De Havilland Vampire / D.H.100 (Sud-Est SE.530 Mistral (Франция))
Варианты:
De Havilland - Vampire / D.H.100 - 1943 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1943


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (78)
de Havilland DH.100, DH.113 и DH.115 Vampire

  DH.100 Vampire стал первым британским однодвигательным реактивным истребителем. Прототип совершил первый полет в Хэтфилде 20 сентября 1943 года под управлением самого Джеффри де Хэвилленда, всего 16 месяцев спустя с начала рабочего проектирования. В 1946 году самолет приняли на вооружение британских ВВС под обозначением Vampire F.Mk 1, он оснащался ТРД de Havilland Goblin DGn.3 тягой 13,79 кН. Ряд машин раннего варианта использовался для экспериментов и испытаний.
  В ходе дальнейших работ был создан вариант Vampire F.Mk 3, заменивший Vampire F.Mk 1 в британских ВВС. На основе Vampire F.Mk 3 была разработана экспортная серия Vampire - четыре самолета получила Норвегия и 85 - Канада. Австралийская компания "de Havilland Aircraft Pty Ltd." выпустила по лицензии 80 самолетов Vampire FB.Mk 30 с одним двигателем Rolls-Royce Nene австралийской сборки (в самой Великобритании три Vampire F.Mk 1 с двигателями Nene стали прототипами для предлагавшейся модификации Vampire F.Mk 2).
  Версия штурмовика Vampire F.Mk 3 с усиленным крылом уменьшенного размаха пошла в серийное производство под обозначением Vampire FB.Mk 5. Она поставлялась на экспорт в Египет, Финляндию, Францию, Ирак, Ливан, Новую Зеландию, Норвегию, Швецию и Венесуэлу. Несколько Vampire FB.Mk 5 также поставили ВВС Индии и ЮАР. Ряд стран приобрели лицензии на их производство: итальянская "Macchi" построила 80 машин варианта Vampire FB.Mk 52А, Швейцария изготовила 178 самолетов Vampire F.Mk 6, а Франция - 67 машин Vampire FB.Mk 5, которые собирались компанией "SNCASE" из британских комплектующих. Позже "SNCASE" собрала 183 самолета Vampire FB.Mk 5 с двигателями Goblin и 250 самолетов Vampire FB.Mk 53 с двигателями Nene французской сборки под фирменным обозначением Sud-Est SE.535 Mistral. Морской версией Vampire FB.Mk 5 стал Sea Vampire F.Mk 20. 30 таких самолетов поставили авиации британских ВМС. Также изготовили шесть самолетов Sea Vampire F.Mk 21 - конверсия стандартного Vampire F.Mk 3, с усиленной нижней частью фюзеляжа для испытаний с посадкой без колес на экспериментальные "гибкие" палубы.
  Последним одноместным вариантом Vampire, принятым на вооружение британских ВВС, стал Vampire FB.Mk 9 - вариант Vampire FB.Mk 5 с кондиционированием кабины пилота для использования в жарком климате. Vampire FB.Mk 9 поставлялся на Цейлон (ныне Шри-Ланка), в Иорданию и Родезию (Зимбабве). К моменту снятия с производства в декабре 1953 года в Великобритании построили свыше 1900 одноместных Vampire. Последними одноместными самолетами на военной службе стали несколько Vampire FB.Mk 50 в Доминиканской Республике - они служили до начала 1980-х годов, еще около 20 самолетов Vampire FB.Mk 6 имелись в Швейцарии и, возможно, несколько машин Vampire FB.Mk 9 в Зимбабве.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  de Havilland DH.100 Vampire (Vampire FB.Mk 6)

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один ТРД de Havilland Goblin DGn.3 тягой 14,90 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 9145 м - 882 км/ч; начальная скороподъемность 1463 м/мин; практический потолок 13 045 м; радиус действия 1963 км
  Масса: пустого 3304 хг; максимальная взлетная 5620 кг
  Размеры: размах крыла 11,58 м; длина 9,37 м; высота 2,69 м; площадь крыла 24,34 м2
  Вооружение: четыре неподвижные стреляющие вперед 20-мм пушки Hispano под носовой частью, плюс до 907 кг полезной нагрузки на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно две 454-кг бомбы, либо восемь 27-кг НАР или два сбрасываемых бака
UK
20 сентября 1943г. Дебютировал первый прототип одноместного турбореактивного истребителя de Havilland Vampire (LZ548).
Изначально на первом прототипе Vampire стояли большие кили треугольной в плане формы, затем их заменили более угловатыми - на снимке прототип после доработки.
Британский реактивный истребитель "Вампир"
Pastoral view of LZ548, one of two DH.100 prototypes.
