышению тяги двигателя J52, в самолеты A-4 удалось вдохнуть новую жизнь. В 1970 году "McDonnell Douglas" снова начала их выпуск под обозначением Skyhawk II: A-4M - для КМП США, A-4N - для Израиля (на фотографии - первый экземпляр) и A-4KU - для Кувейта.
Кувейтские Skyhawk на войне. 30 кувейтских A-4KU и шесть TA-4KU были получены от США в 1977 и 1978 годах. Ими вооружили 9-ю и 25-ю эскадрильи (Ахмад-Аль-Джабер), а в 1984 году уцелевшие 29 самолетов стали предметом переговоров с правительством США и "McDonnell Douglas Corporation" по предоставлению кредитов для их замены на 40 новых F/A-18 Hornet. Но тут началась война в Персидском заливе 1990 года, и Skyhawk приняли в ней участие. С потерей аэродромов кувейтские ВВС продолжали наносить удары по наступающим иракцам, используя в качестве ВПП шоссе в пустыне. 4 августа остаткам кувейтских ВВС пришлось перелететь в Дахран, Саудовская Аравия. Действуя в качестве ВВС Свободного Кувейта кувейтские силы влились в ВВС Саудовской Аравии и продолжали воевать с иракцами. В ходе операции "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" кувейтские летчики совершили 1361 вылет, потеряв только один самолет. Двадцать четыре самолета (21 одноместный и три двухместных Skyhawk) пережили войну; один сохранили для музея, а остальные продали Бразилии в 1997 году.
XA4D-1 и A4D-1. После одного прототипа с двигателем Wright J65 (№ 137812) собрали 165 серийных A4D-1 (на снимке - № 137824). Ими с 1956 года оснастили 18 эскадрилий ВМС и КМП США. Серийный самолет имел измененные лобовое стекло кабины с переплетом, обтекатель сопла двигателя (называвшийся "сахарная ложечка"), тормозной гак, по три пилона подвески вооружения под каждой консолью крыла, две 20-мм пушки Colt Mk 12 и - с 1961 года - новое катапультное кресло RAPEC.
A4D-2 и A4D-2N (A-4B и A-4C). В 1957 году появился улучшенный A4D-2 (на снимке). Построили 542 самолета. Его конструкцию изменили на 28%, в том числе добавили штангу дозаправки в полете для "специальных" (с ядерным оружием), особо дальних полетов, установили руль направления с наружными нервюрами и дополнительное навигационное оборудование, обеспечили возможность подвески ракеты Bullpup класса "воздух-поверхность". Затем появился A4D-2N (638 машин) с навигационной РЛС в удлиненной носовой части и новым БРЭО. A-4B позднее переделали в A-4P и A-4Q для Аргентины; A-4C стали базой для моделей A-4L (для Резерва ВМС и КМП США), A-4P и Q, A-4S (для Сингапура) и A-4PTM (для Малайзии).
A4D-5 (A-4E). A4D-5 имел значительно расширенные возможности по применению средств поражения. Легкий, более мощный и более экономичный двигатель Pratt & Whitney J52 заменил двигатель J65, а на четырех дополнительных подкрыльевых пилонах можно было нести более разнообразное вооружение. Установили также новое БРЭО, включая тактическую навигационную систему TACAN. Построено 500 самолетов, поступавших в ВМС США с 1963 года. Позднее на ряде машин поставили версию двигателя J52 повышенной мощности. Их назвали Super Echo. Израиль и Индонезия получили списанные из ВМС США штурмовики.
A-4F. Надфюзеляжный обтекатель ("горб") отсека БРЭО, характерный для поздних вариантов Skyhawk, впервые появился на версии F ("Foxtrot") 1967 году. Были собраны 146 самолетов A-4F для компенсации потерь во Вьетнаме. Машина была в основном подобна A-4E, но имела управляемое носовое колесо, новое катапультное кресло и форсированный двигатель. "Горб" добавили для размещения специального БРЭО (включая систему РЭБ), потребовавшегося для службы в Азии. Его также поставили на A-4E и некоторые A-4C - "горб" стал отличительной чертой модернизированных A-4L.
