Sikorsky H-3 / S-61 Sea King (Westland Sea King / Commando (Великобритания))
Варианты:
Sikorsky - H-3 / S-61 Sea King - 1959 - США
Страна: США
Год: 1959
Вертолет

Средний противолодочный/многоцелевой вертолет палубного и берегового базирования с экипажем из двух/четырех человек
Описание:
Sikorsky S-61/H-3 Sea King
Westland Sea King
Agusta-Sikorsky AS-61
Фотографии:

Ч/б фото (73)

Sikorsky S-61/H-3 Sea King

Опыт эксплуатации в ВМС США вертолета H-34 Seabat выявил неэффективность тактики поисково-ударных пар вертолетов, когда один из них только искал субмарину, а второй - только уничтожал. В 1957 году флот заключил с компанией "Sikorsky" контракт на разработку вертолета, совмещавшего "два в одном" - возможности поиска и уничтожения субмарин.
  Прототип S-61 (YHSS-2) выполнил первый полет 11 марта 1959 года. Серийные вертолеты обозначались HSS-2 до 1962 года, когда обозначение изменили на SH-2A; это был первый серийный вариант в семействе H-3 Sea King.
  Два T58-GE-8/8B мощностью по 1250 л. с. разместили над кабиной. Несущий винт стал пятилопастным. В прочном фюзеляже оборудовали кабину для двух летчиков и кабину для двух операторов противолодочного оборудования. Днище прочного фюзеляжа/корпуса было выполнено в форме лодки - вертолет являлся амфибией. Дополнительную плавучесть обеспечивали боковые поплавки-спонсоны, в которые также убирались основные опоры колесного шасси.
  Основу поискового оборудования SH-3A составляли опускаемая ГАС AQS-10 и поисковая РЛС APN-130. Вертолет нес вооружение из двух противолодочных торпед или глубинные бомбы.
  Построили, помимо прототипа, примерно 245 вертолетов варианта SH-3A, затем собрали 73 SH-3D с ТВаД T58-GE-10 мощностью 1400 л.с, ГАС AQAS-13A и РЛС APN-182. Два SH-3D доработали в поисково-спасательный вертолет общего назначения SH-3G, сняв противолодочное оборудование и установив взамен 15 матерчатых сидений и дополнительные топливные баки.
  Принятое в начале 1970-х годов решение вывести из состава ВМС США противолодочные авианосцы привело к появлению SH-3H, который мог выполнять не только задачи противолодочной обороны, но также осуществлять патрулирование водных акваторий и выполнять целеуказание управляемым ракетам. До уровня SH-3H доработали 116 ранее построенных машин, установив ГАС AQS-13B, РЛС LN-66HP и буксируемый магнетометр ASQ-81 (в правом спонсоне).
  UH-3A и VH-3A, конверсии вертолета SH-3A, предназначались для транспортных и VIP-перевозок, соответственно. HH-3A являлся поисково-спасательной модификацией. КМП США продолжал использовать VH-3D для перевозки президента США и в 2013 году.
<...>
  Sea King строились по лицензии в нескольких странах. Варианты итальянской фирмы "Agusta" включают ASH-3D (модификация SH-3D), ASH-3D/TS (Trasporto Speziale) для VIP-перевозок, AS-61A-4 - экспортный вариант ASH-3D/TS, ASH-3H - вариант SH-3H и боевой поисково-спасательный AS-61R, близкий HH-3F.
  Японская "Mitsubishi" строила S-61 для морских Сил самообороны Японии, всего было построено 55 единиц HSS-2 (аналог SH-3A), 29 - HSS-2A (SH-3D) и 83 - HSS-2B (SH-3H). В Силах самообороны также использовались поисково-спасательные S-61A, S-61A-1 и S-61AH постройки компании "Sikorsky".

  Варианты Sea King, разработанные "Westland" в Великобритании, описаны отдельно.
  "United Aircraft of Canada" собрала 37 CHSS-2 после закупки в США четырех вертолетов; большинство вертолетов позже модернизировали до уровня CH-124A.