Всего через 16 месяцев после начала проектирования истребителя Vampire де Хэвилленд-младший выполнил первый полет на его прототипе LZ548/G. Обратите внимание на исходное остроконечное вертикальное оперение прототипа.
The de Havilland Vampire prototype LZ551/G flying in the vicinity of HMS Ocean, on which the author made the first landings (and take-offs) by a British jet aircraft on 3 December 1945.
"Вампир" перед первой в истории посадкой реактивного истребителя на авианосец, декабрь 1945г.
The second DH.100 prototype, LZ551, flying past HMS 'Indomitable'. LZ551 made the first jet deck-landing on this carrier on December 3, 1945, and is now on show at the Fleet Air Arm Museum, Yeovilton.
The Vampire touches down, slightly port wing low, on HMS Ocean. To improve deck clearance, after an incident during the fourth landing, the flaps were modified while the aircraft was still aboard Ocean, reducing their area by about 4 sq ft (0,37 m2).
Специально доработанный для испытаний на авианосце прототип Vampire Mk I (LZ551) стал первым в мире реактивным самолетом, выполнившим посадку на авианосец.
View of the initial series of trials on HMS Ocean with the Vampire prototype. Note the fully extended airbrakes on the wing trailing edge outboard of the booms, as well as the conventional split flap across the underside of the aircraft.
Eric Brown made the first deck landing of a jet aircraft when he landed the second prototype D.H. Vampire, LZ551, on HMS Ocean on December 3, 1945.
View of the initial series of trials on HMS Ocean with the Vampire prototype. The illustration shows the Vampire at take-off, already well airborne as it passes the island superstructure.
3 декабря 1945 года de Havilland Vampire стал первым реактивным самолетом, совершившим посадку на британский авианосец "Оушн".
Браун стал первым пилотом, посадившим реактивный самолет (второй прототип Vampire) на палубу. Это произошло 3 декабря 1945 года на авианосце "Оушен". После этих испытаний Браун стал кавалером ордена Британской империи.
Eric Brown is seen standing with LZ551 aboard HMS Ocean on December 3, 1945.
Реактивные истребители для авианосцев. Ноябрь - декабрь 1945г.: 3 декабря третий прототип истребителя de Havilland Vampire Mk I (LZ551, фото), доработанный для испытаний на британском авианосце "Оушен", стал первым чисто реактивным самолетом, выполнившим посадку на палубу корабля.
The D.H. Sea Vampire Single-seat Fighter (D.H. Goblin turbo-jet unit).
A prototype Vampire operating from HMS Ocean (3 December 1945).
The first of 18 Sea Vampire F Mk 20s (VV136) that were built to allow the Royal Navy to gain experience with jet aircraft aboard aircraft carriers.
A close up of the A-frame arrester hook on the Vampire.
Sea Vampire F.Mk 20 на палубе авианосца "Имплекэйбл", снимок сделан во время учений.
Варианты Vampire с ТРД Nene эксплуатировались в Австралии и Франции. Впервые ТРД Nene установили на прототип Vampire Mk II (TG276), самолет отличался внешне двумя воздухозаборниками на верхней поверхности фюзеляжа-гондолы.
De Havilland 100 Vampire
23 марта 1948г.: на доработанном третьем серийном самолете Vampire (TG278) с крылом увеличенного размаха и новой кабиной Джон Каннигхэм установил новый мировой рекорд высоты - 18119 м.
The holders of two world records flying in formation. Nearer the camera is D.H.108 VW120, in which Derry broke the 100km closed circuit record. Behind is Vampire TG278 in which John Cunningham reached 59,492ft and thus regained the altitude record for Britain on March 23, 1948.
В мае 1947 года один Vampire F.Mk 1, TG278, был модифицирован для полетов на больших высотах и изучения вопросов разработки герметизированных кабин. На самолет установили двигатель de Havilland Ghost, кабину герметизировали, на каждой законцовке крыла появились вставки по 1,22 м, а для экономии массы с машины смыли окраску. 23 марта 1948 года Джон Каннингхэм установил на машине новый мировой рекорд высоты - 18120 м.
1948 год - 18119 м. Ас британских ВВС времен Второй мировой войны, а после нее летчик-испытатель компании "de Havilland", Джон Каннингхэм 23 марта 1948 года на Vampire Mk 1 с крылом увеличенного размаха установил первый в истории рекорд высоты на реактивном самолете.
de Havilland Vampire F.1
The D.H. Vampire Single-seat Jet-propelled Fighter (D.H. Goblin turbo-jet engine).
The D.H. Vampire Single-seat Jet-propelled Fighter (D.H. Goblin turbo-jet engine).