A-4S Skyhawk. Данный A-4S (бортовой номер 681) несет маркировку 131-й эскадрильи "Phoenix" ВВС Сингапура. Он был одним из 80 списанных из ВМС США штурмовиков A-4B и A-4C, отремонтированных компаниями "Lockheed Air Services" и "Singapore Aerospace Maintenance Company" (SAMCO). Первые 40 машин поступили в базировавшиеся в Тенга 142-ю и 143-ю эскадрильи, а остальные машины - в 145-ю и 150-ю (часть повышенной подготовки, базирующаяся в Казо во Франции) эскадрильи. К 2000 году 143-ю эскадрилью расформировали, а оставшиеся получили модернизированные A-4SU и двухместные TA-4SU (также переданные из ВМС США). Хотя номинально они оставались в строю и в 2009 году, фактически ВВС Сингапура не использовали эти машины с марта 2005 года.
A-4M Skyhawk
B-17 "Sally B" - единственный сохранившийся в Великобритании самолет этого типа, хотя британцев с этими машинами связывает очень многое. "Sally B"- это B-17G (хотя в своей долгой карьере он был также EB-17G и TB-17G), а в Великобритании он летает с 1975 года, благодаря энтузиазму отдельных лиц, включая и саму Элли Солингбоу, в чью честь этот самолет и был назван.
Канадские ВВС активно эксплуатировали B-25 после войны. 418-я (вспомогательная) эскадрилья получила свои первые машины Mk II в январе 1947 года. Самолеты версий Mk II и Mk III летали в ее составе до марта 1958 года. В 1951 году канадские ВВС получили еще 75 B-25J из запасов ВВС США взамен изношенных и для оснащения различных вспомогательных частей.
North American TB-25K Mitchell.
Четыре эскадрильи из 2-й авиагруппы продолжали наносить массированные удары в 1943-1944 годах. После высадки союзников во Франции в июне 1944 года они все больше и больше применялись для решения тактических задач.
Этот Mitchell Mk II (EV-R) с октября 1942 года принадлежал 180-й эскадрилье, базировавшейся в Фулхэме, графство Норфолк. 22 января 1943 года эскадрилья выполнила свое первое боевое задание.
В сентябре 1943 года Mitchell Mk II поступили в 320-ю (голландскую) эскадрилью, действовавшую в Европе и участвовавшую в налете на сортировочные станции в Итцехо, Германия, - последней операции Mitchell из 2-й тактической ВА в войне.
112-ю эскадрилью британских ВВС, дислоцированную в Фассберге, Германия, 12 мая 1951 года перевооружили на Vampire FB.Mk 5. Самолеты находились в строевых частях до их замены на истребители Sabre в январе 1954 года.
de Havilland Vampire FB.Mk 5
de Havilland Comet C.Mk 2
Компания "Middle East Airlines" получила четыре лайнера Comet 4C с опционом на пятую машину. Позднее компания взяла в лизинг два Comet 4C для замены трех машин, потерянных в 1968 году при ударе израильского спецназа по аэропорту Бейрута.
В 1968 году была сформирована пилотажная группа "Simon's Circus" с пятью самолетами Sea Vixen FAW.Mk 2 из 892-й эскадрильи. Машины этого типа также были на вооружении 893-й и 899-й эскадрилий.
de Havilland Sea Vixen FAW.Mk 1
Два британских Tornado GR.Mk 4 следуют в небе Ирака в группе с заправщиком KC-135, двумя F-16CG и одним F-15E ВВС США, операция "Iraqi Freedom". Вся ударная авиация в регионе действует с применением активных (с использованием оружия), пассивных (демонстрация силы) методов и нестандартных способов наблюдения, контроля и разведки (NTISR).
Немецкие летающие реликвии Второй мировой войны встречаются гораздо реже, чем самолеты союзников. Fw 190 фирмы "Flugwerk" смотрится особо внушительно, поскольку эта реплика фактически идентична самолету той поры, только с новым мотором.
Разведчик Me 410A-3, сбитый зенитчиками 8-й британской армии, лежит на отмелях реки Сангро в Италии. Машина имела код F6+QK и принадлежала 2-й эскадрилье 122-й группы дальних разведчиков.
P-39N-1 Airacobra. Итальянцы, присоединившиеся к союзникам, получили их технику. Этот P-39 из 4-й эскадрильи итальянских союзных ВВС, выполнявшей разведку и авиационную поддержку над Адриатикой.