  Экспортные заказы были получены от Аргентины (пять S-61D-4, близких SH-3D, и ASH-3D), Бразилии (шесть SH-3D) и Дании (девять поисково-спасательных S-61A-5). Малайзия для своих ВВС приобрела 40 транспортных S-61A-4 Nuri. ВМС США передали 18 SH-3A/D/G ВМС Испании, восемь из них прошли модернизацию в противолодочные SH-3H, а на трех SH-3D по контракту 1984 года установили поисковые РЛС Searchwater.
  Производство Sea King компания "Sikorsky" завершила в 1980 году после постройки 794 вертолетов. С вооружения ВМС США вертолет официально снят в 2006 году.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Sikorsky S-61/SH-3H Sea King

  Тип: средний противолодочный/многоцелевой вертолет палубного и берегового базирования с экипажем из двух/четырех человек
  Силовая установка: два ТВаД General Electric T58-GE-10 мощностью по 1400 л. с. (1044 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 267 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 670 м/мин; практический потолок 4480 м; статический потолок с учетом влияния земли 3200 м; статический потолок без учета влияния земли 2500 м; дальность 1005 м
  Масса: пустого 5601 кг; максимальная взлетная 9526 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 18,90 м; длина с вращающимися винтами 22,15 м; площадь ометания несущего винта 280,47 м2
  Вооружение: массой до 381 кг на внешней подвеске, включая торпеды, мины и РГБ

Westland Sea King

В 1959 году британская «Westland» заключила соглашение с компанией «Sikorsky» о лицензионном производстве вертолета S-61 Sea King. В качестве эталонов «Westland» получила четыре машины американской постройки. Первый Sea King, построенный «Westland», - морской вариант SH-3D - поднялся в воздух 11 октября 1966 года.
  Первый из 56 серийных вертолетов Sea King HAS.Mk 1 взлетел 7 мая 1969 года. Эти машины поступили на вооружение Королевских ВМС в качестве противолодочных, а с середины 1976 года их дополнили 13 аналогичных вертолетов Sea King HAS.Mk 2 с форсированными двигателями Gnome H.1400 и шестилопастными рулевыми винтами. С сентября 1977 года «Westland» выпустила 15 поисково-спасательных Sea King HAR.Mk 3 для Королевских ВВС (RAF).
  В начале 1979 года было построено еще восемь HAS.Mk 2, в число которых вошел и прототип усовершенствованного противолодочного варианта Sea King HAS.Mk 5. Большинство старых Sea King ВМС были доработаны до стандарта противолодочных вертолетов HAS.Mk 5 и HAS.Mk 6 или поисково-спасательных HAR.Mk 5. Варианты HAS.Mk 5 и HAS.Mk 6 новой постройки выпускались с середины 1980-х годов.
  На HAS.Mk 5 была установлена антенна РЛС Sea Searcher под большим обтекателем, система электронной поддержки MIR-2 Orange Crop, новое оборудование для сброса гидроакустических буев и облегченная система обработки и отображения акустической информации LAPADS. Для размещения нового оборудования был увеличен размер кабины. Вариант HAS.Mk 6 получил расширенный набор противолодочного оборудования и облегченную аппаратуру, что позволило увеличить продолжительность полета на 30 минут.
  Число HAS.Mk 6 было увеличено путем доработки до этого стандарта вертолетов Sea King раннего выпуска. Еще три HAR.Mk 3, купленные в 1985 году, довели парк RAF до 19 машин. По дополнительному заказу, размещенному RAF в начале 1992 года, были построены шесть модернизированных Sea King HAR.Mk 3A.
  В середине 1971 года началась разработка лишенного амфибийных возможностей транспортного варианта Sea King, получившего обозначение Commando. Такие машины были поставлены Египту и Катару. С 1979 года RAF разместили заказы на 41 Sea King HC.Mk 4, сочетавший неубирающееся шасси Commando со складывающимися лопастями винта Sea King. Два вертолета Sea King Mk 4X были построены «Westland» для испытаний авионики, винтов и бортового оборудования, проводившихся Управлением оборонных исследований при создании вертолета EH101. Таким образом, число закупленных Британией машин этого типа достигло 175.
