Миль Ми-24 / Ми-35
Варианты:
Миль - Ми-24 / Ми-35 - 1969 - Россия
Страна: Россия
Год: 1969
Вертолет

Описание
Фотографии:

Ч/б фото (208)
Ми-24, Ми-25 и Ми-35

<...>
  Прототипы варианта Ми-24Б прошли начальный этап испытаний в 1971-1972 годах, но затем их доводка была приостановлена - в ОКБ занялись дальнейшей доработкой машины. В частности, была заново спроектирована носовая часть машины - теперь летчики сидели в двух раздельных, бронированных и расположенных уступом кабинах, обеспечивавших лучший обзор. Предусматривалось дальнейшее совершенствование комплекса вооружения. Однако вначале в войска поступил "промежуточный" вариант Ми-24Д, имевший уже раздельные кабины экипажа, но вооружение - по типу варианта Ми-24Б. Всего построено 635 вертолетов Ми-24Д и учебных Ми-24ДУ, которые поставлялись на экспорт с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25 и Ми-25У.
  По завершении доработки ПТРК "Штурм-В" с радиокомандной полуавтоматической системой управления (восемь, а с 1986 года - 16 сверхзвуковых ПТУР 9М114) на вооружение поступил вариант Ми-24В, который также получил автоматический стрелковый прицел АСП-17В для летчика, возможность подвески дополнительных топливных баков под крылом и другие усовершенствования. Причем на вооружение Ми-24В был принят одновременно с Ми-24Д - постановлением от 29 марта 1976 года. По настоящее время выпущено более 1000 машин Ми-24В, многие - по экспортным контрактам под обозначением Ми-35.
  В 1985 году на испытания поступил модернизированный Ми-24ВП - вместо пулеметной установки УСПУ-24 на нем стояла 23-мм двуствольная автоматическая пушка ГШ-23Л в подвижной носовой установке НППУ-24. До прекращения в 1989 году выпуска Ми-24 заказчик получил лишь 25 машин Ми-24ВП.
  По результатам применения Ми-24 в Афганистане было решено заменить двигатели ТВ3-117 высотными ТВ3-117В, оснастить вертолет пылезащитными и экранно-выхлопными устройствами, усилить бронирование, применить пенополиуретановый заполнитель топливных баков, а также использовать многозамковые балочные держатели, пулеметы ПК и РПК в грузовой кабине, кассеты ИК-ловушек, станцию активных помех СОЭП-В1А "Липа" и другие средства повышения боевой живучести и эффективности машины.
  В рамках повышения боевой мощи Ми-24 были разработаны подкрыльевые контейнеры (либо один пулемет ЯкБ-12,7 и два 7,62-мм пулемета ГШГ-7,62 (ТКБ-621), либо 30-мм гранатомет АГС-17 "Пламя"), затем на вертолетах применили универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23, блоки с НАР калибров 80 мм, 122 мм и 240 мм, блоки осветительных ракет, универсальные контейнеры малых грузов КМГ-У, а также УР класса "воздух-воздух".
  В достаточно больших количествах выпускались вертолеты радиационно-химической разведки Ми-24Р и Ми-24РА с улучшенной системой жизнеобеспечения экипажа и двумя (или одним) дополнительными местами для химиков-разведчиков, спецоборудованием для взятия проб воздуха и грунта, включая дистанционно-управляемый экскаватор на подкрыльевом пилоне и аппаратуру для анализа и передачи данных на наземный командный пункт (110 машин). Выпускался и вертолет-корректировщик Ми-24К - всего 92 машины. Строился также ряд летающих лабораторий и экспериментальных машин.
  Вертолеты семейства Ми-24 (Ми-35) поставлялись и поставляются в несколько десятков стран мира, причем в ходе ирано-иракской войны 27 октября 1982 года впервые в истории авиации экипаж иракского Ми-24 сбил ПТУР иранский F-4E.
