Curtiss-Wright C-46 / CW-20 Commando
Страна: США
Год: 1940


Транспортный самолет
Описание:
C-46 / CW-20 Commando
Curtiss-Wright CW-20 (C-46 Commando)
Фотографии:

Ч/б фото (87)

C-46 / CW-20 Commando

Военно-транспортный самолет. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Военный вариант пассажирского самолета CW-20 (36 мест), созданного в КБ филиала "Кэртис-Райт корпорейшн" в Сент-Луисе. CW-20A впервые взлетел 26 марта 1940 г., затем был переделан в опытный транспортный самолет XC-55 и далее проходил испытания как военный. Серийное производство усовершенствованных C-46 (CW-20T) начали в мае 1942 г. Самолет строился на заводах "Кэртис-Райт" в Буффало, Сент-Луисе и Луисвилле и "Хиггинс эйркрафт" в Нью-Орлеане. Всего выпущено 3183 экз.
Экипаж - 4 чел. и 33 - 50 пассажиров или 4550 - 7260 кг груза. Моторы R-2800. Вооружения нет.
В период Второй мировой войны C-46 состоял на вооружении только в США, с июля 1942 г.
Серийно выпускались следующие модификации:
   - C-46 с моторами R-2800-43, пассажирский самолет на 33 места;
   - C-46A с моторами R-2800-51, грузовой дверью, усиленным полом, упрощенным интерьером салона на 50 мест;
   - C-46D с грузовыми дверями с обеих сторон;
   - C-46F, вариант предыдущей модификации с моторами R-2800-75;
   - C-46E с новой носовой частью и одной грузовой дверью;
   - R5C-1, аналог C-46A для авиации флота США, отличавшийся по оборудованию.
Большая часть C-46 использовалась на Тихоокеанском театре военных действий, в основном на трассе, связывавшей Индию и Китай через Гималаи. После захвата японцами всего побережья Китая, Индокитая и Бирмы это был единственный путь снабжения войск Чан Кайши. Эти самолеты участвовали в обеспечении наступления англо-американских войск в Бирме в 1945 г. C-46 также применялись и в десантных операциях. С них выбрасывались парашютисты и они буксировали грузовые планеры, например, при высадке на о. Минданао. Некоторое количество C-46 эксплуатировалось на территории самих США и в Европе.
Советский Союз получил в 1944 г. по ленд-лизу один самолет, который несколько лет использовался как вспомогательный в НИИ ВВС.
Производство C-46 прекратили в 1945 г. ВВС США сняли их с вооружения в 1953 г., в резерве они сохранялись до 1960 г. В послевоенный период эти машины эксплуатировались на Тайване, в Египте и ряде стран Латинской Америки. ВВС Израиля применяли C-46 для высадки парашютных десантов на Синае в 1956 г. В 1958-1961 гг. их использовали для снабжения мятежников на островах Суматра и Целебес в Индонезии.


C-46A||
Размах:||32,96 м
Длина:||23,35 м
Моторы, количество х мощность:||2x2000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||25500 кг
Максимальная скорость:||440 км/ч
Практический потолок:||8400 м
Дальность:||1820 км

Curtiss-Wright CW-20 (C-46 Commando)