  «Westland» также поставила 147 Sea King и Commando зарубежным заказчикам, включая Австралию (снявшую их с вооружения в 2011 году), Бельгию, Египет, Германию, Индию, Норвегию, Пакистан и Катар.
  С 1986 года германские Sea King Mk 41 проходили конверсию из поисково-спасательных в противокорабельные, оснащаясь РЛС Seaspray Mk 3 и ПКР Sea Skua. Такое же вооружение получили вертолеты Mk 42B ВМС Индии. Они относились к варианту Advanced Sea King и оснащались двигателями Gnome H.1400-1T, композитными лопастями несущего и рулевых винтов и усовершенствованной авионикой. Часть пакистанских и катарских вертолетов Sea King и Commando могли использовать противокорабельные ракеты AM39 Exocet.
  Отсутствие у британских ВМС средств ДРЛО воздушного базирования, негативно сказавшееся во время фолклендской войны, привело к тому, что в мае 1982 года два HAS.Mk 2 были срочно переделаны в вариант Sea King AEW.Mk 2A с поисковой РЛС Searchwater и соответствующим оборудованием, включая систему постановки помех ПКР Exocet и систему Orange Crop. Это потребовало установки массивного обтекателя по правому борту кабины, поворачивающегося на 90° при посадке.
  Оба AEW.Mk 2A вышли на испытания в июле 1982 года, а уже в августе были развернуты на авианосце «Илластриес».
  До стандарта AEW.Mk 2A были доработаны еще восемь Sea King. Позднее три HAS.Mk 5 были переделаны в вариант Sea King AEW.Mk 5, близкий по оснащению к AEW.Mk 2. Позднее весь парк вертолетов AEW был доработан до стандарта Sea King ASaC.Mk 7, получив поисковые РЛС Searchwater 2000AEW.
  Sea King и Commando ВМС и ВМС Британии были задействованы в операциях на Балканах, а позднее в Ираке и Афганистане.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Westland Advanced Sea King

  Тип: многоцелевой средний вертолет палубного и сухопутного базирования
  Силовая установка: два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gnome H.1400-1T мощностью по 1660 э. л. с. (1238 кВт)
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на уровне моря 204 км/ч; начальная скороподъемность 619 м/мин; статический потолок 1980 м с учетом экранного эффекта и 1435 м без учета; дальность полета со стандартным запасом топлива 1482 км
  Масса: пустого в противолодочном варианте 7428 кг; максимальная взлетная 9752 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 18,90 м; длина с вращающимися винтами 22,15 м; высота с вращающимися винтами 5,13 м; площадь, ометаемая винтом, 280,47 м2
  Вооружение: до 1134 кг боевой нагрузки, обычно состоявшей из четырех торпед Mk 46 или Stingray, или четырех глубинных бомб Mk 11, или двух ПКР Sea Eagle или AM39 Exocet
  Полезная нагрузка: до 28 пехотинцев, или девять раненых на носилках при двух сопровождающих, или до 3629 кг груза

Agusta-Sikorsky AS-61

Серийное производство по лицензии в Италии фирмой "Agusta" вертолета Sikorsky SH-3D (вариант вертолета Sikorsky SH-3A Sea King) под обозначением Agusta-Sikorsky ASH-3D началось в 1967 году. Итальянский вариант в отличие от американского имел ряд особенностей: усиленный фюзеляж, переконструированное хвостовое оперение, двигатели повышенной мощности, иной состав бортового электронного оборудования и вооружения. Вертолет ASH-3D мог нести до четырех противолодочных торпед Mk 46 массой по 234 кг или две больших противокорабельных ракеты и был оснащен поисковым радиолокатором SMA MM/APS-705 или SMA MM/APS-706, любой из которых совместим с системой управления Marte Mk II противокорабельной ракеты Sea Killer Mk 2. Поставки вертолетов ASH-3D ВМС Италии начались в 1969 году.