  Вертолет Ми-24 получил в НАТО кодовое обозначение "Hind". Рекорды Международной федерации авиации, установленные экспериментальным вариантом А-10 вертолета, дают некоторое представление о его возможностях - так, например, 2 сентября 1978 года машина достигла скорости 368,4 км/час.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ми-24Д

  Тип: транспортно-боевой вертолет с экипажем 2 (3) человека
  Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117 мощностью по 2200 л. с. Летные характеристики: максимальная скорость 320 км/ч; крейсерская скорость полета 270 км/ч; начальная скороподъемность 750 м/мин; статический потолок без учета влияния земли 1300 м; динамический потолок 4500 м; практическая дальность полета 595 км; перегоночная дальность полета 1125 км
  Масса: пустого 8340 кг; нормальная взлетная 11100 кг; максимальная взлетная 11500 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 17,30 м; размах крыла 6,54 м; длина с вращающимися винтами 19,79 м; высота с вращающимися винтами 6,50 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 235,00 м2
  Вооружение: один дистанционно-управляемый четырехствольный 12,7-мм высокотемпный пулемет ЯкБ-12,7 с боезапасом 1400 патронов, плюс возможность подвески различного вооружения на внешней подвеске - массой до 2000 кг
  Полезная нагрузка: до 8 десантников, либо двое носилочных раненых, либо двое сидячих раненых и один сопровождающий, либо в нормальном варианте до 1500 кг груза внутри кабины; максимальная масса груза - 2400 кг
Ми-24Д / Ми-24В
Первый прототип Ми-24Д имел толкающий рулевой винт
Ми-24Д
Ми-24В заруливает на стоянку. На вертолете демонтирована оптическая система "Радуга-Ф" и узлы подвески ПТУР. Кабул, 1988г.
Серийный Ми-24В
Ми-24В
Ми-24В, принимавший участие в боевых действиях в ДРА. На вертолете установлены ПЗУ и ЭВУ
Оптимальный состав вооружения воевавших в Чечне Ми-24 с февраля 2000г. - пара блоков Б-8 и четыре "Штурма". Грозный-Северный, июнь 2000г.
Неуставные элементы окраски вертолетов Ми-24: О.Рыбальченко на фоне отмытого полосами Ми-24В б/н 58 "Полосатого", Грозный-Северный, 25 июля 2000г.
Ми-24 на боевом дежурстве, аэродром Нора, ГДР
Ми-24В на кабульском аэродроме
Подготовка к вылету Ми-24Д
Штурман звена ст. лт-т В.Турбин перед вылетом, 1988г.
Мы их заменили. Кундуз, 1983г.
Во время подготовки Ми-24 из состава 50-го ОСАП к повторному вылету
Заменщики и заменяемые. Второй слева В.Лисовой. Он же на фото справа возле своего Ми-24В
Инженерно-технический состав 262-й эскадрильи
Прощальный снимок личного состава 2-й вертолетной эскадрильи 50-го ОСАП. Кабул, 25 декабря 1986г.
Делегация офицеров НАТО на аэродроме Штендаль
Учения на авиабазе Нора, ГДР
Наземный персонал готовит к вылету Ми-24В. Кандагар, 1985г.
Вертолет 440-го полка в Чеченской республике
Приземлились после нанесения удара
Вертолеты 440-го полка в Чеченской республике
Ми-24 в Калиновской; на заднем плане - Ми-26.
Ми-4 б/н "01 желтый". На заднем плане - Ми-24 б/н "73 красный", зимой 1974-75гг. проходивший на аэродроме Североморск-1 эксплуатационные испытания в условиях севера.
Борт 04 (Су-27П 29-й серии) в дежурном звене полка пасмурным днем поздней осенью 2000 года. Весьма свежий первый "шведский" камуфляж: радиопрозрачные законцовки килей зеленые, орел на правый киль еще не нанесен, конфигурация пятен и цвета камуфляжа существенно отличаются от нынешних. На заднем плане - борт 01 и дежурный Ми-24 борт 07 из состава 288-го ОВП.
Ми-24 из состава авиации Сухопутных войск России, принимающей участие в боевых действиях в Чечне
Идет снаряжение Ми-24 НАР С-8. Баграм, 1988г.
В боевых условиях наиболее эффективным инструментом для подвески бомб оказался обыкновенный лом
Снаряжать вертолет боеприпасами помогали все, кто мог. Пр-к И.Воронцов ("на ручке"), рядовые А.Ясайтис и И.Катышев снаряжают ленту к пушке ГШ-2-30Д. Баграм, 14.08.87г.
Снаряжать вертолет боеприпасами помогали все, кто мог. Подготовка Ми-24 в ходе Зардевской операции, 1986г.
Подвеска ПТУР "Вихрь" на вертолет 50-го ОСАП. Кабул, 1986г. Такие ракеты периодически применялись против ПВО моджахедов
Проверка ПТУР, авиабаза Нора, ГДР
Рулежка Ми-24 в Грозном-Северном.