Этот P-51 Mustang - один из популярнейших авиараритетов в мире. Для многих летающие легендарные самолеты представляют собой дань памяти и уважения тем, кто сражался в воздухе. Летчики ценят их за замечательно высокие летные характеристики и неподдельную романтику.
Не все легендарные боевые самолеты были списаны с действительной службы. Например, этот QF-4E (в группе с двумя P-51) изображает боевой истребитель-бомбардировщик F-4E, хотя много раз мог погибнуть на своей основной работе в качестве беспилотной мишени.
Америка стала мировым центром, собрав массу летающих раритетов. Этот P-47D из группы "Vintage Fighters", первоначально оформленный в виде "Big Ass Bird II", перекрасили для имитации машины "Tarheel Hal" (на снимке). Самолет возвышается над шеренгой P-51, забавно контрастируя с изящными Mustang.
Tornado GR.Mk 4 из британской IX эскадрильи, базировался в Али-эль-Салем (Кувейт) в ходе операции "Telic", 2003 год. На иллюстрации он показан с подвеской ракет ALARM для подавления ПВО.
Четыре итальянских Tornado выполняли разведывательные полеты в Афганистане с баз Мазари-Шариф и Герат, совершив 350 полетов и отсняв 900 объектов в течение 900 летных часов. Осенью 2009 года им на помощь отправили четыре самолета AMX.
Tornado во время боевого вылета в небе Ирака. Несмотря на большой возраст и высокую стоимость техобслуживания, Tornado оказались незаменимы. Большая дальность полета, мощная пушка и возможность нанесения высокоточных ударов оказались вполне достойны уважения.
Контейнер цифровой комплексной разведки (DJRP) может подвешиваться на центральном пилоне и содержит датчики электронного сканирования и ИК линейный сканер (IRLS). Возможна установка АФА различных типов, оптимизированных для конкретных дистанций и условий съемки. Данная система использовалась на британских Tornado в Ираке и Афганистане.
На немецких Tornado в Афганистане применялись разведывательные контейнеры Recce, которые можно отличить от контейнеров Telen по буквам UW в названии (последние помечались приставкой UY). Они дополнялись контейнерами Rafael RecceLite, в целом схожими с контейнерами Litening, но без лазерного целеуказателя.
Большая дальность полета Beaufighter Mk X позволила 201-й группе Ближневосточного авиакомандования проникать вглубь Балкан и Греции. На фотографии - пара таких машин, вылетевшая на дальнюю штурмовку, проносится над гидропланом Cant Z.501 со снятыми моторами на базе гидросамолетов Превеза.
Ирак получил 15 самолетов Venom FB.Mk 50, которые входили в состав 6-й эскадрильи наряду с самолетами Vampire FB.Mk 52, Hawker Fury и F-84.
Sea Venom FAW.Mk 21 из 839-й эскадрильи авиации британских ВМС - в такой окраске, с нанесенными на хвост "полосами Суэцкого кризиса", самолет базировался в 1956 году на борту авианосца "Игл".
de Havilland Venom NF.Mk 2
F-111E, F и Raven ВВС США в Европе. 20-е тиакр на авиабазе Аппер-Хейфорд, Великобритания, получило самолеты F-111 вторым в ВВС США и первым в Европе. F-111E прибыли на базу в 1970-1971 годах, ими вооружили три эскадрильи. Они постоянно оставались там до роспуска крыла в 1993 году (кроме развертывания в Турции во время войны в Персидском заливе). Вторым в ВВС США в Европе самолеты получило 48-е тиакр на базе Лейкенхит британских ВВС - в 1977 году ее четыре эскадрильи перевооружили на F-111F, прежде принадлежавшие 366-му тиакр. Представляя собой самую мощную на то время ударную силу НАТО, самолеты F-111 из 48-го тиакр прославились участием в операции "El Dorado Canyon" в 1986 году и стали самыми успешными бомбардировщиками коалиции во время войны в Персидском заливе в 1991 году. В 1991-1992 го дах самолеты 48-го крыла заменили на F-15E. В операциях против Ливии и Ирака также участвовали базировавшиеся в Великобритании EF-111A. С 1984 года самолеты Raven из 42-й эскадрильи РЭБ (первоначально в составе 20-го тиакр и, позднее, 66-го крыла РЭБ) базировались в Великобритании, в 1992 году их перевели в 366-е тиакр.