Первой в британских ВВС состояния боеготовности на Vampire достигла 247-я эскадрилья. Публичный дебют самолета состоялся на параде по случаю Победы 8 июня 1946 года в Лондоне.
The RAF's first jet fighters were the Gloster Meteor and the de Havilland Vampire. Illustrated are Vampire F Mk Is of the first Vampire unit, No 247 Squadron, also in 1946.
На снимке - самолет Vampire FB.Mk 5. Схема с двумя хвостовыми балками помогает свести к минимуму потери тяги, используя максимально короткое реактивное сопло.
Vampire F.B.Mk 5 VV217 later used for trial installation of Sea Vixen nose wheel steering.
John Derry low and fast in the Vampire 5.
A study in light and shade as Charles E. Brown catches the Vampire wing in this striking up-sun shot.
Air drill in Vampire 3s, June 1950.
No. 603 (City of Edinburgh) Squadron, Royal Auxiliary Air Force, Vampires F.B.Mk 5s WA432 "D", WA434 "E", VZ848 "S" and VZ864 "G" in formation, April 1954. Squadron markings consisted of a light blue/roundel red chequerboard pattern, flanked top and bottom by horizontal bars of dark navy blue. Camouflage had just begun to be applied, WA434 being in non-standard scheme
Vampire F.B.Mk 5s armed with 3-inch rockets.
Five 54 Sqn Vampires soar vertically above Farnborough on July 7, 1950.
The complete detachment passes over RAF Oakington dur­ing practice.
NEWLY-APPOINTED TAH Editorial Board member Gregory Alegi recently found this photograph while looking for something else. We are sure we’ve seen it before, but cannot recall the occasion or the story behind it. Can anyone from the readership provide chapter and verse? If so, please contact the Editor or the Managing Editor.
Air and ground crews of No 501 (County of Gloucester) Sqn with their DH Vampire F.1s at Filton in January 1950.
No. 603 Squadron's pilots and groundcrew at Turnhouse in 1954. The Vampire FB.5 at the far end, just before the two Meteors, is WG833 OS", personal mount of the then Leader of the Scottish Auxiliary Wing, W/Cdr. W. G. G. Duncan Smith
The complete 25 Group contingent lined up on Runway 05 at RAF Oakington. Only 600yd of the original 2,000yd runway remains today to meet the needs of the resident Army helicopters.
This was the scene at RAF Odiham on the afternoon of Tuesday, July 14, 1953, the day before the Review, as seen from Flight’s Miles Gemini G-AFLT. A full dress rehearsal was held the previous Friday!
Vampire FB.5 WA453 of No. 602 (City of Glasgow) Squadron at Renfrew
Самолеты Vampire FB.Mk 9 были выделены из состава 8-й эскадрильи в апреле 1954 года, обычно они базировались в Хормаксаре (район Адена, Йемен), но совершали вылеты с аэродрома в Истли. Самолеты привлекались к операции "Anvil".
Линия развития одноместных Vampire для британских ВВС завершилась созданием истребителя-бомбардировщика FB.Mk 9, оптимизированного для эксплуатации в тропиках.
Jordan
One of the ten Vampire 9s presented by Britain to the Royal Jordanian Air Force.
Canada
F-51D MUSTANG AND VAMPIRE F. Mk. 1 fighters of the R.C.A.F. were declared obsolete last November and eighty-eight Mustangs and twenty-nine Vampires are now for-sale. CB-569 is serial 9569 and GO-021, 17021.
Adapting military aircraft for civilian use is not unusual, but to use a D.H. Vampire as a runabout is the last word. This Vampire is one of twenty-six purchased from the R.C.A.F.
N6883D входил в число 150 самолетов Vampire F.Mk 3, построенных "de Havilland Canada" в Даунсвью. В 1958 году самолет списали и в числе 26 машин продали "Formetal Division" компании "Fliteways Inc." в Висконсине, США, для возможного использования в качестве корпоративного самолета и частного такси. Идея оказалась провальной, и N6883D продали пилоту Полу Манцу, работавшему на Голливуд. Самолет был окрашен по приведенной схеме.
Sweden
D.H. Vampire Single-seat Jet-propelled Fighters ready for delivery to the Swedish Air Force.
Switzerland
Vampire Mk 1 J-1003 pictured in between test flights in 1949 at Sion.
ВВС Швейцарии: F.Mk 1 (3), FB.Mk 6 (181), NF.Mk 10(1), T.Mk 11 (3), T.Mk 55 (46).
Swiss Air Force de Havilland Vampire trainer.
Swiss D.H. Vampire FB Mk 6 J-1008 pictured as it landed at Hatfield after flying from Dubendorf on August 20,1974. Now exhibited at the Mosquito Aircraft Museum at nearby Salisbury Hall, the Vampire was a gift from the Swiss Air Force.