  В общее количество из 38 построенных для ВМС Италии вертолетов вошло несколько специальным образом модернизированных машин, таких как ASH-3D/TS (TS - Transporto Speziale). Два вертолета ASH-3D/TS использовались в итальянском военном флоте для VIP-перевозок, а под обозначением AS-61A-4 поставлялись на экспорт. Две машины закупил Египет, шесть - Ирак, две - Иран, одну - Саудовская Аравия и четыре - Венесуэла.
  Вертолеты последней партии строились в варианте ASH-3H, эквивалентном многоцелевому вертолету SH-3H ВМС США, способному наносить удары по надводным и подводным целям. В состав бортового оборудования вертолета входили опускаемая гидроакустическая станция ASQ-13F или ASO-18, поисковый радиолокатор SMA MM/APS-707, антенну которого разместили в обтекателе под носовой частью фюзеляжа.
  В транспортном варианте вертолет ASH-3H способен перевозить полезную нагрузку массой до 2722 кг внутри кабины или до 3629 кг на внешней подвеске. Также вертолет может быть использован для перевозки людей и для ведения радиоэлектронной борьбы.
  Вертолеты ASH-3H состоят на вооружении 3-й Grupelicot ВМС Италии. Вертолеты ASH-3H также состоят на вооружении ВМС Аргентины, Бразилии и Перу.
<...>
USA
147137 - прототип XHSS-2. Первый полет прототип выполнил 17 марта 1959 года под обозначением HS2S-1, но вскоре обозначение изменили на HSS-2 по типу обозначения вертолета HSS-1 Seabat (S-58), которое подчеркивало унификацию по редуктору и несущей системе S-62 и S-61. Фактически, с точки зрения технологии производства, HSS-2 и HSS-1 не имели между собой ничего общего.
XHSS-2. Первый контракт на будущий Sea King предусматривал постройку прототипа и шести предсерийных вертолетов, но затем заказ был увеличен - на испытания теперь необходимо было направить 10 машин. Прототип, № 147137, в соответствии с системой обозначений ВМС США, существовавшей до 1962 года, стал именоваться XHSS-2, где "HS" обозначает "вертолет противолодочный", вторая "S" - код разработчика (компания "Sikorsky"), а "X" - экспериментальный статус машины. XHSS-2 почти не отличался от последующих предсерийных YHSS-2 и серийных HSS-2. Хотя внешне XHSS-2 отличался от последующих машин семейства наличием небольшого, коробчатой формы обтекателя на правом борту - над передней частью ходового ролика двери. Прототип и первые предсерийные YHSS-2 также имели намного меньший, в сравнении с последующими машинами, носовой подфюзеляжный обтекатель, не имели доплеровской антенны и отличались, кроме того, наличием небольшого обтекателя над центром лобового остекления, под которым размещалась антенна.
Рекордный вертолет HSS-2 (S-61)
Sikorsky SH-3A Sea King (two 1,250 shp General Electric T58-GE-8 shaft-turbine engines)
A Sikorsky HSS-2 in the markings of Squadron HS-10, one of the first US Navy units to become operational on the type.
YHSS-2. Оставшиеся 9 вертолетов из первой партии в 10 машин (с 147138 по 147146) получили обозначение YHSS-2, где "Y" означало, что машина находится на войсковых испытаниях. После принятия в 1962 году новой системы классификации, они стали обозначаться YSH-3A. На YHSS-2 пришлась значительная доля программы испытаний, включая испытания под эгидой Комиссии ВМС по инспектированию и приемке на авиабазе Патуксент-Ривер, а также испытания с участием специалистов отдела по испытаниям вертолетной техники NATC. Два вертолета привлекались к испытаниям на борту авианосца "Лейк Чэмплейн" в рамках недельного похода в начале 1961 года. Причем после глушения двигателя для уборки вертолета с полетной палубы в ангар требовалось в два раза меньше времени, по сравнению с противолодочными вертолетами предыдущих типов. Часть предсерийных вертолетов затем были доведены до стандарта SH-3A или UH-3A, после чего их передали в строевые эскадрильи.