Операция "El Dorado Canyon" и война в Персидском заливе. После Вьетнама F-111 ВВС США дважды участвовали в боевых действиях. В ночь с 14 на 15 апреля 1986 года ВВС и ВМС США провели операцию "El Dorado Canyon" - бомбардировка объектов в Ливии в ответ на ряд терактов против граждан США, поддерживавшихся, как считается, ливийским лидером М. Каддафи. ВВС США направили 18 самолетов F-111F из 48-го тиакр и четыре EF-111A из 42-й эскадрильи РЭБ (плюс семь резервных самолетов). Они совершили самый дальний на то время перелет. Последняя боевая операция Aardvark состоялась всего за несколько месяцев до начала их списания - в операции "Буря в пустыне" по освобождению Кувейта действовали самолеты F-111E, F и Raven из частей, дислоцированных в Великобритании. F-111F базировались на авиабазе Эт-Таиф (Саудовская Аравия, на снимке) в составе 48-го тиакр (временного) и наносили удары УАБ с лазерным наведением по объектам в Ираке. EF-111A из 66-го крыла РЭБ также были развернуты в Эт-Таиф под управлением 48-го тиакр. Для операции "Proven Force" F-111E из 20-го тиакр были отправлены в Инджирлик (Турция), их прикомандировали к 7440-му смешанному авиакрылу, которое также контролировало пять Raven, развернутых 66-м крылом РЭБ. После завершения боевых действий 48-е и 27-е авиакрылья укомплектовали F-111F, базировавшимися в Инджирлике в рамках операции "Provide Comfort". На базе Дахран (Саудовская Аравия) 4404-е смешанное крыло располагало шестью EF-111A - в рамках операции "Southern Watch" - до марта 1998 года.
На фотографии - F-111A, базировавшийся в Маунтин-Хоум, из 389-й эскадрильи 366-го тиакр. На F-111 летали еще некоторые нестроевые части, включая 46-е, 3246-е и 6510-е испытательные авиакрылья, 57-е и 4525-е авиакрылья по отработке истребительного вооружения и центр боевого применения авиации.
Зловещий дебют - F-111A во Вьетнаме. После длительных обсуждений в 1967 году было принято политическое решение - продемонстрировать возможности F-111 во Вьетнаме. Первые F-111A поступили в 4480-е тактическое истребительное авиакрыло (тиакр) на авиабазе Неллис в июле, их сразу же привлекли для обучения летчиков. В январе 1968 года крыло получило новый номер - 474-е тиакр - а шесть из его F-111A в рамках операции "Harvest Reaper" подготовили для переброски в Таиланд. В марте они пересекли Тихий океан (операция "Combat Lancer"), а 25 марта совершили первый боевой вылет. Однако уже к концу месяца два самолета пропали во время маловысотных полетов, а после потери третьего в апреле - после 55 полетов - операцию "Combat Lancer" приостановили. F-111A вернулись в Таиланд только в 1972 году, на этот раз задействовали две эскадрильи 474-го авиакрыла. Предварительно переброшенные туда экипажи вылетели на первых шести машинах через считанные часы после их посадки на авиабазе Такли. Операция "Constant Guard V" закончилась в марте 1973 года: выполнено свыше 4000 самолетовылетов, потеряно восемь самолетов. На снимке - пара самолетов в ходе выполнения операции "Combat Lancer", хорошо заметны контейнеры РЭБ у обеих машин.
Первоначально эта машина имела надвтулочный прицел, но годом позже прицел смонтировали на кабине - как на Gerfaut/HAP, а также установили пушечную турель. В начале 1996 года прототип PT1 передали на усталостные испытания.
Французский прототип вариант Gerfaut (на переднем плане) летит в паре с первым вертолетом противотанковой модификации. Оба участвовали в программе летных испытаний.
27 апреля 1991г.: совершил первый полет вертолет Tiger компании "Eurocopter". Вертолет предназначался для германской и французской армий.
Tiger привлек внимание публики, когда появился в фильме про Джеймса Бонда "Goldeneye". По сюжету он оказался неуязвимым к воздействию электромагнитного импульса.
