Bleriot Bleriot-XI
Страна: Франция
Год: 1909


Одноместный разведчик-корректировщик
Описание
Фотографии
Bleriot XI

  К концу 1908 года Луи Блерио смог добиться лишь незначительных успехов со своими монопланами, в то время как бипланы демонстрировали лучшую маневренность и более высокие летные характеристики. Но вскоре Блерио создал моноплан Bleriot XI, ставший этапной машиной в истории авиации.
  Bleriot XI демонстрировался вместе с Bleriot IX и незавершенным Bleriot X на автомобильно-авиационном салоне в Париже в декабре 1908 года. Самолет создавался в содружестве с Раймоном Солнье. Фюзеляж представлял собой деревянную ферменную конструкцию с большим количеством подкосов и расчалок. Крыло также поддерживалось расчалками и имело деревянный силовой набор с обшивкой из прорезиненной ткани. Управление по крену выполнялось не с помощью элеронов, а перекосом плоскостей - гошированием. Хвостовое оперение включало небольшой руль направления и стабилизатор с рулями высоты.
  Первый Bleriot XI был построен в конце 1908 года и впервые поднялся в воздух 23 января 1909-го с двигателем REP мощностью 28 л. с, снабженным очень простым четырехлопастным винтом REP. В таком виде самолет с января по март 1909 года выполнил 20 полетов под управлением самого Блерио. Наиболее долгий полет продолжался 3 минуты. Затем конструктор доработал аппарат в вариант Bleriot XI (mod), установив звездообразный мотор Anzani мощностью 25 л. с. с более эффективным двухлопастным деревянным винтом Chauviere. В таком виде самолет впервые поднялся в воздух 27 мая 1909 года. 26 июня он установил новый европейский рекорд продолжительности полета - 36 мин 55 с.
  Блерио принял решение вступить в борьбу за приз в 1000 фунтов стерлингов, учрежденный британской газетой "Дэйли Мейл" за первый перелет через Ла-Манш. В 16 ч 41 мин 25 июля 1909 года Блерио поднялся в воздух с поля недалеко от Кале, а в 17 ч 17 мин приземлился на побережье Дувра. Полет выполнялся на высоте порядка 100 м.
  В одночасье Блерио стал знаменитым. Немедленно посыпались заказы на постройку Bleriot XI - только за два дня после исторического перелета было заказано 100 аппаратов! Блерио начал массовое производство самолетов, однако уже не мог обходиться без субподрядчиков. В 1909-1912 годах Bleriot XI входил в число призеров на всех многочисленных европейских авиационных соревнованиях. Большинство знаменитых в те годы авиаторов летало на этой машине. Так Альфонс Пегу прославился петлями, выполненными на Bleriot XI в Хендоне в 1913 и 1914 годах. До конца 1913 года Блерио поставил заказчикам 800 самолетов из 1294 построенных в тот год во Франции.
  Военные увидели в Bleriot XI идеальный самолет общего назначения. Он использовался в боевых действиях еще до начала Первой мировой войны. Итальянцы применяли эти самолеты в итало-турецкой войне 1911-1912 годов, французы использовали против националистов в Марокко в марте 1912 года, а также в Тунисе и Алжире. Bleriot XI участвовал в двух балканских войнах (в 1912-1913 годы и в 1913 году) с обеих сторон. Первым военным вариантом стал Bleriot XI Militaire - одноместный моноплан с мотором Gnome мощностью 50 л. с.
  Bleriot XI до середины 1915 года состоял на вооружении шести французских эскадрилий, затем еще примерно год эти самолеты использовались для выполнения второстепенных заданий. Они также служили в вооруженных силах Великобритании (включая 104 машины, построенные по лицензии), Бельгии и Италии (70 самолетов построено по лицензии). Вариант с высокорасположенным крылом поступил на вооружение двух французских эскадрилий, а также применялся в Великобритании.


Варианты

  Bleriot XI Artillerie: одноместный разведчик-корректировщик на базе Bleriot XI Militaire
  Bleriot XI-2 Artillerie: двухместный разведчик-корректировщик с более мощным мотором
  Bleriot XI-2 Genie (инженерный): несколько увеличенный двухместный вариант Militaire с двигателем Gnome мощностью 70 л. с. и измененным шасси
  Bleriot XI-3: трехместный вариант Bleriot XI Militaire с двигателем Gnome мощностью 140 л. с. и рядом конструктивных изменений
  Bleriot XI Brevet Gouin: вариант Bleriot XI с крылом типа парасоль
  Bleriot XIE.1: одноместный учебно-тренировочный самолет
  Bleriot XI-2 bis: двухместный вариант с размещением членов экипажа бок о бок и измененным хвостовым оперением
  Bleriot XIR.1 Pinqouin: наземный тренажер с крылом, покрытым обшивкой лишь частично. Эти машины применялись во Франции, позже их использовали в США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bleriot XI Artillerie