Противолодочные вертолеты SH-3A Sea King использовались не только для блокады побережья, но и в качестве спасательных.
The latest version of the Sikorsky Sea King, the multi-purpose SH-3H.
Sikorsky SH-3H multi-purpose helicopter for ASW and expansion of fleet missile defence
The second example of the SH-3H completed by Sikorsky.
The second example of the SH-3H completed by Sikorsky.
Operating from the U.S.S. "America" in August 1976 - Sikorsky SH-3H Sea King 149899 of HS-15.
Девять RH-3A стали первыми в ВМС США вертолетами-тральщиками, оснащенными оборудованием для буксирования минных тралов. Но для успешного траления мощности силовой установки оказалось недостаточно, и им на смену пришли RH-53.
Ten specially-equipped and furnished examples of the basic SH-3A design were built for use by Executive Flight Detachment to carry the US President and other VIPs. Designated VH-3As, they are operated by the US Army and USMC.
Sikorsky VH-3A Presidential transport of the US Executive Flight Detachment
This unusual formation of a Kamov Ka-25 (NATO code-name "Hormone") and a Sikorsky SH-3D was photographed during a deplyment to the Norwegian Sea. The Ka-25 had been launched from a Kresta II guided missile-armed destroyer leader of the Soviet Navy to shadow the Intrepid, which in turn launched the SH-3D.
Ка-25 вместе с основным вертолетом ПЛО стран НАТО SH-3H "Си Кинг"
Хорватский Ми-8МТВ-1 в компании вертолетов "Си Кинг" вооруженных сил Италии и Испании на учениях "NOBLE MIDAS". Полигон Слунь, Хорватия, 2007г.
U.S.S. "John F. Kennedy" (CV-67). 87,000 tons, "Kitty Hawk" class, moored in the Solent. Types visible on her packed flight deck include F-14A Tomcats, A-6 Intruders, A-7 Corsair IIs, S-3A Vikings, SH-3 Sea Kings, E-2C Hawkeyes and three F-8 Crusaders
Australy
Three aircraft-carriers were present - H.M.A.S. "Melbourne" (foreground, with Skyhawks, Trackers and a Sea King on deck), H.M.S. "Hermes" (top left) and H.M.S. "Ark Royal"
H.M.A.S. "Melbourne", all the way from Australia, with Skyhawks, Trackers, Sea King on view
Сикорский S-61
First of ten Westland Sea King Mk 50 helicopters ordered by the Royal Australian Navy, with 1,590 shp Gnome H.1400-1 turboshaft engines and other improvements
UK
Полетная палуба флагманского корабля английской оперативной группы авианосца "Гермес" заполнена вертолетами "Си Кинг" и "Уэссекс"
"Харриеры" GR.3, "Си Харриеры" FRS.1 и "Си Кинг" на палубе авианосца "Гермес"
Вертолеты AH-64D "Апач Лонгбоу" и "Си Кинг" Mk7 на палубе вертолетоносца "Оушен"
Thirty-four Westland Sea Kings fly over the Fleet assembled at Spithead on 28th June 1977 for review by the Queen In the foreground is the frigate H.M.S. "Jupiter" The Sea Kings were drawn from Nos. 814, 819, 820, 824, 826 and 706 Squadrons, Royal Navy, and No. 817 Squadron, Royal Australian Navy. The flypast was to have comprised 154 aircraft, including 110 helicopters, but because of bad weather only a reduced helicopter formation passed over
The Sea King formation sweeps over the Fleet - "Ark Royal" in the foreground with "Hermes" and the assault ship "Fearless" beyond
Westland Sea King HAS.1 XV370 armed with four torpedoes; dunking sonar emerges from hole between front two torpedoes
A Westland Sea King HAS.1 of No. 814 Squadron which re-embarked in H.M.S. "Hermes" in January 1977 after a spell ashore at R.N.A.S. Culdrose. Note "barndoor " air intake protection
Westland Sea King - Gnome
A "before and after" comparison of the first SH-3D imported into Britain as a pattern for Westland production showing it (above) in RN markings as XV370 but retaining US-built engines and equipment and (below) after British engines and equipment had been fitted. Minor differences in external detail can be seen.