Прототип PT1 в варианте НАР вооружен 30-мм пушкой, блоком на 22 НАР SNEB, УР Mistral и смонтированным на крыше кабины прицелом STRIX.
Вертолет Tiger полностью соответствует урезанным бюджетам стран-участниц проекта. Он разрабатывался и отдельно в экспортном варианте, но в итоге на экспорт пошли модификации штатных вариантов. На снимке - версия ARH.
"Eurocopter" подчеркивает, что в Tiger реализованы новейшие технологии, а 80% конструкции выполнены из композитов. Вертолет имеет малую заметность в радиолокационном, ИК и оптическом диапазонах.
FB-111A в Стратегическом авиакомандовании. Первоначально 76 самолетов версии FB-111A по причине задержки с поступлением бомбардировщиков B-1A рассматривались в качестве промежуточной замены для B-58 и части B-52. После закрытия в 1977 году программы нового бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности значение FB-111A возросло - они остались на вооружении до 1991 года. В октябре 1969 года первые FB-111A передали в 4007-ю учебную эскадрилью (340-я бомбардировочная группа; авиабаза Карсвел), где осуществлялась подготовка экипажей вплоть до формирования четырех боеготовых эскадрилий. 509-е бомбардировочное авиакрыло в составе 393-й и 715-й эскадрилий получило свои первые самолеты на базе Пис в конце 1970 года. 380-е бомбардировочное крыло (528-я и 529-я эскадрильи) на авиабазе Платтсбург и 530-я (бывшая 4007-я) учебная эскадрильи получили самолеты в июле 1971 года. Оба крыла сначала вошли в состав 2-й Воздушной армии, но в 1975 году их перевели в 8-ю ВА. После почти 20 лет службы 509-е крыло расформировали в 1990 году. 380-е крыло расформировали на следующий год. В 1990 году - с приходом бомбардировщиков B-1B - 30 самолетов переоборудовали в вариант F-111G и передали в Тактическое авиакомандование ВВС США, в 428-ю эскадрилью 27-е тиакр. Их списали в 1993 году.
На рисунке - один из Ar 95A-1 из 3-й эскадрильи 125-й группы морской разведки (лето 1941 года, Балтийское море, авиационное командование "Ostsee"). Хорошо заметен 7,92-мм пулемет.
Ar 95 V5 стал вторым прототипом серийного Ar 95A. Его ограниченное производство началось в 1938 году. Ar 95 изготавливали в виде гидроплана и сухопутного самолета с колесным шасси.
Второй прототип серийного Ar 95 (D-OHGV) был трехместным. Немецкие военные прототипы той поры обычно носили гражданские регистрационные номера для маскировки их военного предназначения.
Пара Ar 95 патрулирует над Балтикой. В ходе войны с СССР эти самолеты летали как с немецких и латвийских береговых баз, так и из финских портов.
На фотографии - прототип самолета Ar 95L с неубирающимся колесным шасси в обтекателях. Три Ar 95L заказали ВВС Чили, их поставили до начала Второй мировой войны
Ar 95 с самого начала предназначался для действий с кораблей. Для облегчения хранения он получил механизм складывания крыла. На снимке хорошо видна характерная для колесного варианта самолета установка подпорных стоек и шасси в обтекателях с подкосами.
Самым масштабным проектом стало возвращение в небо бомбардировщика Vulcan. Группа энтузиастов преодолела колоссальные финансовые, технические и юридические препоны, чтобы ввести четырехдвигательный "ядерный" бомбардировщик в авиашоу.
Ряд местных авиакомпаний переоборудовали самолеты Heron двигателями Lycoming. На рисунке - самолет фирмы "Riley", принадлежавший ВВС Шри-Ланки.
G.55/1 Centauro. Вспомогательную эскадрилью истребителей "Montefusco" сформировали для ПВО Милана и Турина в 1944-1945 годах. Самолеты летали совместно с Bf 109G-6 из ВВС Республики Сало. Самолет "Fiat" был вооружен тремя 20-мм пушками Mauser MG 151 /20 и парой 12,7-мм пулеметов Breda SAFAT. Собрали всего 105 машин.