  Тип: одноместный разведчик-корректировщик
  Силовая установка: ротативный мотор Gnome мощностью 50 л. с.
  Характеристики: макс, скорость на уровне моря 90 км/ч; время набора высоты 1000 м -18 мин; практический потолок 2000 м; продолжительность полета 3ч 45 мин
  Масса: пустого 320 кг; максимальная взлетная 800 кг
  Размеры: размах крыла 8,90 м; длина 7,80 м; площадь крыла 15,00 м2
  Вооружение: обычно отсутствовало, хотя иногда летчики брали в полет револьвер, пистолет или карабин; позже предусмотрели возможность подвешивать по бортам фюзеляжа бомбы общей массой до 25 кг
Bleriot XI использовался в Королевском авиационном корпусе в первые военные месяцы как легкий разведчик. Самолет снискал славу, первым перелетев через Ла-Манш, но он уступал новейшим германским аппаратам.
На основных опорах шасси самолета Bleriot XI стояли колеса велосипедного типа, соединенные общей осью. Исходную хвостовую опору с колесом позже заменили деревянной дугой.
"Блерио"XI (одноместный вариант) командира 2-го аэропланного отделения поручика Симеона Петрова. Аэродром Черкезей, весна 1913г.
Болгарский одноместный "Блерио-Милитэр".
"Блерио" XI-2 из состава аэропланно-балонной роты. 1914-1915гг. Окраска выполена по словесному описанию.
Двухместный "Блерио-Артиллери" из салоникского авиаотряда турецкой армии.
На салоне выделялся ретро-раздел. На фото: реплика знаменитого самолета Bieriot XI
Современная реплика "Блерио N XI".
В дополнение к оригинальному Bleriot XI, принадлежащему коллекции Салиса, в 1991 году по оригинальным чертежам была построена эта реплика двухместного Bleriot XI-2. Трудозатраты на постройку составили 2800 человеко-часов.
The Salis Collection's Bleriot XI, F-AZBA, flying in Switzerland in August 1985.
9 сентября 1911г.: первая в Великобритании официальная перевозка авиапочты выполнена на моноплане Bleriot Густавом Хамелем с аэродрома Хендон, графство Мидлсекс, в Виндзор, графство Беркс.
"...the driver sat partly exposed to view... with his hands on a raked-column steering wheel". Typical example of this early arrangement are provided by the Bleriot monoplane.
Луи Блерио над Ла-Маншем на подлете к английскому берегу.
Луи Блерио у своего самолета после перелета через Ла-Манш
Луи Блерио пересекает Ла-Манш. 25 июля 1909г.: установленный газетой "Daily Mail" приз в 1000 фунтов стерлингов за перелет через Ла-Манш выиграл Луи Блерио. Француз взлетел на своем моноплане Bleriot Type XI недалеко от Кале в 4 ч 35 мин утра и в 5 ч 12 мин, невзирая на туман над Ла-Маншем, в котором летчик едва не заблудился, и перегрев мотора Anzani мощностью 25 л. с. (мотор охладил дождь), приземлился в Великобритании в районе замка Дувр. Ла-Манш был покорен за 37 мин. На следующий день на первой полосе британского таблоида "Daily Sketch" красовался портрет Блерио с подписью: "Плакали наши денежки". От правительства Франции Блерио получил сумму, эквивалентную 3000 фунтам стерлингов. Денежные призы позволили летчику основать собственную фирму.
THE END OF A FAMOUS FLIGHT: As recorded elsewhere in this issue, the Mollisons, after accomplishing a magnificent flight across the Atlantic, met with misfortune - happily without very serious consequences - when landing. Twenty-four years ago - on July 25, 1909 - Louis Bleriot made history when attempting a similar exploit, the crossing of the English Channel. He, too, crashed on landing at Dover, as shown in the accompanying illustration. The progress made in flying since that time is remarkable when we compare his flight with the recent accomplishments of Gen. Balbo and his "Armada," Wiley Post's Round-the-World "trip," and that of the Mollisons referred to above.
Влияние перелета Блерио на публику Европы преувеличить невозможно. У многих изменились представления о географии, а Франция лишний раз подтвердила свой статус ведущей авиационной державы того времени.
1909-1934: The Bleriot monoplane (25-h.p. Anzani 3-cyl. air-cooled "fan-type" engine) on which M. Bleriot flew the Channel on July 25, 1909, on view at Buc Aerodrome last Saturday.
Mr. R. O. Shuttleworth, in the cockpit of his cross-Channel Bleriot, chats to Mr. A. E. Grimmer, who, in 1913, bought and flew the original from the remains of which this perfect replica was rebuilt.
1909-1934: M. Laurent Eynac - usually, but not at present, French Air Minister - Lord Londonderry, and M. Louis Bleriot beneath the latter's historic machine at Buc.
Bleriot sets off on his Channel flight. The machine is the still airworthy Bleriot which occasionally flies in France. An apparently unavoidable departure from strict accuracy is that the Anzani engine is not a three-cylinder of the type used on the memorable flight.