26 марта 1940 года компания "Curtiss-Wright" подняла в воздух прототип 36-местного пассажирского самолета, которому в компании присвоили обозначение CW-20. Самолет, отличавшийся достаточно вместительным фюзеляжем, вызвал интерес у командования Армии США, заказавшего машину в варианте для перевозки грузов, личного состава, а также для эвакуации раненых. Военная модификация получила обозначение C-46 Commando и оснащалась двигателями Pratt & Whitney R-2800-43 мощностью 2000 л.с. (1491 кВт). В июле 1942 года первые CW-20B стали поступать в эксплуатацию, став в ВВС Армии США самым крупным и тяжелым двухмоторным самолетом. Самолет получил настолько лестные отзывы, что было построено в общей сложности более 3000 машин.
   За исключением силовой установки и остекления кабины, первые серийные C-46 были в целом идентичны прототипу CW-20. Последовавший вариант C-46A уже имел большую грузовую дверь по левому борту в задней части фюзеляжа, усиленный пол грузовой кабины и складные сиденья на 40 человек. Вместо двигателей R-2800-43 на новой модификации установили Pratt & Whitney R-2800-51 той же мощности, но с лучшими высотными характеристиками. Последнее было особенно важным, учитывая, что самолетам после потери маршрута под названием "Бирманская дорога" пришлось выполнять много рейсов по доставке грузов из Индии в Китай через Гималаи - здесь C-46A показали себя лучше, чем C-47.
   На Тихоокеанском ТВД самолеты Commando сыграли важную роль, что в конечном итоге привело к поражению Японии. Там активно эксплуатировались и 160 самолетов R5C-1 Корпуса морской пехоты США, в целом схожие с C-46A ВВС Армии США. Среди более поздних вариантов, поставлявшихся ВВС Армии США, были следующие: C-46D (CW-20B-2) - для перевозки личного состава, с дополнительной дверью на правом борту (построено 1610 самолетов); C-46E (CW-20B-3) - многоцелевой вариант с расположением дверей, аналогичным модификации C-46A и ступенчатым лобовым стеклом пилотской кабины, как у самолета XC-46B (17 машин); C-46F (CW-20B-4) - грузовая модель с люками на обоих бортах фюзеляжа и прямоугольными законцовками крыла, а также единственный экземпляр C-46G (CW-20B-5), сочетавший ступенчатое лобовое стекло пилотской кабины и прямоугольные законцовки крыла. Самолеты Commando оставались на вооружении ВВС США и КМП США и после окончания Второй мировой войны. ВВС США привлекали их к решению различных задач в ходе войны в Корее, а также на раннем этапе войны во Вьетнаме. Несколько самолетов до сих пор эксплуатируются небольшими компаниями в Центральной и Южной Америке.


Варианты

   CW-20T: первый прототип со стабилизатором, имеющим вертикальные концевые шайбы и поперечное V; оснащался звездообразными двигателями Wright R-2600 Twin Cyclone мощностью 1700 л.с. (1268 кВт)
   CW-20A: модификация первого прототипа - с прямым стабилизатором, однокилевым вертикальным оперением и незначительными улучшениями; самолет прошел оценку в Армии США под обозначением C-55, а затем был возращен "Curtiss-Wright" и потом продан авиакомпании BOAC
   CW-20B-1: единственная переделка самолета C-46A для оценки ступенчатого лобового стекла пилотской кабины; имел звездообразные двигатели H-2800-34W мощностью 2100 л.с. (1567 кВт) и служебное обозначение XC-46B
   CW-20E: проект для варианта AC-46K со звездообразными двигателями Wright R-3350-BD мощностью 2500 л.с. (1865 кВт)
   CW-20G: обозначение единственного самолета C-46G после переделки его для испытаний турбовинтового двигателя General Electric TG-100, который устанавливался в правую гондолу (в левой оставался оригинальный двигатель R-2800-34W); первоначальное обозначение XC-46C было заменено на XC-113
   CW-20H: три самолета со звездообразными двигателями Wright R-3350, поставленные в 1945 году, служебное обозначение XC-46L