Самолет Sea Devon C.Mk 20, гордо несущий крест Святого Андрея на своем киле, служил в звене связи авиабазы Прествик британских ВМС.
de Havilland Dove
de Havilland Hornet, особенно в варианте F.Mk1 (на снимке), был гораздо легче и имел более совершенную аэродинамическую форму, чем Mosquito.
de Havilland Sea Hornet NF.Mk 21
Транспортные самолеты. По окончании войны много ставших ненужными Mitchell продали через отдел реализации излишков компании "Reconstruction Finance Corporation". Некоторые использовались в качестве транспортных в геологоразведке. Изображенный на снимке B-25J разбился в 1963 году. Другие машины переделали в грузопассажирские - с шикарными салонами, звукоизоляцией и креслами, как у авиалайнеров.
B-25J Mitchell (британское обозначение Mitchell Mk III) из 226-й эскадрильи. Британские ВВС должны были получить 316 машин этого варианта с усиленным вооружением в носовой части.
Тайвань. Более 100 машин B-25C и D были поставлены чанкайшистам. После победы коммунистов в декабре 1948 года китайские националисты обосновались на острове Тайвань, прихватив с собой многие из своих Mitchell.
Индонезия. С 1946 года 18-я эскадрилья ВВС Голландской Ост-Индии на самолетах B-25J наносила удары по борцам за независимость Индонезии. Бои шли до июля 1949 года. 27 декабря 1949 года была провозглашена Республика Индонезия, и 18-ю эскадрилью расформировали, а ее B-25 передали индонезийским ВВС.
Бразилия. Бразильские ВВС были единственными в Латинской Америке, получившими B-25 в рамках военной помощи (MAP). С 1946 года было поставлено еще минимум 64 B-25. В 1970 году самолеты этого типа списали.
Венесуэла. ВВС Венесуэлы получили четырнадцать B-25J в 1947-1949 годах. В 1952 году в США закупили еще десять B-25J, а в 1953 году - девять Mitchell, списанных из канадских ВВС. По крайней мере, один B-25H поступил в 1955 году, еще пять Mitchell были поставлены к 1957 году и поступили в 3-ю, 7-ю и 40-ю бомбардировочные эскадрильи. Последние самолеты списали в 1971 году.
Unarmed variant of the final production B-25J, sporting the insignie of the Air Forces of the United States of Venezuela. The photo shows the hitherto unpublished, revised fuselage insigne which has additional two-colour bars - each side of the red, blue and yellow roundel.
Боливия. После войны B-25 были приняты на вооружение ВВС нескольких стран Латинской Америки. В 1947 году тринадцать B-25 были поставлены ВВС Боливии по программе MAP. На фотографии - модифицированные B-25J, принадлежавшие авиакомпании "Bolivian Airways" после 1963 года.
Самолеты-кинозвезды. Часть B-25 Mitchell все еще ограниченно используются для киносъемок. Они участвовали в съемках разных фильмов. В ходе съемок кинокамеры устанавливали на местах бортстрелков. Дольше всех продержался самолет с кодом N1042B, ранее принадлежавший организации "Tallmantz".
Самолет Drover, ZK-DDD, оснащался двигателями Lycoming и стал единственным самолетом этого типа, зарегистрированным в Новой Зеландии. Машину сфотографировали в апреле 1977 года, когда он эксплуатировался в клубе парашютного спорта. Впоследствии его вернули в Австралию.
Большое количество машин Vampire собиралось в ЮАР, одно время ее парк включал 21 самолет T.Mk 55 (на иллюстрации). Также имелись варианты FB.Mk5. FB.Mk9 и FB.Mk52.
F/A-18C, готовящийся к дозаправке от KC-135R, только что завершил утренний боевой вылет в небе Афганистана, 2001 год. Дальность полета Hornet была существенно меньше, чем у F-15E и Tornado.
Камуфлированный в тигровую полоску F/A-18D авиации КМП США на авиабазе Эль-Асад в оккупированном Ираке. Машина принадлежала 224-й всепогодной истребительно-штурмовой эскадрилье авиации КМП "Bengal Tigers".
Два F/A-18D Hornet 533-й ишаэ "Knighthawks" КМП США готовятся к вылету на базе Эль-Асад. Они вооружены УР AGM-65 Maverick, способными наносить мощные и точные удары.
В последние годы основным оружием стала УАБ GBU-12 с лазерным наведением, обладающая меньшим радиусом поражения при взрыве, чем боеприпасы большего калибра, что позволило снизить потери среди своих войск, союзников и мирных жителей.