Колонна российских миротворцев в Абхазии под прикрытием вертолета Ми-24 выдвигается к границе с Грузией
Ми-24
The principal features of the Hind-D illustrated.
A standard Hind-D with undercarriage extended and UV-32-57 pods on the underwing racks.
Ми-24 50-го ОСАП прикрывает Ми-8, севший на площадку "27-й пост"
Ми-24 в Чеченской республике
Пара Ми-24 из 50-го ОСАП во время боевого задания
Ми-24Д на пути из Кабула в Гардез.
Ми-24В патрулируют кабульский аэропорт и городок советских специалистов
На задание уходит афганский Ми-24В.
Боевые действия в районе аэродрома Баграм. Внизу слева, за строениями кишлака, виден разрыв бомбы.
Су-25 на стоянке аэродрома Баграм. За обвалованиями - истребители МиГ-23. В воздухе - вертолет боевого охранения Ми-24
Боевые вертолеты Северной авиагруппы над "пейзажем" аэродрома Грозный-Северный. Апрель 2000г.
Ми-24 авиации пограничных войск над Афганистаном
Ми-24В сопровождает колонну бронетехники в районе Кабула. Апрель 1987г.
Военный городок 50-го ОСАП
Прощание с экипажем сбитого Ми-8, Грозный-Северный
Ми-8 и Ми-24 на боевом задании
Ан-12 разгружается в кабульском аэропорту. Под прикрытием Ми-24 взлетает Ил-76 (регистрационный номер СССР-76705), командир п/п-к С.В.Михеев. Июль 1988г.
Ми-24 Армейской авиации Западной группы войск
Театрализованные воздушные праздники в центре Санкт-Петербурга в 90-х годах стали привычным зрелищем
Советская военная доктрина строилась в расчете на глобальную войну со странами НАТО, поэтому адаптироваться к ведению боевых действий с противником "партизанского" толка в труднодоступной местности было непросто.
Ми-24Д в районе Баграма.
В Афганистане в арсенал летчиков вошли крутые виражи у самой земли
Вертолеты Ми-24В на учениях
Боевой вылет группы пограничных Ми-24 для удара по афганским моджахедам
Ми-24 атакует неуправляемыми ракетами С-8
Ми-24Д атакует огневую точку в Панджшере. 17 мая 1982г.
Тяжелые НАР С-24, весьма эффективные против защищенных целей, применялись с Ми-24 очень ограниченно
Ми-24 ведет огонь тяжелыми НАР С-24
Ми-24Д - пуск ПТУР 9М17П
Советский Ми-24Д был сфотографирован во время крупных учений с ПТУР 9М17 Скорпион (АТ-2 "Swatter"). Вертолет обычно несет четыре ПТУР на внешних пилонах крыла. Согласно руководству по эксплуатации, ракеты для перезарядки можно перевозить в кабине, но на практике такая возможность обычно не использовалась.
Вид на Ми-24Д сзади
Погрузка вертолетов Ми-24 для переброски в Афганистан. Аэродром Буялык (под Одессой). 1981г.
Выгрузка Ми-24 из "Антея"
Отработка транспортировки Ми-24
Во время ремонта прибора наведения комплекса "Радуга-Ш".
Для вертолетчиков был разработан специальный защитный комплект. Летчик А.Мельник. Кабул, 1981г.
Для вертолетчиков был разработан специальный защитный комплект. Борттехник Н.Гуртовой
Гораздо чаще очень тяжелых специальных "лат" вертолетчики надевали пехотные бронежилеты
Ми-24Д / Ми-24В Детали
Закрашенные номера на бортах в Чечне заменялись на картоночки с номерками за стеклом (Ми-24В б/н 58).
Послеполетный осмотр Ми-24 из 50-го ОСАП
Ротор несущего винта
Обслуживание силовой установки
ЭВУ на Ми-24В
Посадочная фара на Ми-24В
Ротор рулевого винта
Основная стойка шасси
Носовая стойка шасси
The rear IFF antennae under the tailboom and the rear navigation light
Блоки АСО-2В на килевой балке
Обтекатель антенны системы управления ПТУР
The undernose-mounted optical sight cupola for the anti-tank guided missile system
Контейнеры "Люнет-21" для постановки дымовых завес. Баграм, февраль 1988г.