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss C-46A Commando

   Тип: транспортный самолет
   Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney R-2800-51 мощностью 2000 л.с. (1492 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 435 км/ч; крейсерская скорость 278 км/ч; практический потолок 7470 м; дальность на крейсерской скорости 5069 км
   Масса: пустого 13 608 кг; максимальная взлетная 20412 кг
   Размеры: размах крыла 32,91 м; длина 23,26 м; высота 6,62 м, площадь крыла 126,34 мг
Первый CW-20, поднявшийся в небо 26 марта 1940 года, первоначально имел двухкилевое оперение (на фото). К 1941 году на нем установили однокилевое оперение, изменив обозначение на C-55.
Первый CW-20, поднявшийся в небо 26 марта 1940 года, первоначально имел двухкилевое оперение. К 1941 году на нем установили однокилевое оперение (на фото), изменив обозначение на C-55.
Поскольку Британия испытывала нехватку дальних транспортных самолетов, прототип Curtiss CW-20, получивший военное обозначение C-55, был куплен компанией BOAC и использовался для военных перевозок.
После использования в качестве прототипа этот CW-20 (код NX-19436) был возвращен на завод фирмы "Curtiss" для переделки в вариант C-55 (Model CW-20A) - с заменой двухкилевого оперения на один киль с рулем направления. После недолгой службы в Армии США его продали компании "British Overseas Airways Corporation" (BOAC). Самолет назвали "Сент-Луис" в честь города, где его построили.
The Curtiss Wright CW-20 St Louis, used briefly on the service. Originally flown by the USAAF, it was converted to a 24-seater with long range tanks after purchase by BOAC.
A sole example of the Curtiss-Wright CW20 was purchased for use by B.O.A.C. and used on regular service for a time.
Curtiss-Wright CW-20 G-AGDI St Louis.
C-46A на испытаниях в НИИ ВВС, 1945 г.
The Curtiss C-46 Commando Military Transport (two Pratt & Whitney R-2800-51 engines).
В Корпусе морской пехоты США служили R5C-1, эквивалентные C-46A. Построено 160 R5C-1, которые эксплуатировались и после войны в течение нескольких лет. Десять самолетов поступили в Береговую охрану.
C-46 ВВС армии США
Curtiss C-46 Commando.
Commando обеспечивали снабжение американских войск на островах Тихого океана. Два самолета сфотографированы в июне 1944 года на Сайпане, вскоре этот аэродром станет важнейшей базой для B-29.
A motley collection of USAAC aircraft at the Cold Weather Test Detachment (CWTD) at Ladd Field. Among the types are a Curtiss P-40 and a pair of North American P-51 Mustangs (foreground), a North American AT-6 and Noorduyn Norseman (centre right), a Republic P-47 undergoing maintenance in a shelter, two Curtiss C-46 Commandos, a Consolidated B-24 and Boeing B-17.
Чаще всего C-46 ассоциируется с воздушным мостом из Индии в Китай, но самолеты данного типа применялись и на Европейском ТВД. Этот C-46A (42-60956) сфотографирован в Италии.
Погрузка YR-4B на борт самолета C-46
Техники проворачивают перед запуском винт левого мотора "Polly the Queen" перед очередным вылетом из Чени, Китай. В Юго-Восточной Азии C-46 стал символом "воздушного моста" в Китай через Гималаи.
Close-up view of the C-46’s alluring namesake, the China Doll. This nose art was the final creation of Tony Starcer, the originator of the nose art on the famed B-17 Memphis Belle.
Кэртисс C-46 "Командо"
Управляемость CW-20 улучшилась после замены двухкилевого оперения однокилевым. Два киля поначалу стояли на прототипе CW-20.
A Curtiss C-46E Commando with the stepped windscreen and revised side windows to be introduced in the post-war CW-20E.
The Curtiss C-46 Commando Military Transport (two Pratt & Whitney R-2800-51 engines).
Curtiss C-46D Commandos are seen over eastern England on April 13,1945.
Десантирование бойцов 187-й полковой боевой группы Армии США самолетами C-46 из 437-го транспортного авиакрыла ВВС США на учениях в Корее. Партнером C-46 при десантировании часто выступал Fairchild C-119.
China Doll on finals to Camarillo Airport, home base of the CAF’s Southern California Wing.
The continued widespread use of the Curtiss C-46 Commando is exemplified by these photos taken by Major Robert C. Mikesh, U.S.A.F. TOP: C-46D 44-77766 "The Gray Ghost" of the 1st Air Commando Wing; BOTTOM: Nationalist Chinese C-46 B-858 of "Air America", a U.S.A.F. contract air carrier in the Far East;