Старший летчик-испытатель компании "Westland" Слим Сирз выполняет первый полет на первом из четырех SH-3D, поставленных "Sikorsky", в доках Эвонмута, Йовил, октябрь 1966 года. Первый Sea King HAS.Mk 1 постройки "Westland" выполнил первый полет только через три года.
Противолодочные вертолеты "Си Кинг" применялись и для решения несвойственных им транспортных задач. На снимке: переброска артиллерийских боеприпасов на внешней подвеске
Морские пехотинцы грузятся на борт Wessex и Sea King HC.Mk 4 Королевских ВМС для участия в очередной операции, Сан-Карлос, 27 мая 1982 года. Во время фолклендской войны Westland Commando сыграли важную роль в качестве десантно-транспортных вертолетов.
The first production Westland Sea King fitted with composite main rotor blades, HC.4 ZF115 made its first flight at Yeovil on 14th November 1985. It is the twenty-eighth HC.4 for the Royal Navy Other Sea Kings are being retrofitted
"Си Кинг" выполняет облет поврежденного аргентинцами фрегата "Ардент"
Among the ETPS helicopters at present in use is the original Sikorsky SH-3D (Sea King HAS Mk 1 pattern aircraft)
First of fifteen Westland Sea King HAR.3s for the R.A.F., XZ586, painted in search and rescue yellow, was delivered to a new O.C.U. at R.N.A.S. Culdrose in December 1977.
Practising its rescue techniques, this all-yellow Westland Sea King HAR.3. XZ595, belongs to No. 202 Squadron whose H.Q. is at Finningley
First Commando Mk 1 troop transport helicopter, developed from the Westland Sea King
Westland Commando Mk 2 tactical military helicopter, developed from the Sea King
Вертолет ДРЛО "Си Кинг"
The Fleet Air Arm re-formed its AEW squadron, 849 NAS, on 1 November 1984 at RNAS Culdrose, to fly Sea King AEW Mk 2s equipped with Thorn-EMI Searchwater radar. The programme to install AEW radar in the Sea King began on 4 May 1982 - the day that HMS Sheffield was sunk in the South Atlantic by undetected, low-flying Super Etendards - and the first of two converted Sea King HAS Mk 2s flew at Yeovil on 23 July 1982, with the Searchwater scanner in an inflatable radome on a pivoted fuselage-side fitting, as illustrated. The two AEW Sea Kings were delivered by Westland Helicopters on 2 August 1982 and these have been operated by D Flight of 824 NAS until the recommissioning of 849 NAS. which had operated Gannet AEW Mk 3s until the withdrawal of HMS Ark Royal in December 1978. Six more AEW Sea Kings are now under conversion to allow 849 NAS to operate two front line flights and an HQ at Culdrose.
Photographed over Cornwall earlier this year, while serving with "D” Flight of the 824 NAS, this is AEW Sea King (XV650). Since their delivery in 1982, low-visibility insignia have been adopted.
Egypt
Commando Mk 2B/Mk 2C VIP. Два вертолета, предназначенные для перевозки VIP-пассажиров, были приобретены Египтом. Они отличались наличием дополнительных окон в кабине (два по правому борту и одно по левому). Кабина имела роскошную отделку и дополнительную звукоизоляцию. Первый Mk 2B (Sea King Mk 72) взлетел 13 марта 1975 года и был поставлен 19 августа. Второй был поставлен 3 июня 1976 года. Mk 2C (Sea King Mk 92) представлял собой VIP-вариант Mk 2A для Катара и внешне не отличался от египетских Mk 2B. Машины не несли серийных номеров, лишь на хвостовой балке размещалась надпись на арабском - "ВВС Катара". Mk 2C совершил первый полет 9 октября 1975 года.
Westland Commando Mk.2B G-BDVL was delivered to Egypt as WA805 and returned to Yeovil as XZ741.
Germany
A Federal German Navy Sea King Mk 41.