A close-up view of the 32-round 57-mm rocket pods, the inboard rail for a Swatter missile being seen on the right.
Вооружение Ми-24В: ПТУР 9М114 и блоки НАР Б-8В20А. Вертолет поздних серий - отсутствует ФКП на крыле
Подвеска ПТУР "Штурм-В" и блоков 80-мм НУРС
A close-up of Swatter missiles and UV-32-57 rocket packs mounted on a Czech Hind-D
Для поддержки войск под крылом вертолета могут быть подвешены четыре блока НУРС УБ-32-57. Это оружие эффективно применялось против укреплений моджахедов во время войны в Афганистане.
ГУВ с двумя 7,62 и одним 12,7-мм пулеметами
ГУВ с 30-мм гранатометом на внутреннем пилоне
Борттехник Г.П.Кычаков у пулемета ПКТ, установленного на нижней створке двери грузового отсека Ми-24
Носовая часть Ми-24Д
Носовая часть Ми-24В
Ряд Ми-24 получил 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 (в подвижной установке УСПУ-24), созданный по схеме Гатлинга - как и американский GAU-19.
Грозное оружие Ми-24-х: пулемет ЯКБ на Ми-24В
Вид на турель с четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7
Пулемет ЯкБ-12,7
Боекомплект пулемета ЯкБ-12,7
Ми-24ВП
Носовая часть Ми-24ВП
Ми-24ДУ
Ми-24ДУ
The photograph taken during the 'Karpaty' manoeuvres, shows Hind-Ds of the Cis-Carpathian Military District. Note that these have their laser ranger installed in the inboard port ordnance pylon.
Техническое обслуживание учебно-тренировочных вертолетов Ми-24ДУ в Сызранском военном вертолетном авиационном училище. Стрелковое вооружение и штанга приемника воздушного давления в носовой части фюзеляжа отсутствуют. Большинство учебных вертолетов представляют собой модернизацию боевых Ми-24Д и Ми-24В.
Hind-D helicopters of the Syzran Air Force Academy, Volga Military District, with faired nose replacing gun barbette
Для подготовки летчиков в СССР интенсивно использовались учебно-тренировочные вертолеты Ми-24ДУ. Вертолетчики из иностранных государств также проходили подготовку в СССР. На фотографии: вертолеты Ми-24ДУ Сызранского вертолетного училища.
Mi-24 Hind-Ds of the Syzran Air Force Academy with the undernose turreted four-barrel 12,7-mm Gatling-type gun removed
Носовая часть Ми-24ДУ
Ми-24Р
Вертолет радиационно-химической разведки Ми-24Р
Ми-24Р
Ми-24Р из 113-й ОВЭ армейской авиации России. Сперенберг, Германия, 5 апреля 1994г. На пилонах - подвесные топливные баки
Экскаватор для сбора образцов грунта (на законцовке крыла) и контейнер химразведки. Прототип Ми-24Р
Заправка топливом вертолета радиохимразведки Ми-24Р. Аэродром Гончаровское, лето 1986 г.
Ми-24К
Разведывательно-корректировочный вертолет Ми-24К
"Белый слон" - Ми-24К, побывавший в Африке
Оптический наблюдательный прибор комплекса "Рута". Ми-24К
Ми-24 варианты
Ми-24 с кормовой турелью
12,7-мм пулемет "Утес" на кормовой турели
Ми-24 с круглосуточной обзорно-прицельной системой "Самшит"
Ми-24ВМ (Ми-35М) на авиасалоне МАКС-97
Ми-24, оборудованный современным всепогодным прицельным комплексом
Ми-24 и его экипаж в Майами
UN
Ми-24 в Судане
Армения
Ми-24 ВВС Армении
Редкое фото армянского Ми-24Д времен карабахской войны
Грузия
Вертолеты Ми-24В и Ми-8 грузинских ВВС на авиабазе "Ново-Алексеевка"
Грузинский вертолет Ми-24В с бортовым номером "05", снимок 2007 года. Внизу та же машина, захваченная и уничтоженная российскими десантниками 12 августа 2008г. на авиабазе "Сенаки"
Сентябрь 1992г. Автомобили "скорой помощи" ждут прибытия вертолетов с ранеными на летном поле сухумского аэропорта. На заднем плане - боевые Ми-24 грузинских ВВС.