Its definitive paint scheme not yet complete, the rather sinister-looking China Doll looked like an Air America Commando during this June 1985 airshow visit to Brown Field, near San Diego.
Typical of the many C-46s used by CAT for sensitive operations such as Indonesia, B-857 carried a minimum of markings
Curtiss C-46D N1383N (c/n 33641, built in 1945 as 44-78245) was acquired by Air America in 1963 and is seen here at Wattay, Vientiane, in 1966. This aircraft had been damaged in January 1965 when a nearby T-28 exploded, and in March 1970 one of its “kickers” fell out of the cargo door in flight - and survived.
CAL C-46 ‘EM-2’ on contract with SOG photographed at Saigon two months before it crashed in June 1972.
Curtiss C-46 XW-PBW, bare metal apart from Lao Erawan insignia on the fuselage and upper port wing surface and Lao flag on the tail, prepares to take off on a sortie from Vientiane in June 1966. Note the Sikorsky UH-34D of the International Control Commission, used to fly officials around Laos and Vietnam, parked opposite.
Bearing white-backed fuselage markings reminiscent of the 1920s, this Venezuelan-registered Curtiss C-46A Commando is seen here at Miami International Airport after a ferrying flight half-way across the world. What makes these flights significant is that after the minimum required overhaul these C-46s take the air with the minimum crew - often a sole pilot/navigator/engineer for hops of up to 2,500 miles non-stop. Extra fuel tanks are placed in the fuselage and the pilot has to trim the C-46 and hand-pump fuel to the main wing tanks. As the trim alters so the pilot has to judge how soon he should be back at the controls. The route is often from Karachi over the Indian Ocean to East Africa and thence across the continent and over the South Atlantic.
Enthused by Ma Jianming's article on China’s PLAAF Museum in February 1991’s Aeroplane, Australian reader John Sheraton visited it recently and found no fewer than three PLAAF-marked Curtiss C-46 Commandos on static display - not the sort of thing you see every day.
C-46 "Коммандо" - один из первых самолетов военно-транспортной авиации Израиля.
IDF/AF Curtiss C-46s 1701 and 1702 at Niksic, Yugoslavia during Operation Velveta 2 in December 1948.
The author flew many hours in IAF Curtiss C-46 Commandos. Eight were used for flying arms and dismantled aircaft into Israel from Czechoslovakia, in addition to shepherding Spitfires during delivery flights to Israel.
C-46 Commando ВВС Израиля. Лето 1946г.
C46 over Haifa in 1948
Gordon Levett on the right pictured at Aquir (now Ekron) with a group of fellow fliers
Vautour IIA s/n 25 at Bedek, the forerunner of IAI. Note the C-46D Commando and the PBY Catalina in the background. This Vautour was lost in an aerial collision in July 1959 - Captain Gershon Hitzki was killed.
На борту C-46 доставлен джип для израильской бригады "Негев"
C-46 1002 of the REAF delivering fresh food, including live chickens, to the Tactical Air Force's main forward airfield at al-Arish late in 1948.
The Egyptians restored several C-46s to flying condition using scrap abandoned by the Allies in Egypt. They entered REAF service in the late summer or autumn of 1948.
Another view of an REAF C-46.
REAF C-46 with a straight line separating its upper and lower surface colours. The men in the foreground are believed to have been Egyptian Army officers returning from a meeting with the UN Armistice Commission.
A gathering around the mainwheel of an REAF C-46.
Mounted on a TR-50 rack - designed and built in Argentina - 5in T-10 rockets came into use in early 1960. Note the Peruvan Air Force C-46 in the background.
Всего было построено 17 C-46E с характерным остеклением пилотской кабины, не вписанным в обводы фюзеляжа. Часть таких самолетов позже передали китайцам.
8 марта 1948 г. гоминдановский "транспортник" C-46 нарушил воздушное пространство над Порт-Артуром
C-46 "Командо" гоминдановской военно-транспортной эскадрильи. Тайвань, 1949г.
The RoCAF also used C-46s to supply the rebels in Indonesia. This particular aircraft was snapped at Clark Air Base in the spring of 1957, though.