F/A-18D авиации КМП США интенсивно применяются в боях, а их двухместные собратья из ВМС используются лишь как учебные. На снимке - самолет из "Bengal Tigers" садится на аэрофинишер.
TA-4F, TA-4H и TA-4J. После пары прототипов (переделанных из A-4E и вначале обозначенных TA-4E) собрали 239 серийных TA-4F - учебных и передовых авианаводчиков. Сохранившие возможности нанесения ударов вооружением "воздух-поверхность", TA-4F поступили на вооружение в 1966 году. Их большую часть позднее переделали в TA-4J, 23 самолета - в вариант OA-4M, а четыре машины стали учебными EA-4F для освоения средств РЭБ. В 1968 году появилась модификация TA-4J (на снимке). ВМС США получил 277 таких машин для замены учебных самолетов TF-9J, используемых для повышенной летной подготовки. На TA-4J - облегченной версии TA-4F - сократились возможности доставки оружия, а TA-4H (построено 25) стал развитием TA-4J для ВВС Израиля.
С 1966 года двухместные A-4 применялись для обучения экипажей палубной авиации ВМС и КМП США, но в 1999 году последние Skyhawk заменили на T-45A Goshawk. На снимке - TA-4J из 7-й учебной эскадрильи, которая последней в ВМС США списала эти машины в сентябре 1999 года. В 2000 году лишь в Пуэрто-Рико осталась единственная оснащенная машинами Skyhawk эскадрилья ВМС - 8-я эскадрилья, которая списала свои A-4 в 2003 году.
С принятием в 1971 году на вооружение КМП США самолета A-4M Skyhawk потребовалось модернизировать и передовые авианаводчики A-4, корректировавшие удары самолетов по объектам. В итоге 23 машины TA-4F модифицировали до стандарта OA-4M - с системой наземного управления бомбометанием и модернизированной аппаратурой связи. Многое из нового БРЭО разместили в увеличенном гаргроте. Собирались заменить и двигатели, но все-таки оставили оригинальный J52-P8A.
В 1987 году 50-ю годовщину образования новозеландских ВВС отметили окраской одного из недавно приобретенных у авиации австралийских ВМС самолетов TA-4G (NZ6256). В 2001 году правительство Новой Зеландии приняло решение о сокращении расходов на оборону и расформировало 2-ю и 75-ю эскадрильи, больше A-4K новозеландских ВВС никогда не летали.
Только двухместные сингапурские Skyhawk имеют по два фонаря вместо одного цельного, установленного на большинстве TA-4. Сингапурские машины были переделаны из A-4B - их удлинили на 71 см для размещения второго фонаря. Изображен TA-4SU с двигателем F404.
Африка. Boeing 747-400 заказали компании "South African Airways" и "Air Namibia". Первая с мая 1989 года получила шесть 747-444 (на снимке) с двигателями Rolls-Royce RB.211. Первый самолет прибыл в 1991 году. Машины этого типа вскоре стали летать в Нью-Йорк - после отмены американских санкций в 1991 году. В декабре 1998 года компания купила еще два грузовых 747-4F6 и тогда же заказала свой последний пассажирский лайнер. С 2005 года компания заменила самолеты на Airbus A340-600. Три самолета передали в компанию "Трансаэро" и два в "Cathay Pacific" (в переделанной грузовой версии Converted Freighter). В 2009 году авиакомпания вернула один лайнер для полетов из Йоханнесбурга в Лагос (Нигерия) и Луанду (Ангола). Совместно с компанией "TAAG" последнюю линию затем продлили до Лиссабона (Португалия).
Крупная американская грузовая авиакомпания "Atlas Air", специализирующаяся на долгосрочной аренде лайнеров 747, заказала 15 машин у "Boeing" (на фото), главным образом модификации 747-47UF с большой боковой грузовой дверью. Десять лайнеров заказали в июне 1997 года, первый из них поставлен 29 июля 1998 года. В феврале 1999 года заказали еще два, в ноябре 2000 года - еще три. Последняя машина поступила 6 декабря 2002 года.
Широкое применение нашли грузовые варианты 747-400 (на фото), которые используются крупными транспортными компаниями по всему миру и американскими военными.
Saunders ST-27