Инженерно-технический состав готовит грузинский Ми-35 к вылету. Алексеевка, ноябрь 2008 г.
Польша
Ми-24В польских ВВС
Польский Ми-24 и американский "Апач" в Ираке
Болгария
Ми-24В ВВС Болгарии
Чехия
"In the land battle, the Mi-24 Hind ... will pose a major threat.'' These illustrations show a Hind-D of the Czech Air Force, carrying four rocket pods hut without the four ASMs that can be mounted at the sponson tips.
Эффектно покрашенный Ми-24В борт 7353 (зав. N 087353) из 231-й вертолетной эскадрильи ВВС Чехии.
Ми-24Д ВВС Чехии. На вертолете открыты капоты двигателей, редуктора, отсека ВСУ, а также двери грузовой и пилотской кабин
Венгрия
Ми-24 ВВС Венгрии
Ми-24 ВВС Венгрии
Словакия
Словацкий Ми-24В
Югославия
Югославский вертолет Ми-24В
Македония
"Крокодилы" только что перегнанные в Македонию с Украины. На них еще видны украинские опознавательные знаки.
Свежепокрашенный Ми-24В демонстрирует воздушную мощь Македонии.
Македонские вертолетчики отрабатывают слетанность в паре
Кадр видеосъемки, запечатлевший момент атаки македонского Ми-24В на позиции албанских сепаратистов в окрестностях Скопье. Для защиты от ПЗРК вертолет отстреливает тепловые ловушки.
Македонский Ми-24В ведет огонь НАРами С-5
Отремонтированный и перекрашенный на заводе "Авиакон" вертолет Ми-24В
Эвакуация раненого на Ми-24В - один из эпизодов войны 2001г.
Хорватия
Вертолеты Ми-24, равно как и истребители МиГ-21 ВВС Хорватии, поначалу не имели видимых бортовых номеров. Ми-24 были поставлены Хорватии без вооружения и официально считались скоростными санитарными вертолетами. Установка вооружения на "санитарный вертолет" занимала всего несколько часов. В носовой части фюзеляжа этого Ми-24 изображена эмблема эскадрильи боевых вертолетов
Сьерра-Леоне
Заир
Бывший украинский Ми-24 в ВВС Заира, 1997г.
Эфиопия
Эфиопские Ми-24А и Ми-24Д на авиабазе Дебре-Зейт перед самым началом боевых действий. Весна 1998г.
Мали
Французские легионеры на фоне малийского Ми-24. Рядом с вертолетом стоит его летчик, явно не французской наружности. Бамако, январь 2013 г.
Перу
Как можно судить по данному снимку, из всех находящихся в строю "крокодилов", самый устрашающий вид имеют несомненно перуанские. Ми-25 из Grupo Aero 3 ВВС Перу
США
Ми-24 и Ми-8, захваченные американцами в Ираке теперь участвуют в маневрах армии США в качестве "агрессоров".
Имитатор вертолета Ми-24, построенный фирмой "Орландо Геликоптер" на базе вертолета "Сикорский" H-19.
Ливия
Кочевники-бедуины возле ливийского боевого вертолета Ми-25 в пустыне на севере Чада.
Ми-24 ВВС Ливии
Ми-24 ВВС Ливии. Фото сделано в феврале-марте 2011 г. из расположения повстанцев
Сирия
Ми-25 ВВС Сирии, середина 80-х гг.
Сирийский Ми-25, захваченный боевиками на авиабазе Тафтаназ
Ирак
A well-known photograph of the IrAAC Mi-25 thundering low over an Iraqi mechanised formation on the flat plain around Shalamcheh.
Phantom really meets Mi-25: as an IRIAF RF-4E thundered low over the forward Iraqi airfield near Suleimaniyah, in 1982, it took this photograph which shows two parked Iraqi Mi-25s.
Индия
Индийский Ми-25 на площадке базы Вавуния
Афганистан
Афганцы практически не использовали ПТУР и снимали комплекс "Радуга-Ф" со своих Ми-35
Ми-35 афганских ВВС стартует с кабульского аэродрома. Октябрь 1987г.
Кипр
Боевой вертолет Ми-35 из состава ВВС Кипра
Модернизация
Super Hind Mk.III
Super Hind Mk.5
Модернизированный Ми-24 "Sova-Attack"
Президент Азербайджана Э. Алиев (четвертый слева) осматривает модернизированный вертолет Ми-24G