In October 1949 a Chinese Nationalist military Curtiss C-46 Commando packed with refugees from Canton - believed to be government officials and families - slipped over the Colony's border and dropped into Kai Tak to refuel, causing much consternation. It left a few hours later for Hainan. The fin emblem was interesting - a yellow camel on a red disc outlined in white and with a small white cloud. The Camel carried two white pannier bags between its humps. Overall colour of the C-46 was drab green with grey undersides, white lettering and two red bands across the fin and rudder. During its short stay the passengers were not permitted to leave the vicinity of the aircraft.
A CAT C-46 landing at Kai Tak in October 1949 - one of the last communications flights from Canton before all China flights were suspended. The aircraft carries the fin emblem and the Nationalist flag.
C-46D (44-77674) сфотографирован на авиабазе Осанн в июне 1974 года, самолет в это время все еще оставался на вооружении ВВС Южной Кореи. В конце 1999 года один C-46 предположительно летал на Гаити.
The continued widespread use of the Curtiss C-46 Commando is exemplified by these photos taken by Major Robert C. Mikesh, U.S.A.F. TOP: a C-46 of the Republic of Korea Air Force. BOTTOM: A Riddle "Logair" C-46, N74179, which also does U.S.A.F. contract work
Armstrong Whitworth publicity photo of Riddle's first Argosy, N6501R. In the foreground is an example of the aircraft the Argosy replaced in their fleet, the venerable Curtiss C-46 Commando.
Линейка основных самолетов, которые поставлялись VNAF. Слева направо: L-19 (Helio Courier ???), T-28, B-26B, C-47, C-46 и C-123. Авиабаза Тан Шон Нят, начало 1960-х гг.
LAST BUDD CONESTOGA. Pictured leaving Miami International Airport recently, bound for Bogota, Colombia, is the last airworthy example of the stainless steel Budd Model RB-1 ex-U.S.N. JRB-3 Conestoga. Formerly used for cargo duties by "Q" Airways (Aerovias "Q" S.A.) of Cuba. CU-C-497 has now become HK-344X - "X" indicates Restricted Category. New owners are AEREO-LLANO of Colombia. Power is two 1,200-h.p. P. & W. R-1830-92s (as C-47 Dakota). Compare with C-123B-FA Provider configuration above. In background are C-46 Commandos of Riddle Airlines and Meteor Air Transport.
BROKEN-NOSE COMMANDO. A comparative rarity is the Curtiss C-46E-1-CS, the Curtiss-Wright St. Louis-built Commando with stepped-nose like the C-46D. Only seventeen were constructed: this Mexican-registered C-46E (XA-MEM) was the second built and is ex-N9665; AF:43-47404A.
Ready for an American or overseas buyer, N 1381 N is the smartly-painted, remodelled CW-20T with the new gill-position R-2800-Cs and the multi-colour paint finish.
(Left) The "old" ventral cooling gills of the R-2800-51 as on the C-46F and (right) the "new" dorsal gills and additional "eye" intakes, one each side of the larger Convair-type oil cooler intake. The upper intake (carburettor) is also larger for the R-2800-C engine
American Air Export & Import Co received a temporary CAB certificate to operate scheduled cargo services as Aaxico Airlines in 1957, the irregular carrier thus joining the ranks of the USA’s certificated airlines. Note the “Route 121 Airfreight Mail Express” on the fin of this C-46, denoting the airline’s eligibility to carry mail.
Coach class - cheap, but how safe was it? Curtiss C-46D N95445, ex-USAAF 44-78081, flew with non-scheduled carrier Aero Coach, established in 1950 as a division of the Aero Finance Corporation. It later served in Latin America, finally flying into a mountain near Rioja in Peru, on February 23, 1966.
На снимке изображен C-46 - один из двух самолетов, эксплуатировавшихся компанией "Bahamasair" с середины до конца 1970-х годов. Самолет работал как на регулярных, так и чартерных грузовых и пассажирских линиях, в основном базируясь в Майями.
Bellomy-Lawson's sole remaining Curtiss C-46 freighter was soon to be put back into service at the time of our correspondent's visit to Miami.
Rare registration C-46F with a hatchway on the starboard rear fuselage and the old ventral gills, HI-14 is one of four C-46s belonging to Compania Dominicana de Aviacion C. por A.