Egypt
Along with the Meteor, the de Havilland Vampire formed the backbone of the EAF’s early jet fighter force, 21 British-built examples being supplemented by nearly 60 Italian-built FB.52s. Here a pair of EAF Vampires is seen in Turkey during their ferry flights in 1951.
ВВС Египта: FB.Mk 5 (1), FB.Mk 52 (50), T.Mk 55 (12), плюс переданные Италией (47).
Congo
Аэрофотоснимок с ооновского разведчика J-29, на котором виден кое-как замаскированный ветками истребитель "Вампир" ВВС Катанги.

France
The fourth pre-series Mistral
«Мистраль» ВВС Франции, середина 1950-х гг.
Пара "Мистралей" выполняет патрульный полет
The SNCASE SE 535 Mistral c/n 130 in the markings of Escadre de Chasse 1/8 Maghreb, with which it served at Rabat, Morocco, from May 1955 to June 1958.
Mistral c/n 115 with EC.1/6 Oranie, serving at Oran, Algeria, in 1953.
Раненому сержанту П.Фурье помогают покинуть кабину "Мистраля"
Second prototype S.E. Mistral Mk.53 with experimental skids and oversize nosewheel - all non-retractable.
Французская фирма SNCASE выпустила 250 самолетов SE 535 Mistral для ВВС Франции. Mistral разработан на основе FB.Mk 53 и оснащен ТРД Rolls-Royce Nene французской сборки.
ВВС Франции: F.Mk 1 (30), FB.Mk 5 (296), SNCASE SE.532/535 Mistral (251).
A close-up view of the Vampire’s port undercarriage leg, which incorporates a short, broad ski and a pair of castors. If any readers have any further information on this experiment, do let us know!
The unusual ski undercarriage fitted to a French de Havilland Vampire. When and where was it fitted - and why?
FURTHER DETAILS OF the ski-equipped French Vampire have come from Jean-Christophe Altherr in France, who writes: “The history you seek is to be found on pages 145-146 of the Numero special Trait d’Union 1980: D.H.100 Vampire et SE.535 Mistral en France. The undercarriage was designed and built by the DOP company to enable the Mistral to take off and land on unprepared strips. The ski itself, shown RIGHT, was mounted on Mistral prototype No 02; it was ground-tested in December 1954 and flight-tested the following January. While the test results were satisfactory on a grass field, the ski appeared to be unsuitable for a hard surface - impeding, for example, movement of the aircraft inside a hangar. DOP then designed a special trolley equipped with two small wheels, seen LEFT. After the Mistral had landed using the skis, the trolleys were simply put in front of the aircraft (after it had been chocked), and the pilot gently moved forward to place the skis on the trolleys. All in all, however, the system was considered too complex for operations. During the first quarter of 1956 another Mistral, No 61, was equipped with the skis and tested by the Centre d’Experiences Aeriennes Militaires between March 1956 and February 1957. The absence of any markings in your picture suggests it shows the Mistral prototype. ”
New Zealand
ВВС Новой Зеландии: FB.Mk 5 (29), T.Mk 11 (5), FB.Mk 52 (18), T.Mk 55 (6) - самолеты состояли на вооружении в 1950-1972 годах.
Italy
Another Vampire in overseas colours, this time a Fiat-built de Havilland D.H.100 Vampire F.B. Mk. 52 of the Italian Air Force. The squadron badge on the fin is a prancing black horse.
India
Один из Vampire FB52 ВВС Индии
DH 100 Vampire in Cavallino Rampante aerobatics Team colours
Лицензионная сборка "Вампиров" в Индии
Australia
An interesting photograph of the Nene-Vampire A78-2 when in use at the RAAF base at Rathmines as an instructional airframe. Also visible in this photograph are a Wirraway, Mustang, Auster III and Tiger Moth.
Dominicana
Доминиканские «Вампиры» FB.52 на стоянке. Конец 1950-х - начало 1960-х гг.
Rhodesia
По-видимому, это единственный сохранившийся в летном состоянии на момент конца Родезии «Вампир» FB.9 из 2-й АЭ ВВС Родезии-Зимбабве с опознавательными знаками, принятыми в 1979 г. Фото 1979-1980 гг.
Royal Rhodesian Air Force pilots gather around the wing of a de Havilland Vampire FB.9 before a sortie. The Vampire entered service in Rhodesia in 1953. Note the three assegais in the standard RAF roundel, representing Southern Rhodesia, Northern Rhodesia and Nyasaland, at that time confederated states.
 
Do old aeroplanes, like old soldiers, never die? This Vampire, service career abruptly ended, is now used to advertise a popular soft drink.