Внешне германские Sea King Mk 41 похожи на HAS.Mk 1 ВМС Великобритании, но отличаются бортовым оборудованием и увеличенным объемом грузовой кабины, вмещающей 21 пассажира. Первый Mk 41 передали в подразделение MFG 5 морской авиации ФРГ, дислоцированное в Киле, 6 марта 1972 года.
Deliveries will begin soon of the Westland Sea King 41, ordered by the Marineflieger for operation in the search and rescue role. This version of the Sea King is specially equipped for long-range all-weather search missions, and can pick up 12 survivors at a range of 225 naut mls (415 km) or up to 35 at short range. The Marineflieger has ordered 22.
Westland Sea King Mk 41, one of 22 being delivered to the Federal German Navy and already in service with Marinefliegergruppe 5 at Kiel-Holtenau
Also for use in the search and rescue role, the German Navy has purchased 22 Sea Kings equipped to a very high standard.
Egypt
Westland Commando helicopters were originally procured for the EAF by Saudi Arabia after the last Middle Exist conflict, and made good some of the attrition suffered by the Mi-8 fleet in that war. The Sea King version of this helicopter serves with the small Egyptian naval aviation component.
Редкий вариант Sea King - Mk 47 ВВС Египта. По оборудованию и назначению Mk 47 аналогичен британскому HAS.Mk 2, но эксплуатируется вместе с десантно-штурмовыми вариантами.
Qatar
Commando Mk 3 (Sea King Mk 74). Несмотря на обозначение Commando, последние катарские вертолеты были ближе по конструкции к обычным Sea King, сохранив спонсоны, убираемое шасси, верхний обтекатель РЛС и складывающуюся хвостовую балку. Но спонсоны шасси не являются стандартными, так как не имеют мешков плавучести. Вместо них установлены кольцевые мешки, крепящиеся к внешней части спонсонов. Mk 3 сохранил одно дополнительное окно в задней части удлиненной кабины (по правому борту), как у Commando. Помимо решения транспортных задач Commando Mk 3 может использоваться в качестве противокорабельного. Помимо ПКР AM39 Exocet он может нести другое вооружение, включая 16 НАР SURA, 18 НАР SNEB или пару 12,7-мм пулеметов в контейнерах. ПКР Exocet является стандартным вооружением вертолетов, которые несут их на постоянной основе.
Spain
The Spanish Navy was among the first overseas customers for the Sea King, and has recently ordered a second batch of four, one of which is shown here on test at the Sikorsky plant.
India
A major addition to the Indian Navy's combat strength resulted from the decision to purchase Westland Sea Kings, taken towards the end of 1970. Six have been delivered to INAS 330 and three more are now on order.
The Indian Navy's Sea Kings operate in the anti-submarine role and are almost identical with the Royal Navy versions.
Japan
For the Japanese Navy, Mitsubishi is producing a batch of Sea Kings that are virtually identical with the Sikorsky SH-3D standard, although the original HSS-2 designation is retained in Japanese service.
Sikorsky SH-3A assembled in Japan by Mitsubishi
The DDH-41 Haruna-class destroyer, one of the Japanese Navy ships from which the HSS-2 Sea Kings operate. Up to three helicopters can be carried.
Italy
Agusta-Sikorsky SH-3D anti-submarine helicopter in the insignia of the Italian Navy
Built by Agusta for the Italian Navy, this version is similar to the SH-3D but has nose-mounted search-radar.
Norway
Norway is the third overseas customer for Westland Sea Kings, having placed a contract for 10. Purchased by the Ministry of Justice, they are operated by Skv 330 of the Royal Norwegian Air Force from bases around the Norwegian coast.
Denmark
Sikorsky S-61A-1 U-276 was the first of its type to be introduced into Esk722's inventory, for long-range SAR, in the summer of 1965.
Sikorsky S-61A long-range air-sea rescue aircraft of the Royal Danish Air Force
 
Sikorsky S-61 fitted experimentally with the Rotoprop being developed for the projected Sikorsky S-66 compound helicopter. Lower pictures show Rotoprop in tail rotor position (left) and propeller position. Flight trials began in early July 1965