"Compania Dominicana Aviacion" была образована в мае 1944 года, 40% ее акций принадлежали авиакомпании "Pan Am". В конце 1940-х годов "Dominicana" эксплуатировала восемь самолетов C-46 на внутренних грузовых и пассажирских линиях. Самой интенсивной работа C-46 была в 1948-1951 годах, когда в Сан-Хуан были доставлены 8 164 800 кг охлажденной говядины. В это время каждый самолет выполнял в среднем по 70 полетов в месяц.
В 1957-1958 годах компания "Delta Air Lines" ввела в эксплуатацию пять C-46R (CW-20I) для грузовых рейсов из Атланты, штат Джорджия. Буква "R" обозначала переделку бывших военных машин фирмой "Riddle". Самолеты исправно работали до их замены в 1966 году. Позднее эта машина использовалась компанией "Congofrigo" для доставки грузов населению труднодоступных районов.
One of EL AL's Curtiss Commandos, 4X-ALC. Note that the registration runs down the fin - a practice adopted almost exclusively by U.S. aircraft hitherto.
Израильская стюардесса на фоне C-46 авиакомпании «El Al». Середина 1950-х гг.
Создателями компании "Flying Tiger Line" были бывшие военные пилоты ВВС США, имевшие большой опыт полетов на C-46 над Гималаями.В 1950 году компания взяла в аренду у ВВС США 25 самолетов C-46, использовавшихся для доставки персонала и оборудования в Корею во время корейской войны.
Along with MEA, Air Liban and Trans Mediterranean Airlines, Lebanon’s fourth carrier, Lebanese International Airways, also operated out of Beirut with Curtiss C-46s in a passenger/freight configuration. This example, OD-ACK (originally 42-96587 in USAF service) crashed into the sea on take-off from Beirut on March 10, 1957.
This fine view of HK-390, the first of three Lloyd Aereo Colombiana Palas-assisted C-46F Commandos, shows the starboard three-blader feathered and the diminutive size of the pod-mounted Palas turbojets. The radial R-2800-51s have the old-style ventral cooling gills just forward of the step-up to the main undercarriage doors.
The future China Doll as she appeared in the early Fifties, when operated by Meteor Air Transport.
Another view of N53594 when operated by Meteor Air Transport. The company owned the aircraft until August 1960, when it was sold to Riddle Airlines of Miami, Florida.
Peninsular Air Transport C-46 N4761C (c/n 30465) had already seen an active life by the time it joined the airline in the early 1950s, having served with the military until 1948, operated in South America and suffered at least two forced landings.
One of several irregular carriers which existed specifically for the purpose of transporting gamblers to casinos was Phenix Airlines, about which little is known, but which may have served Phenix City, Alabama, a 1950s nightlife hotspot. Note how the playing cards on the fin of this leased Curtiss C-46 match the N95445 registration.
Slick Airways C-46 N67970 (c/n 22587) at San Francisco. Founded by Earl J. Slick in 1946, the company concentrated on cargo charters, but suffered from a poor initial safety record, which included five C-46 crashes between 1947 and 1949.
Sourdough Air Transport Curtiss C-46F (c/n 441) N95451 at Oakland in the 1950s. The term “sourdough” referred to prospectors who made their way to Alaska and the Yukon seeking their fortune, the appropriately-named airline operating primarily between its base in Seattle and airfields in Alaska.
Commando N4894V, temporarily based at Blackbushe, was at one time operated by the Airborne Division of Luce's Terra Brand Foods, San Francisco. and before that was XT-120, one of the legendary Chinese Republican transports.
A Curtiss C-46 Commando in the markings of Transair-Sweden, photographed at Dublin Airport.
Curtiss C-46R N10435 of Trans Atlantic Airlines, a new operator using Gatwick and other major British airports
Еще одна "временная" стоянка самолетов. Среди редких машин можно выделить китайский самолет ДРЛО на базе Ту-4, еще один Ту-4 - для запуска беспилотных мишеней, советскую лодку Бе-6, американский транспортный C-46 "Командо"
Bedek began to refurbish surplus IDF/AF aircraft for re-export to the North American market. A C-46 Commando being transferred to the Bedek facility in 1955.
Commando строили на четырех заводах: "Curtiss" в штате Нью-Йорк в Баффало (на снимке), в Сент-Луисе, штат Миссури, и в Луисвилле, штат Кентукки, а также в Новом Орлеане на заводе по производству катеров "Higgins Industries Inc.".