Достижение Блерио запечатлели газеты и открытки, они способствовали росту известности француза. Блерио всеми силами стремился популяризовать авиацию.
Военный летчик севастопольской авиационной школы лейтенант Дыбовский
Three Anzani-engined Bleriot XI Monoplanes left RAF Colerne on Wednesday, March 17, 1976, due to the closure of the station museum. The centre aircraft, an original belonging to L. D. Goldsmith and registered G-AVXV, went to RAF St Athan, and the other two, built from spares and new parts, went to the RAF Museum and the RAF Benevolent Fund, the latter to be kept at Salisbury Hall.
BOURNEMOUTH-1910: Some of the "Slight 'Planes." (3) Armstrong Drexel on the Bleriot monoplane, and Grahame-White on his H. Farman, about to start.
An almost perfect reconstruction - Mr. R. O. Shuttleworth's Bleriot, with a genuine three-cylinder Anzani engine. It took off and flew a short straight.
"Robert" lending a helping hand in holding back Marcel Desoutter's Bleriot monoplane before the latter sets out on one of his excellent exhibition flights.
M. Pegoud setting out to give his first demonstration of looping in England at Brooklands, September, 1913.
В полете аэроплан "Блерио XI"
Jeffrey Quill puttered around in the Bleriot, rarely above 10ft.
Музейный "Блерио-11", представляющий самолет Пегу.
"Блерио" в мертвой петле.
Пегу выполняет "мертвые петли"
Обладавший шармом и репутацией решительного мужчины, Блерио использовал личную славу во благо авиационной науки. Блерио сфотографирован вместе с великим французским летчиком Адольфом Пегу, который впоследствии стал первым в мире асом-истребителем.
Адольф Пегу на очередных гастролях возле своего "Блерио".
Пегу перед своим боевым "Блерио", лето 1914г.
Recalling Old Times: At the Staaken (Berlin) Easter Meeting, Herr Antonius Raab flew a Bleriot Cross-Channel type of monoplane.
Walter L. Brock - chewing hard, no doubt - on his Bleriot, is being rapidly overhauled by M. Martz on the Morane Saulnier during the First International Contest, October, 1913.
AN OLD TIMER: A replica of a Bleriot monoplane, type XI, which was flown at Hanworth by M. Quatremarre.
INTERESTING MACHINE AT ORLY: The Bleriot Channel type monoplane as used by Bleriot in his Channel flight of 1909.
"Блерио" летчика А.Васильева
Взлет самолета Васильева
Самолет Васильева над Валдаем
BORN 1910 AND STILL GOING STRONG: M. Quatremarre flying the Bleriot monoplane at Hanworth.
SOME EARLY AEROPLANES: THE BLERIOT MONOPLANE, SHOWN IN 4, WAS A TWO-SEATER. LATERAL CONTROL WAS BY WING-WARPING
Some of the old types which will be seen at the R.A.F. Display at Hendon on Saturday: The Bleriot monoplane
A two-seat Bleriot XI built after its creator's report. The increased height of the cabane and consequent improvement in the angle of the landing wires are obvious.
Став знаменитым после перелета через Ла-Манш, самолет Bleriot XI строился в больших количествах и в нескольких вариантах. В Bleriot XI-3 три человека размещались тандемом, а двигатель на нем стоял более мощный, чем на базовом Bleriot XI.
Поручик Симеон Петров в кабине одноместного "Блерио-XI".
Поручик Христо Топракчиев у своего самолета.
Учебный "Блерио" с трехцилиндровым двигателем "Анзани".
"Блерио-XI" с семицилиндровым ротативным двигателем "Гном".
Самолет Блерио "Олуй" - первый сербский военный (вооруженный) самолет
A two-seater Bleriot monoplane of 1913 which was extremely popular in its time, and was flown a lot by such famous pilots as Hamel, Hucks and Brock. The tail skid, placed far forward on the fuselage, acted as a fairly effective brake. The positively-cambered tail plane and negatively-cambered elevator feature was retained in this machine, but never afterwards.
Самолет Блерио "Гоночный"
Самолет типа "Блерио-XI", собранный на заводе Дукс (г.Москва) с его маркировкой. 1913г.
Моноплан "Блерио XII" штабс-капитана Б.В.Матыевича-Мациевича перед взлетом
Летчики 3-й эскадрильи Королевского авиационного корпуса сфотографированы на фоне Bleriot XI (слева) и Parasol (справа), Амьен, 1914год. Первые самолеты союзников не стали для германских аппаратов достойными противниками.
Вариант с высокорасположенным крылом Bleriot XI Brevet Goulin обеспечивал летчику лучший обзор вниз при выполнении разведывательных полетов. На снимке: самолет вооруженных сил Великобритании.
A pair of Bleriot Monoplane wings well on the way to completion.
Гибель любимца французской публики Леона Дэлагранжа.